Как ускорить «промку»? Импортозамещение, промышленная ипотека и регуляторная гильотина

Подпишитесь на канал

Правила промышленного строительства меняются. Перед отраслью поставлена задача кратно ускорить темпы возведения заводов. Для этого Правительством РФ разработана «дорожная карта» изменений. Дополнить данный документ предложениями реального бизнеса призван Всероссийский и международный форум о развитии промышленного строительства и проектирования ICID-2023, который прошел на минувшей неделе в Екатеринбурге. Организаторы форума – СРО «Уральское объединение строителей и СРО «Лига проектных организаций, соорганизаторы компания «К4», Фонд «Центр стратегических разработок» при поддержке Ассоциации «Национальное объединение строителей», Минстроя России, Минпромторга России.

76fdbddcfd9c6113973b8b8cbf20f634.jpeg

В России ежегодно вводится в строй около 200 заводов. Объем промышленного строительства оценивался в 3,3 трлн руб., который к 2030 году должен вырасти до 7,5 трлн, а к 2035-му – до 9,2 трлн руб.

Решения этой задачи не достичь без изменений внутри самого промышленного строительства. По словам заместителя директора Департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Анастасии Дорошенко, средний срок строительства промышленного предприятия в России – 6-7 лет, и он на 40% длиннее, чем, скажем, в Европе.

В связи с этим, Президент России поручил Правительству провести комплексную ревизию регулирования в промышленном строительстве, чтобы нарастить набранные темпы и улучшить деловой климат. «Построить завод «под ключ» в России должно быть быстрее, значительно выгоднее и проще, чем в других регионах мира», – поставил задачу президент.

Именно для выполнения данного поручения Правительство РФ разработало специальную «дорожную карту» «Реинжиниринг правил промышленного строительства», куда сегодня включаются все инициативы по улучшению норм промстроительства. В результате к 2030 году сроки строительства промышленных объектов должны сократиться на 40%, а затраты на строительство — на 20%.

Участники форума обсудили действующие и планируемые нововведения. Для удобства работа была поделена на несколько блоков, каждый из которых был посвящен отдельной отрасли промышленности – энергетика, металлургия, нефтегаз и т.д. В каждой выступили заказчики и подрядные организации, которые ответили на ключевые вопросы форума, заявили о системных проблемах в строительстве и проектировании, рассказали о проблемах в отрасли и мерах, которые предлагаются для их решения.

Итоги обсуждения подвели на пленарном заседании, где выступили представители власти, которые рассказали, что делает государство для того, чтобы ускорить «промку».

0555c166ae5376b605410dea469d6070.jpeg

Нужны станки

По словам заместителя директора департамента металлургии и материалов Минпромторга России Натальи Попковой, в базовых строительных материалах доля импорта не превышает 3-4%, и это в большей степени касается отделки. Цемент, бетон, нерудные материалы или металлургическая продукция для промышленного строительства есть более чем в избытке. Реальная проблема заключается в оборудовании.

Часто промышленный объект строится одновременно с его монтажом. При этом очень много объектов были начаты ещё до СВО, когда поставщиками являлись иностранные компании. Такое оборудование частично замещают на российское, китайское или турецкое. Иногда его пытаются доставлять через третьи страны, используя параллельный импорт. Естественно, все это ведёт к удорожанию.

«Например, «Ростех» в Московской области строит четыре завода, которые должны вводиться в эксплуатацию в следующем году. Компания «Хитачи» оборудование на два объекта поставила полностью, на два остальных – лишь частично. «Ростех» был вынужден искать замену, потому что промышленную стройку не остановишь», - рассказала спикер.

Приходится выкручиваться. Многие станки «заимствуются» с помощью так называемого «обратного инжиниринга», когда разбираются производственные участки или даже целые линии, делаются чертежи, и ищется, кто сделает подобное оборудование в России. Те же узлы и участки, которые не могут быть найдены в России, берутся за рубежом, но все работы, включая монтаж, делаются российскими организациями. Такая переориентация на российского инженера, по словам Натальи Попковой, идёт массово.

Еще один способ ускорить промышленное строительство – использование быстровозводимых конструкций, которые позволяют при необходимости оперативно собрать завод, произвести продукцию, а, когда она в текущей локации становится не нужна, завод разбирается и перевозится на другое место.

«Например, такими предприятиями могут быть заводы индустриального домостроения. Когда есть «пятно», которое нужно застроить за 7-10 лет, сооружается мобильный завод, отливаются все необходимые элементы, которые собираются уже на промышленной площадке, - говорит чиновник. - Как только участок застроен, завод перемещается в другое место вместе с оборудованием. Это очень эффективное комплексное решение, позволяющее в короткие сроки развернуть производство в нужном месте».

По ее словам, сегодня промышленное строительство находится на подъёме. Спрос вернулся на внутренний рынок, который требует строительства новых мощностей. Минпромторг развивает несколько мер поддержки нового строительства, наиболее действенная из которых – промышленная ипотека.

4a412df7e1f062ff220b729e3a0a867d.jpeg

Сорок миллиардов выдано

Ее механизм был запущен в конце 2022 года по поручению Президента РФ. Первоначально это был льготный кредитный продукт для приобретения промышленной недвижимости. Однако в апреле текущего года по поручению главы государства цели расширили на строительство, реконструкцию и модернизацию промышленных площадей.

