Возможность применения отечественных программных комплексов в ГЧП-проектах стало одной из тем обсуждения на сессии «ТИМ для социально-значимых объектов в системе государственно-частного партнерства» в рамках Пятого Объединенного Евразийского Конгресса «ТИМ СООБЩЕСТВО. ЛЮДИ. ТЕХНОЛОГИИ. СТРАТЕГИЯ 2023».
Расширить горизонт планирования
Значимость ТИМ в реализации проектов государственно-частного партнерства особенно высока, отметил в своем вступительном слове модератор сессии, председатель комитета НОТИМ по цифровизации градостроительной деятельности, проектированию и пространственному развитию, управляющий директор Управляющей компании «Инфратех Концессии» Андрей Шишкин.
«Объясняется это тем, что все участники концессии являются мотивированными пользователями цифровых сервисов и информационных моделей на всех стадиях реализации проекта, и на своих ошибках либо зарабатывают деньги, либо терпят убытки, – объяснил эксперт. – Если мы ошиблись в расчетах на этапе проектирования и строительства, то потом в таких условиях приходится работать на протяжении десятков лет. В компании «Инфратех Концессии», например, сформирована отдельная служба технического заказчика, работа которого основана на утвержденных стандартах применения ТИМ на этапах проектирования и строительства. Для заказчиков важно, чтобы в ГЧП-проектах использовались современные отечественные цифровые решения». В настоящее время НОТИМ аккумулирует и анализирует существующие инструменты в этой части, чтобы в дальнейшем продвигать лучшие практики на рынке.
Рынок ГЧП-проектов в России развивается: на сегодня на разной стадии выполнения находятся порядка 3,5 тыс. проектов. Большинство из них реализуются в коммунальной и энергетической инфраструктуре и на муниципальном уровне, отметила в своем обзоре рынка финансовый аналитик WINFRA Регина Обушная.
Рост интереса к ГЧП она объясняет повышением эффективности использования бюджетных средств, качеством реализации подобных проектов и управляемости рисками. На первом этапе ГЧП-проекта происходит сбор данных, в рамках которого формируется ТЗ, определяются основные технико-экономические показатели, рассчитывается бюджет СМР, разрабатываются предпроектные эскизные решения, проводится предварительная оценка стоимости создания объекта и оснащения оборудованием. В финансовой модели цифровые решения являются важным аспектом, потому что благодаря им производится более точный расчет операционных и эксплуатационных расходов. Это тем более важно в условиях 20-летнего горизонта планирования, что характерно для таких проектов.
ТИМ на страже управляемости
Как заложить фундамент управляемости инвестиционно-строительного проекта рассказал проект-менеджер, старший партнер в консалтинговой компании ПСС Константин Биктимиров. Напомним, ПСС (ранее ПСС ГРАЙТЕК) – один из лидеров в стратегическом консалтинге и цифровизации бизнес-процессов организаций строительной отрасли. Компания специализируется на решении задач, связанных с повышением эффективности бизнеса и реализации проектов комплексной цифровизации на основе BIM/ТИМ. «Главной ценностью нашей работы является управляемость, которую можно повысить с помощью различных технологий и инструментов, в том числе цифровых, – отметил эксперт. – При этом большинство из этих инструментов основаны на данных. Соответственно, использование ТИМ позволяет повысить управляемость инвестиционно-строительным процессом».
Эксперт привел ряд успешно реализованных кейсов компании, где существенную роль сыграли ИТ-решения. В частности, строительство нового здания Государственного академического Мариинского театра (Вторая сцена) в Санкт-Петербурге, где ПСС выступил BIM-консультантом. Особенности реализации проекта – плотная историческая застройка, сложная геология, близость воды, напряженный временной график и большая вероятность постоянных изменений проекта и др. Из-за этого акцент в работе был сделан на унификацию компьютерных подходов в проектировании, основанных на BIM и электронный документооборот. Другой показательный пример ТИМ в крупном инфраструктурном проекте – строительство Северного дублера Кутузовского проспекта в Москве, где ПСС выступила партнером по внедрению ТИМ. Основной задачей стало создание цифровой информационной модели и организация среды общих данных.
