Александр Ширинкин,
архитектор, член Союза архитекторов России
Зимняя олимпиада в Сочи прошла без малого 10 лет назад. Это событие оказало значительное влияние на город, наградив его неформальным статусом главного курорта России.
Как олимпиада отразилась на сфере частной застройки – рассказывает архитектор Александр Ширинкин, эксперт по проектированию частных домов на Черноморском побережье.
Панорама центра Сочи
СЭ: Александр, Вы с 2010 года проживаете и работаете в Сочи. Расскажите какой была частная застройка, когда вы начали работать в регионе?
А.Ш.: Казалось бы, Сочи – город с пальмами, морем, горами и огромным потенциалом для самовыражения, в том числе, в архитектуре собственных зданий. Но, до олимпиады, застройка индивидуальных домов существенно не отличалась от архитектуры остальной - не столичной России. Даже климатический фактор не особенно оказывал влияние на вновь появляющиеся здания.
У заказчиков пользовались популярностью домики с многоскатными крышами и позолоченной лепниной в интерьерах. «Южность» и «курортность» создатели этих строений пытались изобразить балясинами, «украшающими» фасад здания, и другими неуместными приемами.
Частная резиденция в Сочи. Автор А. Ширинкин
В целом, архитектура региона была очень инертна и не имела ясного эстетического ориентира. Индустрия частных домов застряла в самовоспроизводстве зданий сомнительного достоинства. Мне кажется, эта тенденция была связана с тем, что архитектура - очень консервативное искусство. Дома строят на десятки лет. И если человек не является профессиональным застройщиком, то делает он это обычно один раз в жизни. Естественно, никто не хочет, чтобы его дом через 5-10 лет оказался морально устаревшим.
В этой сфере заказчики не склонны к серьёзным экспериментам - цена ошибки может быть довольна велика. Поэтому люди придерживались, так сказать, проверенных временем решений, без оглядки на то, что такой подход безнадежно устарел.
Вилла «Скальная». Автор А. Ширинкин
СЭ: Как олимпиада отразилась на архитектуре частого жилья?
А.Ш.: Олимпиада, стала тем событием, которое заставило пересмотреть сформировавшиеся подходы к имеющимся стандартам жизни. Инфраструктура региона подверглась колоссальной реконструкции, появилось большое количество общественных объектов международного уровня. Прямого влияния олимпиада на индивидуальные дома не оказала. Но даже сам факт соседства с таким грандиозным событием не мог пройти бесследно. Этот период фундаментально изменил обитателей города и их требования к современному курорту и, конечно, к собственному жилищу.
Я думаю, что это связано, в основном, с притоком в регион новых жителей, которые понимали, что в месте с таким климатическим потенциалом, морем и солнцем, высокой стоимостью строительства и готового жилья, просто невозможно стоить себе дом по старым принципам. За несколько постолимпийских лет полностью изменился портрет рядового заказчика, желающего построить частный дом. Теперь большинство хотело обзавестись зданием с современной архитектурой. Жильем, которое будет удобно и эффектно, будет соответствовать уровню главного курорта страны.
VILLA 560. Автор А. Ширинкин
СЭ: Вы спроектировали десятки частных домов в Сочи. Многие ваши проекты стали лауреатами престижных архитектурных премий. По вашему мнению, что лежит в основе успешного проекта для курортного региона?
А.Ш.: Идея – основа любого проекта. И не важно, что это будет за здание и где оно будет находиться. Здание без идеи обречено на неудачу. По моему мнению, решение головоломки по созданию хорошего проекта зависит от 3-х основных факторов:
- Контекст участка. То есть условия, в которых объект будет размещаться: соседство, визуальные характеристики, рельеф местности, климат
и так далее. То есть, объективные условия размещения постройки. - Представления заказчика о прекрасном. На мой взгляд, в своем жилище человек имеет право на любую странность, на любое отступление от стандарта. Нет одинаковых людей, почему тогда должны быть одинаковые дома?
- Технические и юридические ограничения. Силу тяжести никто не отменял и это надо иметь в виду, особенно в регионе с возможной сейсмической активностью. Про бюрократию тоже нельзя забывать: необходимо соблюдать градостроительные ограничения. Проект должен быть спроектирован так, чтобы реализация не уступала проекту и, конечно, об этом надо думать с первых эскизов.
Собрав эти исходные данные в одно уравнение, архитектору остается только правильно его решить. Проблема в том, что иногда эти три составляющие противоречат друг другу, являются взаимоисключающими. В этом заключается парадокс профессии архитектора. Профессии, в которой художественное начало в равной мере совмещено с техническим обоснованием. Но тем и отличается искусство от науки, что в искусстве возможно все, если автор проявит остроумие и изобретательность.
Группа жилых домов в Сочи. Авторский коллектив О. Задикян, А. Ширинкин
СЭ: Какое будущее Вы видите в развитии сегмента частных домов в Сочи?
А.Ш.: По моим наблюдениям, ожидания жителей Сочи за несколько лет выросло: от домов «с башенками» до относительно приемлемого представления о хорошей архитектуре. Появляются действительно интересные примеры современных частных домов. Вместе с тем, есть ощущение, что после качественного скачка тенденция изменилась и опять началось увлечение излишней декоративностью.
Но сейчас отсутствие архитектурной мысли скрывают не балясинами, а, например, головокружительной подсветкой, увешенной по всем частям здания, пестротой различных отделочных материалов, «прекрасными» позолоченными вставками и другой мишурой. Впрочем, это проблема не только частных домов в Сочи, а тенденция характерная для профессии в целом, присутствовавшая в том или ином виде во все времена.
Хочется верить, что небывалый спрос на недвижимость в Сочи, который бил все рекорды в последние годы и подталкивал возрастающие требования к архитектуре, приведет к дальнейшему устойчивому развитию качества архитектуры в регионе. Город имеет огромный потенциал. Город – это люди. Какие будут его жители, такая будет и архитектура.
Интервью подготовил: Алексей Санталов, ИД "Строительный Эксперт"
Комментарии (0)