Законодательство в строительстве: «дома» наступает порядок?

Подпишитесь на канал

Депутаты подвели итоги работы Комитета Государственной Думы РФ по строительству и ЖКХ в весеннюю сессиюна встрече с журналистами в медиагруппе «Россия сегодня». Политики обсудили принятые законы и планируемые к рассмотрению в осеннюю сессию законопроекты, затрагивающие различные вопросы: от комплексного развития территорий (КРТ) и финансовой поддержки долгостроев до проблем архитектурны.

173becf5237d27224473748a4b53ed99.jpg

Меньше бюрократии, больше прозрачности

Основным итогом работы сессии председатель комитета Сергей Пахомов назвал вектор на разбюроктратизацию, упрощение административных процедур в помощь строительным организациям. В Госдуме, в частности, готовится законопроект, который позволит упростить систему КРТ. Предлагаемые изменения уменьшат диссонанс между заявками на финансирования от регионов и программами развития в субъектах.

«Вместе с коллегами из Минстроя мы готовим поправки в действующее законодательство, в том числе это будет касаться и подготовки документации по планировки территорий. Работа будет идти параллельно с программой развития систем коммунальной инфраструктуры», – сказал Сергей Пахомов.

В сфере ЖКХ выбран курс на достижение максимальной прозрачности рынка управления домами. Так, в ходе сессии было принято решение, согласно которому управляющая компания должна обслуживать дом не менее одного года. Законодатели также ограничили одновременное проведение собраний по одному и тому же вопросу; отдельно была поднята тема ответственности по ведению документации.

«Мы приняли решение, весьма осложняющее фальсификацию протоколов в многоквартирных домах при проведении общих собраний – отдельным документом обязали устанавливать Ф.И.О. То есть теперь человек, подделывающий протоколы, сразу «нарисует» себе существенную ответственность», – добавил депутат.

Зачем нам то, что не работает?

По словам Сергея Пахомова, комитет также изучал развитие системы саморегулирования в строительной отрасли.

«Около 200 млрд руб. находятся на счетах саморегулируемых организаций (СРО). Эти деньги, по сути, навсегда заморожены, - заявил депутат. – Они превратились в так называемые компенсационные фонды – средства, которые СРО должны выплачивать за некорректно работающих подрядчиков».

Между тем, за почти десятилетнюю историю СРО строителям выплатили лишь 900 млн руб., проектировщиком – около 200 млн. При этом около 40 млрд разрешено использовать в качестве поддержки, но пока использовали только 2-3 млрд руб. «То есть что-то не работает. Сегодня мы погружаемся в работу этих организаций, и там точно будут перемены», - уверен Сергей Пахомов.

По словам депутата, сами СРО в происходящем не виноваты, они достаточно активны, однако обращений за взысканиями от них поступает мало. Пахомов считает, что эта работа не налажена на государственном уровне. По итогам трех кварталов Комитет и нацобъединения проанализируют, скольким объектам удалось помочь при помощи средств СРО. Тогда можно будет делать вывод о качестве их работы. «Если СРО не могут помочь, тогда какой смысл в их работе? Контролеров у нас и так хватает», – заключил народный избранник.

5f98c461b45753e7cefcb21002d94205.jpg

Что творится с архитекторами?

Депутат обратил внимание на внешний облик российских городов, которые становятся всё более одинаковыми, а работу архитекторов, по его мнению, в регионах уже не заметно. Эту тенденцию можно изменить, обновив законодательную базу.

«Закон об архитектурной деятельности уже около пяти лет пылится у коллег в правительстве. На днях с Союзом архитекторов России и Минстроем мы договорились «подойти к снаряду». Но это не простая работа», – заявил политик.

Сергей Пахомов подчеркнул, что ситуацию нужно менять по всей стране. Причинами такого положения он называет низкую квалификацию самих архитекторов и роль, которую им отводят в строительном процессе.

«Архитекторы на стройке – это, по сути, главные люди, а сегодня не каждого из них даже пускают на объект. Наша стратегическая задача – создать качественную градостроительную среду, которая будет отвечать современным требованиям. Это касается и архитектуры, потому что мы всё воспринимаем визуально. Да и вообще у каждого здания должно быть имя и фамилия архитектора», – считает депутат.

