Объемы производства ключевых строительных материалов с 2024 года увеличатся в 2-3 раза, для достижения этой цели необходимо будет построить дополнительные мощности. Об этом заявил заместитель директора департамента металлургии и материалов Минпромторга РФ Роман Куприн, выступая на Международном форуме по развитию промышленного строительства и проектирования ICID – 2022. Мероприятие прошло на минувшей неделе в Екатеринбурге.
Фото: https://xn--80aegj1b5e.xn--p1ai/publication/promys...
Такое ускорение промышленности строительных материалов (ПСМ) потребуется в связи с реализацией Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года.
«На сегодняшний момент импортозависимость строительной отрасли в части основных строительных материалов не превышает 4%, - подчеркнул Роман Куприн. - По оценке балансов производства, до 2024 года мы полностью можем работать в бездефицитном режиме. А дальше у ПСМ появится возможность для развития».
По его словам, предприятиям отрасли придется наращивать мощности по производству цемента, щебня, газобетона, кирпича, минеральной теплоизоляции, керамической плитки, сухих строительных смесей. Что же касается импортозависимости, стране сегодня не хватает материалов, которые относятся к премиальному или узким специализированным сегментам. Здесь количественное потребление выпадающих продуктов небольшое, и производить их зачастую экономически нецелесообразно. Это краски, пигменты, малотоннажная и среднетоннажная химия, ряд позиций минерального сырья.
«В первую очередь нам не хватает каолинов, которые традиционно поставлялись с Украины. В настоящий момент мы вынуждены переориентироваться на другие источники поставок и развивать российское производство, - заявил чиновник. - Каолин отечественного производства раньше по качеству был хуже, чем украинский. Сейчас идет работа по возможности его обогащения, рассчитываем, что до конца года сможем обеспечить необходимое качество»
Представитель Минпромторга РФ отдельно остановился на зависимости от зарубежных производителей оборудования, подчеркнув, что она серьёзная. На текущий момент проблема решается в основном за счет переориентации на китайских и турецких производителей. Кроме того, стимулируется развитие российского машиностроения.
О важности этого вопроса говорила и модератор дискуссии, вице-президент Национальной палаты инженеров, директор по развитию ООО «К4» Елена Колосова, которая заявила, что лично знает десятки строек, которые были остановлены из-за отсутствия нужных машин.
«Стратегия Минстроя опирается на вопросы строительства жилья, - подчеркнула она. - Но проблему импортозамещения оборудования мы обсуждаем не первый год, хотелось бы понять, насколько вопросы промышленного строительства будут включены в этот документ».
Отвечая на вопрос, Роман Куприн рассказал, что для решения данног вопроса Минпромторг совместно с Агентством по технологическому развитию, с одной стороны, работает над внедрением, так называемого, обратного инжиниринга, когда потребитель занимается локализацией производства определенных узлов, которые являются расходными частями для основного технологического оборудования. С другой стороны, существуют возможности субсидирования НИОКР в сфере производства оборудования в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1649. «Но нужно понимать, что без компаний, которые готовы взять на себя его производство, мы ничего делать не сможем», - заявил он.
Также чиновник отметил хорошие перспективы в части отечественного производства оборудования для крупнопанельного, сборно-монолитно-каркасного и объемно-блочного строительства из железобетона.
«В этой части мы достигли достаточного уровня импортозамещения и можем развивать данное направление без какой-либо зависимости от зарубежных стран, - отметил Роман Куприн. – Кроме того, у нас очень хорошо развита система строительства из сэндвич-панелей и металлического каркаса, которые сейчас являются основными элементами для возведения промышленных и складских зданий».
По его словам, представители власти сейчас занимаются тем, чтобы снизить административные барьеры при проектировании таких зданий, учитывая опыт строительства ковидных госпиталей, когда проектирование и выдача разрешительной документации позволяла построить сооружения за один месяц. «Мы хотим решить этот вопрос с Минстроем, чтобы сократить таким образом сроки прохождения экспертизы и в целом строительства промышленных зданий», - подчеркнул представитель Минпромторга РФ.
Для решения проблем импортозамещения существует и меры поддержки производителей стройматериалов и оборудования. Например, специнвестконтракт (СПИК), когда предприятие заключает соглашение с государством, в котором фиксируются его обязательства реализовать инвестиционный проект. Власть же обязуется обеспечить стабильность условий ведения бизнеса и предоставить меры господдержки. Также существуют субсидии на транспортировку строительных материалов на экспорт. По словам чиновника, эта мера позволила сохранить ПСМ, когда в стране был спад строительства.