В пилотном режиме
Об опыте АО «Мосинжпроект» рассказала руководитель направления внедрения ТИМ Мария Львовская. Компания выступает оператором программы развития московского метрополитена, управляющей компанией по строительству гражданских объектов, участвует в реализации ключевых дорожных проектов столицы и программе развития ТПУ Москвы, управляет девелоперскими проектами.
Она реализует полный цикл работ – от формирования идеи комплексного развития территории или создания объекта, проектирования, строительства, привлечения инвестиций, до ввода объекта в эксплуатацию и управления недвижимым имуществом. В настоящее время Мосинжпроект является генпроектировщиком и генподрядчиком строительство новых и линий станций московского метро.
«Импортозамещение мы начали с того, что проанализировали существующие решения на российском рынке ПО и выбрали наиболее подходящие. Затем инициировали в компании стратегический проект по импортозамещению, определили бюджет, просчитали трудозатраты и начали двигаться в этом направлении, – рассказала Мария Львовская. – Акцент в этой работе был сделан на блок инжиниринга, поскольку именно там создается и появляется БИМ-модель. У нас уже была отработана методология на предыдущих инструментах, и мы адаптируем ее на новые инструменты».
По ее мнению, импортозамещение можно считать состоявшимся, когда производственные подразделения смогут выпустить проектную рабочую документацию с цифровой информационной моделью, и не один раз. Пока только крупные компании могут позволить себе инвестировать в данную технологию, при этом довольно сложно найти специалистов с опытом ТИМ. Еще один фактор – когда рынок труда насытится кадрами с опытом проектирования на отечественных продуктах. Поэтому важно готовить специалистов на этапе получения высшего образования. Пока же все проекты реализуются в пилотном режиме, проектировщики привыкают к новым инструментам и доводят предыдущие проекты на старых. Много задач отрабатываются во взаимодействии с вендорами, в том числе в части доработки продуктов. «Самое главное – правильное целеполагание и практика, – резюмировала она. – Дорогу осилит идущий».
«В нашей компании реализован сценарный подход к управлению информацией, который включает в себя сценарии применения на этапах проектирования и строительно-монтажных работ. Эффективность работы напрямую связана с качеством и наполняемостью информационных моделей – продолжил руководитель отдела цифровых технологий в строительстве АО «Мосинжпроект» Александр Полянкин. В рамках презентации эксперты показали, как происходит увязка двух систем – системы документооборота и информационной модели. Главное, что дают ТИМ – это значительно ускоряют обмен данными, расширяют объем создаваемой каждым участником строительства информации и организуют единый источник данных о проектных решениях и фактически выполненных объемах работ в информационной модели, резюмировали спикеры.
Цифра для истории
Главный реставратор АО «Политехстрой» Сергей Тырин поделился опытом компании в реализации проекта реконструкции и реставрации Московского Политехнического музея – памятника культурного наследия народов РФ регионального и федерального значения. Работы начались в 2013 году, а с конца 2017 г. генподрядчиком проекта является Политехстрой. В 2018-2019 годах прошли работы по укреплению исторического бутового фундамента. В 2020 году завершена большая часть наиболее трудоемкого и сложного блока работ по внешнему контуру здания, а также монтаж новой современной высокотехнологичной светопрозрачной кровли из алюминия, которая объединяет пространство между внутренними дворами музея.
Сейчас продолжаются внутренние работы и реставрация. В совместной работе архитекторов, реставраторов и строителей применялись технологии BIM-моделирования – была создана архитектурная модель, которая позволила объединить многочисленные источники информации – архивные чертежи, рисунки, фотографии с современными данными для улучшения точности работ по реставрации. До революции в Музее было спроектировано всего несколько видов коммуникаций, например, печное отопление, канализация водопровод и простые системы электрики. Компьютерные технологии помогли увязать монтаж современных коммуникаций с историческим проектом: часть новых современных коммуникаций проложили через исторические дымоходы, чтобы сохранить исторические своды и стены. «Задача была не из простых: подобную объемную модель было бы невозможно создать в формате плоских чертежей, – резюмировал Сергей Тырин. – Цифра позволила нам кроме прочего параллельно осуществлять проектирование, изготовление конструкций и монтаж».
