Заметки по проекту технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий»

Подпишитесь на канал

Автор: А.Г. Анкудинов, 
Член ПК 3 ТК 465, Член Технического совета НОСТРОЙ, Заслуженный строитель РФ

Разработчиками проекта технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности строительных материалов и изделий» (далее ТР СМ) проделана большая работа по разработке основы регламента. Разработка ТР СМ на мой взгляд концептуально в целом ведется в правильном направлении. В регламенте закладываются требования и механизмы определения ключевых характеристик строительных материалов и изделий в соответствии с областями их применения, правила обращения на рынке ЕАЭС и с оценкой их влияния на безопасность зданий и сооружений.

В то же время проект ТР СМ имеет ряд серьезных недостатков, которые можно устранить. Так, представленный на обсуждение комплект документов ТР СМ очень объемный, его на мой взгляд можно сократить и оптимизировать без ущерба для его содержания.

1. Приложение 1 к проекту технического регламента «Перечень строительных материалов и изделий, на которые распространяется действие технического регламента» не охватывает все группы строительных материалов. В перечень приложения 1 не включены электротехнические изделия; отсутствуют материалы и реагенты, используемые для водоочистки и водоподготовки, для которых в ТР СМ предлагаются требования (раздел 5 и приложения).

Приложение 1 к техническому регламенту не информативное. Группы строительных материалов и изделий в нем можно сразу увязать (в табличной форме) с укрупнёнными идентификационными кодами единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Союза ТН ВЭД ЕАЭС и с основным назначением - областью (областями) применения строительных материалов и изделий, как это сделано в Техническом регламенте ТС «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» ТР ТС 002/2011.

2. Регламент следует рассматривать как фундаментальный документ длительного пользования, который закладывается на десятилетия. С этой точки зрения хотелось бы большей продуманности и систематизации в формировании основополагающего перечня строительных материалов и изделий, приведенного в приложения 1 к техническому регламенту.

Так, классификация групп строительных материалов и изделий в техническом регламенте ЕАЭС принята по нелогичному и не до конца выдержанному алфавитному принципу.

На этой нелогичной «классификации», приведённой в приложении №1, построены все документы ТР СМ, в частности перечни стандартов, обеспечивающих соблюдение технических требований и стандартов, содержащих правила и методы испытаний, общим объемом свыше 2300 строк.

Поскольку ТР СМ вместе с приложениями и примыкающими к нему документами представляет очень большой массив информации, принятия систематизация строительных материалов и изделий уже сейчас создаёт трудности в поиске нужного материала или изделия, и всегда будет создавать эти трудности в будущем. Это создает достаточно серьезные сложности для практического использования документов ТС СМ всеми заинтересованными лицами. С добавлением новых групп и материалов, которые неизбежно будут появляться, бессистемность структуры документов будет только увеличиваться.

Основой для идентификации и сертификации строительных материалов и изделий логично использовать, например классификатор ТН ВЭД ТС, или функциональное назначение материалов (для несущих конструкций, отделочные, с разделением на виды материалы и изделий, по природной основе и т. д). Предлагаю, пока ТР СМ еще в стадии проекта, создать и перейти на логичную классификацию всего разнообразного массива материалов и изделий.

3. Текст ТР СМ с обязательными приложениями очень объемный за счет попытки изложить в нем все обязательные характеристики всех материалов и изделий (приложении №3 к ТР СМ), которые для практического использования продублированы в межгосударственных стандартах.

Необходимости в таком дублирующем изложении показателей материалов никакого нет. Ведь, по сути, межгосударственные стандарты – это обязательное продолжение, составная часть комплекта документов ТР СМ, содержащие требования к конкретным материалам и изделиям и их значения.

В ТР СМ достаточно установить (обозначить) виды безопасности для групп продукции (механическая, пожарная безопасность, энергетическая эффективность, доступность при использовании и т. д). Обязательные характеристики видов безопасности и их конкретные значения достаточно изложить только в межгосударственных стандартах к ТР СМ (там они содержатся и сейчас в действующих стандартах).