Продолжая тему, Сергей Пахомов сказал также, что в текущей обстановке созрела необходимость уделить особое внимание и рынку проектирования гособъектов.

«Сегодня на рынке представлены 55 тыс. проектных организаций, из них 15-20 тыс. ежегодно принимают участие в различных конкурсах на проектирование. Я очень сомневаюсь, что в отрасли вообще есть такое количество специалистов», – заявил он.

По его словам, конкурсы для проектных организаций чаще всего имеют два исхода: либо они признаются несостоявшимися, либо заключаются с 40-50% занижением цены. При этом, по мнению политика, государственное и бюджетное строительство в таких условиях не становится быстрее и качественнее. «Это неправильно.Дешевый проект - равно дорогая стройка», – резюмировал Сергей Пахомов.

И снова об аренде

Первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы Российской Федерации по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев затронул тему правового статуса арендных домов. По его мнению, в этом секторе необходим базовый государственный подход, так как сегодня не узаконено понятие «арендный» или «доходный» дом. Необходимо также внедрять экономические преференции, которые будут стимулировать появление и развитие на рынке такого продукта. «Должно быть бесплатное выделение земли, десятилетняя нулевая ставка на стоимость участка, налога на землю и имущество, а также бесплатное подключение к сетям и специализированной льготный кредит на строительство подобных объектов», – считает депутат.

93f56db57c6e217c57e6eee8a7d3def2.jpg

Он добавил, что на данный момент у инвесторов нет стимула вкладывать средства в объекты такого рода, поэтому подход к разрешению правового вакуума должен быть «простой, но кардинальный». По его словам, Комитет совместно с Минстроем планирует предложить Правительству РФ ряд шагов в этом направлении. После чего данный сегмент рынка сможет начать функционировать. Сегодня же он либо отсутствует, либо существует «в виде серого полулегального бизнеса аренды жилья», заявил Кошелев.

О региональных подходах и штрафах

Владимир Кошелев задел также вопросы развития застроенных территорий и совершенствование подходов при реализации программ расселения из ветхого аварийного фонда.

«Наши города стареют, дома ветшают, и в некоторых регионах есть крайне негативная практика по расселению таких территорий. Подходы региональных чиновников иногда просто в голове не укладываются, - негодует политик. - Есть рекомендованная цена, которая на данной территории установлена Минстроем России, но по какой-то причине чиновник снижает цену, и из-за этого человек не имеет возможности приобрести жилье взамен ветхого».

По его мнению, в данном вопросе не обойтись без оценки земельного участка и учёта количества жителей. «Сколько было балконов или комнат, столько гражданин при расселении и должен получить. Компенсация не может быть ниже стоимости, зафиксированной Минстроем. Если чиновник захочет сделать цену ниже — это станет нарушением закона», - заявил Владимир Кошелев.

По его словам, данные темы будут обсуждаться уже в ходе следующей сессии. «В рамках Комитета мы прорабатываем законопроект, где предусмотрено, что чиновники должны сначала продумать всю программу расселения, подписать с жильцами квартирографию, а потом им дается на расселение не более трёх месяцев. Если жильцы не съезжают, то данный чиновник нарушит закон», – заключил Кошелев.

По словам депутата, в работе находится также вопрос о штрафах за отключение горячей воды. Он будет касаться ресурсоснабжающих организаций. «У нас очень хорошо отработаны штрафы населения, а вот механизм наказания ресурсников - плохо. Необходимо уравновесить права и обязанности коммерческих структур и наших граждан», – считает Владимир Кошелев.

Итоги работы и планы, о которых рассказали депутаты, в первую очередь касаются уменьшения административной нагрузки на застройщиков и нормативного совершенствования. Народные избранники обозначили готовность и дальше выстраивать законодательство для развития строительной отрасли. При этом они не скрывают недостатки уже сформированной системы. Таким образом, благодаря обновляемой правовой базе строительный комплекс России становится все более централизованным. «Дома» наступает порядок.

Мария Щербакова

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!