«Именно экспортные потоки позволили нам получить самую современную стекольную промышленность, производство тонкой керамики, санфаянса, теплоизоляции и гидроизоляции, - отметил Роман Куприн. - Это сегменты с высокой долей экспортного потенциала».
Еще одна мера поддержки, рассчитанная на производителей оборудования, - субсидирование производства пилотных партий. По сравнению с российской, зарубежная продукция зачастую более известна на рынке. Для того чтобы поддержать ценовую конкурентоспособность отечественных разработок и компенсировать издержки производителей, государство субсидирует затраты под обязательство поставщика пилотной партии в течение трех лет увеличить в 10 раз объём реализации продукции.
Наконец, Фонд развития промышленности предоставляет для производителей несколько видов займов под 1-5% годовых. Максимальный – 2 млрд руб. на срок до 7 лет. Подробнее об этих мерах поддержки рассказал генеральный директор Фонда развития промышленности Свердловской области Александр Казаков.
По его словам, в рамках регионального фонда есть четыре программы, по которым доступно такое финансирование. Это проекты развития, комплектующие изделия, производительность труда и проекты лесной промышленности. У федерального фонда возможностей больше, и финансирование возможно по 12 программам.
«Первые три года мы имеем возможность предоставлять предприятиям каникулы по уплате основного долга, - отметил Александр Казаков. - Но надо учитывать, что такая поддержка предполагает софинансирование со стороны заемщика и подразумевает залоговое обеспечение».
Кроме того, фонд является оператором национального проекта «Производительность труда». Существует целый спектр мер, направленных на стимулирование этого направления. Это и адресная поддержка предприятий, и системные меры, включающие в себя налоговые льготы, инвестиционный налоговый вычет и образовательные программы Всероссийской академии внешней торговли.
Попасть в проект могут предприятия из обрабатывающей промышленности, строительства, транспорта, логистики, торговли и сельского хозяйства. Выручка компаний должна составлять не менее 400 млн руб. в год. В Свердловской области такой поддержкой пользуются 170 предприятий.
«Во-первых, существующие меры поддержки крайне забюрократизированы, их очень сложно получить, - считает директор Института проектирования экспертиз Евгений Лоскутов. – А во-вторых, их недостаточно. Если стоит задача развивать производство в кратчайшие сроки, необходимо дать возможность предприятиям быстро получать деньги из банков или институтов развития просто на основании бизнес-планов».
Отвечая на эту реплику, Роман Куприн заявил, что попытка найти более простые механизмы финансирования предпринимаются, однако полностью отказаться от бюрократии не получится, так как государство требует обязательной возвратности средств и серьезно проверяет обеспеченность предприятий.
«Здесь мы ничем не отличаемся от коммерческого банка, у нас те же запросы, - заявил он. – Но, если кредитная организация может пойти на какие-то риски в своих бюрократических процедурах, то государство нет. Оно должно обеспечить безопасность своих средств, иначе те очень быстро кончатся».
Новой мерой поддержки в этой связи является, по словам чиновника, промышленная ипотека. До недавнего времени вся помощь была направлена на проектные работы, инжиниринг и закупку оборудования. Теперь появился инструмент, который позволяет приобрести здание, пока уже возведенное, но власть продолжает работу по расширению промышленной ипотеки и на возводимые объекты.
«Кроме того, сейчас прорабатываются дополнительные меры, направленные на поддержку развития ПСМ, - отметил Роман Куприн. - Как только дойдем до стадии согласования с другими ФОИВами, мы этот вопрос вынесем на обсуждение широкой общественности».
Работа форума была поделена на несколько блоков по отраслям: легкая промышленность, металлургия, химическая и нефтехимическая отрасли, атомная промышленность и машиностроение, коммуникации, индустриальные парки, особые экономические зоны, логистические центры и пищевая промышленность. В каждом блоке выступили заказчики и подрядные организации, которые имели возможность рассказать о своем опыте промышленного строительства и проектирования, заявить о системных проблемах и мерах, которые предлагаются для их решения.
«Международный форум по промышленному строительству мы проводим первый раз, и успешно. Таким образом мы стараемся заботиться о строителях и о проектировщиках, в данном случае, решить, что еще необходимо сделать, чтобы строительство промышленных объектов шло быстрее, проще, выгоднее, согласно наказам Президента РФ, - отметил организатор форума, заместитель генерального директора по связям с общественностью СРО Уральское объединение строителей и СРО Лига проектных организаций Денис Снетков. - Сегодня смогли поднять ряд серьезных проблем, и мы нацелены на их решение, коллеги из органов власти готовы нас услышать».
Инициативы участников мероприятия нашли свое отражение в итоговой резолюции форума и направлены в соответствующие ФОИВы.
Евгений Горчаков
Комментарии (0)