«Кредит выдается на срок до семи лет, максимальный размер может составлять 500 млн руб., – рассказал заместитель директора департамента региональной промышленной политики Минпромторга России Леонид Данилов. – Ставка не может быть выше 5% годовых независимо от ключевой ставки ЦБ. На данный момент выдано более 450 кредитов на сумму 40 млрд руб. Около половины выданных кредитов – это средства именно на строительство, реконструкцию площадей на сотни тысяч квадратных метров».

По словам чиновника, применительно к строительной отрасли механизм промышленной ипотеки можно рассматривать в двух ключах. Во-первых, предприятия, которые занимаются производством строительных материалов, могут пользоваться данным продуктом для расширения производственных площадок. Во-вторых, промышленную ипотеку можно рассматривать, как механизм стимулирования производства материалов и в целом строительного рынка, поскольку статистика показывает на его развитие.

Задача – сократить клиентский путь

С «дорожной картой» «Реинжиниринга правил промышленного строительства» познакомила собравшихся заместитель директора департамента регуляторной политики и оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Анастасия Дорошенко. Она подчеркнула, что особенностью документа является непосредственное участие бизнеса на всех этапах: от формирования инициатив до оценки достигнутых эффектов после того, как изменения были приняты. Для реализации дорожной карты сформирована экспертная группа, которая в большой степени состоит из промышленных компаний. В диалоге с ФОИВами совместно формируется повестка необходимых изменений и отслеживается ход их реализации.

«На сегодня дорожная карта включает 63 мероприятия, часть которых решает вопросы самих строительных процедур, а другая часть – оптимизации технических требований, – рассказала Анастасия Дорошенко. – Работа над документом началась в 2021 году. За два года исполнено 40 мероприятий, принято 34 правовых акта. Дважды он обновлялся, и на днях должно выйти ещё одно обновление, которое пополнит документ ещё восьмью инициативами».

По ее словам, работа построена по двум направлениям. Первое – это сокращение сроков. Цель – к 2024 году сократить срок клиентского пути на 20%, а к 2030-му году – на 40%. За два года в этой связи принято 25 нормативных актов, которые, по оценкам бизнеса, позволили сократить клиентский путь на 200 дней.

Второе важное направление – это выявление избыточных, устаревших технических требований к проектированию, которые увеличивают инвестиционные затраты. Их пересмотр стал возможен благодаря использованию и современных материалов, и новых технологий. В этом направлении тоже установлены целевые показатели.

В частности, сокращение сроков строительства достигнуто за счёт параллельного проведения экологической и градостроительной экспертизы, которые раньше шли последовательно. Два-три месяца теперь можно сэкономить, поскольку промышленный объект можно вводить в эксплуатацию до завершения мероприятий по благоустройству.

«Технический регламент по пожарной безопасности раньше требовал обустройство подъездов к промышленным зданиям с двух сторон. При этом рост мощностей заводов осложнял исполнение этого требования, – продолжает спикер. – Но благодаря новым прогрессивным средствам и увеличению мощностей мобильных средств пожаротушения с МЧС удалось договориться пересмотреть эти требования. По оценке, такое изменение может сэкономить до 30% площади застройки при проектировании».

Сокращается и финансовая нагрузка на бизнес. Например, исполнительную документацию на проверку в Госстройнадзор теперь можно направлять в электронном виде. По оценкам бизнеса, для одного крупного предприятия это сокращает работу на составление 1 млн чертежей и 2,5 млн общих журналов,.

6bb7db9bc3386c929c071ac6b38b7691.jpeg

Свои стандарты вместо обязательных

Параллельную работу над сокращениями сроков строительства проводит и Минстрой России. По словам директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры министерства Владимира Калинкина, все документы, сведения, материалы, которые необходимы застройщику, два года назад сконцентрировали в едином перечне. И в течение этих лет он постепенно сокращался.

«Пока перечень существует в виде акта правительства. Осенью следующего года мы планируем завершить работу, он будет переведён в цифру, станет содержать большее количество сведений, которые характеризуют действия инвестора-застройщика, что позволит нам сформировать такой инструмент как калькулятор процедур в строительстве», – подчеркнул он.

Калькулятор, в свою очередь, позволит составить чек-лист того, что должен сделать застройщик. Данный документ станет подсказкой, которая не просто позволит сформировать маршрут действий для инвестора, но и покажет ему, когда муниципальные или региональные власти станут выходить за пределы процедур, которые установлены на федеральном уровне.

Кроме того, ведется глобальная работа по сокращению числа обязательных требований в строительстве. Как подчеркнул Владимир Калинкин, на сегодняшний день их осталось около 300.

«Мы предполагаем, что в течение ближайшего года все требования в части технического регулирования в строительстве придут в статус добровольных, - заявил чиновник. – Если проектировщик в силу каких-то обстоятельств (новая технология или особое видение реализации проекта) сможет обосновать свои проектные решения, а экспертиза их подтвердит, то такие решения смогут быть реализованы. При этом ссылаться на какие-то своды правил, ГОСТы будет не обязательно».

По его словам данные нововведения позволят предпринимателям реализовывать собственные стандарты и использовать при необходимости иностранные. Правда все эти действия нужно будет согласовать с профильным техническим комитетом и Росстандартом.

О важности обсуждаемых проблем говорит тот факт, что работа форума шла почти девять часов. Все инициативы участников отразили в итоговой резолюции и направили в профильные органы исполнительной власти.

Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!