Такой порядок изложения требований к объектам нормирования (в том числе материалам) действует на практике и в Технических регламентах ТС «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» ТР ТС 002/2011 и «Безопасность автомобильных дорог» ТР ТС 014/2011 и других, которые согласно пояснительной записки к ТР СМ приняты в качестве исходных источников информации при разработке регламента.

Сосредоточение обязательных характеристик безопасности и их конкретных значений, включая санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, только в межгосударственных стандартах, позволит значительно уменьшить объем документов ТР СМ, сделать их удобными для пользователей, в частности сократить большие Приложении 3 и Приложении 8.

Отражение всех требований к конкретной продукции только в одном документе (стандарте), позволит упростить механизм идентификации, паспортизации, декларирования и сертификации строительных материалов и изделий.

По мере развития науки техники, совершенствования технологии, будет значительно проще актуализировать и пересматривать отдельные межгосударственные стандарты, чем вносить изменения в основной текст ТР СМ. Так это нормально работает в действующем ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог».

В силу разнообразия и многочисленности межгосударственных стандартов указание конкретных реквизитов стандартов в текст ТР СМ представляется нецелесообразным. Например, в ТР ТС 002/2011 «О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта» и других регламентах указывается только принципиальное название межгосударственного стандарта – объекта стандартизации. Это дает возможность оперативной актуализации межгосударственных стандартов без внесения изменений в собственно текст ТР СМ.

Таким образом, предлагается Приложение 3 и Приложение 8 из текста ТР СМ скорректировать. Из приложения 3 исключить конкретные характеристики продукции. Укрупнённые требования к группам продукции (там, где это необходимо), сохранить в тексте регламента, а конкретные характеристики конкретных материалов и их значения, включая санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, вынести в межгосударственные стандарты.

Это целесообразно сделать на этой стадии разработки регламента, тем более что как следует из представленных поясняющих документов, практически все межгосударственные стандарты необходимо разрабатывать или перерабатывать заново и тогда в них можно внести значение показателей безопасности в соответствии с современными требованиями.

4. ТР СМ допускает в отдельных случаях применение национальных стандартов, технических свидетельств и др. документов, не согласованных всеми государствами, участниками принятия регламента.

Считаю, что для целей ТР СМ должны использоваться только межгосударственные стандарты или другие документы, признаваемые всеми государствами – участниками межгосударственного соглашения.

Применение национальных (государственных) стандартов и других документов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов (проб) для целей ТР СМ, в случае отсутствия межгосударственных стандартов должно допускаться исключительно в случае их признания всеми государствами – первоначальными участниками межгосударственного соглашения.

5. В ТР СМ заложен механизм применения технического свидетельства для новых строительных материалов, не имеющих разработанных стандартов с техническими требованиями (пп. 27-30 проекта ТР СМ и прил. 5-7). Согласно предложениям проекта, используя этот межгосударственный механизм, государства ЕАЭС, подтверждая пригодность нового материала по требованиям и правилам своей страны, могут входить со своей новой продукцией на всю территорию рынка ЕАЭС, в том числе на рынок РФ. В предлагаемом виде механизм технического свидетельство из ТР СМ следует вообще исключить, как неприемлемый.

Для целей подтверждения свойств строительных материалов и изделий, согласно ТР СМ должны использоваться только межгосударственные стандарты или другие документы, признаваемые всеми государствами – участниками межгосударственного соглашения. Оценка соответствия новых строительных материалов и изделий, даже по установленным в техническом свидетельстве параметрам, должна быть аналогична процедурам обычной сертификации и декларирования, принятым для всех материалов и изделий.