Пример импортозамещения
Генеральный директор Компании «КРЕДО – ДИАЛОГ» Аркадий Калинин рассказал об актуальных вопросах внедрения ТИМ КРЕДО в инфраструктурном промышленном и гражданском строительстве. И начал он с небольшого экскурса: в 1989 году была разработана и начала свое широкое распространение САПР КРЕДО (CADCREDO) – первая в Советском Союзе система автоматизированного проектирования автомобильных дорог на только что появившихся в СССР персональных компьютерах. С тех пор программа постоянно обновлялась и в ноябре 2023 года профессиональному сообществу было представлено новое (четвертое поколение) – ТИМ КРЕДО. «В 2020 году мы получили грант Российского Фонда Развития Информационных Технологий (РФРИТ) на разработку этого программного решения, задачей которого было охватить практически весь рынок инженерных изысканий, проектирования инфраструктурных объектов в рамках единой технологии – ТИМ, – прокомментировал Аркадий Калинин. – Параллельно решалась задача импортозамещения».
В результате был разработан целый комплекс функциональности, который обеспечивает решение различных инженерных задач, связанных как с инженерными изысканиями, так и с моделированием на различных стадиях жизненного цикла ОКС. Напомним, программные продукты ТИМ КРЕДО используются для комплексной автоматизации производственных процессов проектировании инфраструктурных объектов транспорта, промышленного и гражданского строительства, маркшейдерии, землеустройстве и кадастре, других инженерных задачах. Комплекс ТИМ КРЕДО имеет все необходимые инструменты проектирования линейных объектов, а также генеральных планов для строительства промышленных и гражданский зданий и сооружений. Также в линейку ПО входит собственный аппаратно-программный комплекс управления дорожно-строительной техникой (3D САУ).
Открытость ТИМ КРЕДО, возможность работы с большим набором форматов импорта/экспорта, включая открытые форматы XML и IFC 4, позволяет программному комплексу ТИМ КРЕДО интегрироваться со многими продуктами технологиями информационного моделирования: ПП РЕНГА, Pilot-BIM, ГИСОГД и ФФПД Росреестра, Model Studio CS, S-Info и др. На сегодня все решения ТИМ КРЕДО поддерживают работу с ООС Linux – Astra Linux, РЕД ОС, ALT Linux, AlterOS, включая работу на ANDROID. Функциональность, входящая в состав ТИМ КРЕДО, уже успела подтвердить свою высокую эффективность. В течение четырех лет ПО ТИМ КРЕДО становились финалистами Всероссийского конкурса ТИМ ЛИДЕР, при этом в 2020-м и в 2023-м годах проекты с участием ТИМ КРЕДО занимали первые места.
Не просто «красивая трехмерная картинка»
Директор отделения управления жизненным циклом ООО «ИБС Софт» (входит в состав группы компаний IBS) Петр Сычев представил доклад «Цифровая трансформация управления инвестиционно-строительными проектами: подходы, примеры, эффекты».
«В настоящее время строительная отрасль России находится в активной стадии импортозамещения. Номасштаб этого процесса различается от сегмента к сегменту. В частности, ряд проектных и девелоперских структур по-прежнему используют ПО зарубежных производителей. Однако промышленное строительство активно переходит на отечественные программные продукты, – оценил он состояние рынка. – У наших заказчиков наблюдается повышенный интерес к отечественным инструментам проектирования. Мы активно интегрируем данные информационной модели объекта в процесс управления инвестиционно-строительным проектом».
Он рассказал о решениях для создания экосреды взаимодействия участников строительного процесса, цифровизации строительства на основе ТИМ, стандартизации процессов и управлении экономикой объекта. В ходе выступления спикер также рассмотрел эффекты и трудности автоматизации строительства. «Для обеспечения сквозного процесса очень важно организовать стандартный инженерный подход, где используются единая нормативно-справочная информация, – отметил он. – Кроме того, информационная модель должна быть максимально насыщена данными необходимыми всем участникам проекта, иначе она превращается в просто «красивую трехмерную картинку».
Комментарии (0)