6. Декларирования соответствия строительных материалов и изделий на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации (п. 24 ТР СМ), считаю возможным допустить только для продукции, не предназначенной для использования в несущих конструкциях и для материалов, не создающих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

7. Замечания по терминологическому аппарату:

  • В ТР СМ необходимо дать определение термину «изготовитель строительных материалов или изделий».
  • В процессе использования ТР СМ и обращения продукции, неизбежно будет возникать вопрос, а что такое несущественные характеристики конкретных строительных материалов или изделий. Во избежание спекуляций и вольных трактовок необходимо дать обобщённое определение. несущественным характеристикам строительных материалов и изделий.

8. Как следует из представленных поясняющих документов, для полноценного функционирования ТР СМ необходима разработка (или внесение изменений, пересмотр) 485 межгосударственных стандартов. Согласно пояснительной записке к проектам перечней стандартов необходимых для применения и исполнения требований ТР, всего необходимо разработать 511 стандартов с техническим требования и 875 стандартов с методами испытаний.

Имеет смысл отложить срок введения ТР СМ до разработки недостающих в принципе межгосударственных стандартов, а пересмотр и актуализацию имеющих межгосударственных стандартов выполнять в переходной (пробный) период действия ТР ТС.

9. ТР СМ предполагает организацию государственного строительного надзора в странах-участницах для проверки соответствия применяемых строительных материалов требованиям технических регламентов и проектной документации. Государственный строительный надзор за изделиями и материалами применяемых в несущих конструкциях и с вредными для человека воздействиями, необходим с целю обеспечения за безопасностью их применения, но, например, в РФ такой государственный строительный надзор отсутствует.

Для нормального функционирования ТР СМ такой надзор на рынке ЕАЭС должен действовать по единым правилам. Ответственность за безопасность и качество применяемых строительных материалов и изделий, которая в ТР СМ не предусмотрена, во всех странах ЕАЭС должна быть адекватно одинаковой.

ТР СМ не дает предложений по установлению административной и уголовной ответственность по отношению к изготовителям, уполномоченным органам по подтверждению соответствия за безопасность и качество выпускаемых на рынок материалов, объективность и достоверность сведений, содержащихся в сопроводительной и другой документацию на продукцию в соответствии с законодательством государств-членов Союза.

10. Главным документом при обращении строительных материалов и изделий на рынке должен являться документ изготовителя на партию продукции, именно с него начитается ответственность за безопасность материалов и изделий.

Например, в российском СП 48.13330.2019 «Организация строительства» п.9.1.14. четко указано, что основным документом, подтверждающим технические требования к применяемым строительным материалам, конструкциям, изделиям, полуфабрикатам и оборудованию, является документ изготовителя (например, паспорт качества). ТР СМ не содержит требование к оформлению изготовителем сопроводительного документа на партию продукции. Учитывая, что показатели продукции (например механические) для различных партий одного производителя могут отличаться, требования по паспортизации необходимо изложить в ТР СМ четко.

11. Принятую в ТР СМ прил. 4 классификацию строительных материалов и изделий с оценкой рисков безопасности в привязке к зданиям и сооружениям считаю необходимым доработать. В правовой и технической базе ЕАЭС и РФ отсутствует общепринятая методология проведения оценки анализа рисков строительстве, это дает широкие возможности для вольных экспертных оценок.

Классификация и идентификация строительных материалов и изделий должна быть простой и очевидной, не должна заставлять пользователя проводить сложные умозаключения.

Например, для целей ТР СМ, в том числе при назначении схем сертификации и декларирования достаточно принять более простую и понятную всем, в том числе в странах ЕАЭС классификацию строительных материалов и изделий в зависимости от назначения и ответственности зданий, например:

  • Класс 1 - строительные материалы и изделия, используемые при возведении несущих конструкций зданий и сооружений.
  • Класс 2 - строительные материалы и изделия, используемые при возведении ограждающих конструкций зданий и сооружений.
  • Класс 3 - строительные материалы и изделия, используемые при возведении зданий и сооружений, не вошедших в классы 1 и 2, в том числе отделочные материалы.

Член ПК 3 ТК 465
Член Технического совета НОСТРОЙ
Заслуженный строитель РФ
А.Г. Анкудинов
04.08.2023г

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!