Повысить рентабельность строительной компании можно через автоматизацию управленческих процессов с помощью современных информационных технологий.
Антон Ильичев, продакт-менеджер в CSD, провёл интервью с одним из управляющих партнёров компании СПБ Инжиниринговое Бюро УСБ Михаилом Федяевым, в ходе которого расспросил его о том, как появилась идея создания продукта АИС Стройка ПРОФ, как устроено взаимодействие пользователей и как он видит современный рынок программного обеспечения в сфере строительства.
Расскажите кратко о себе, о компании, свою историю.
Мы представляем компанию, которая занимается консалтингом и разработкой программных продуктов. Но начинали мы с партнёром Андреем Паршаковым в компаниях, занимающихся инфраструктурным строительством. Лично мне посчастливилось работать на топ-позициях в холдинге, который строил объекты к Саммиту АТЭС 2012 и Зимним Олимпийским играм 2014 в Сочи. Мой партнёр был участником крупных проектов в нефтяной отрасли.
В первый раз мы с Андреем Паршаковым встретились, когда я пришёл на позицию генерального директора в ЗАО «Пилон». В мой первый рабочий день я получил заявление на увольнение от одного из топ-менеджеров, которого не устраивало отсутствие развития в компании. Я с ним поговорил, разобрался в проблеме, и в итоге он остался. Как вы, наверное, уже поняли, этим топ-менеджером был мой партнёр.
Потом мы реализовали один интересный проект, но в какое-то время поняли, что нам стало немного тесно внутри этой компании. Мы захотели поделиться с рынком созданным решением для управления экономикой строительной компании и в итоге пришли к созданию совместного бизнеса.
И как давно уже существует «СПб Инжиниринговое Бюро УСБ»?
С 2016 года. Первые 2 года компания существовала больше в формате стартапа и только в последние 5 лет вышла на полноценный уровень работы.
После изучения сайта компании складывается впечатление, что вы занимаетесь в том числе разработкой методологии управления строительными проектами. Могли бы вы рассказать подробнее о позиционировании компании: разработка ПО, методологии или чего-то ещё?
Мы претендуем на то, что у нас есть некий свой подход, своя методология. В рамках этой методологии мы разрабатываем программные сервисы, то есть именно сервисы, а не просто программный продукт. Мы оказываем услугу на собственных программах. В моём понимании, чтобы качественно развивать систему, необходимо быть специалистом в отрасли и пропускать продукт через себя. Процесс развития постоянен, и после каждого нового проекта появляются какие-то идеи либо у нас, либо у заказчиков, исходя из которых мы понимаем, как именно его развивать.
Чтобы понятнее описать саму методологию, расскажу сначала о базовых вопросах, которые должны уметь решать в компании для того, чтобы её применять и в принципе заниматься цифровизацией.
Например, нужно уметь быстро оценивать выгоду инициируемого проекта и дальше его сопровождать, чтобы показатели прибыли всегда были под контролем.
Компании по-разному подходят к решению этого вопроса и часто совершают методологические ошибки именно при формировании себестоимости проекта. Из-за нехватки знания или информации многие пытаются сформировать себестоимость на основе сметных норм, что в корне неправильно.
У нас с партнёром совпало видение о том, как это лучше всего реализовать. В основе нашего подхода лежит огромная нормативная база. Под нормой имеется ввиду необходимое количество ресурса для выполнения конкретного объёма работы. В нашей базе более 3000 таких норм — это позволяет нам объективно сформировать себестоимость любого проекта.
Теперь поговорим об инструменте. У нас есть авторский инструмент АИС Стройка ПРОФ, запатентованный и внесённый в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД. Он позволяет нам загрузить смету, сопоставить её с нашей базой норм и увидеть рентабельность по проекту. Все необходимые базовые отчёты, такие как БДР (бюджет доходов и расходов) и БДДС (бюджет движения денежных средств), формируются достаточно быстро.
И ещё один важный аспект методологии — это интерактивный мониторинг. Идея здесь заключается в том, что для эффективной работы любой топ-менеджер должен получать информацию без посредника.
Отмечу, что мы оказываем компаниям услугу по адаптации нашей нормативной базы, так как каждая из них индивидуальна и нуждается в разном количестве ресурсов. Поэтому мы помогаем определить, сколько именно конкретная компания потратит ресурсов, какое количество затрат будет по проекту.
Ваша методология имеет некоторые схожие черты с концепцией бережливого производства. Вы не черпали идеи оттуда?
Что-то да, но давайте честно: бережливое производство — это уже прошлый век. Мы сейчас живём в мире «цифры», в котором всё по-другому. К тому же эта методология больше подходит под сферу производства, а мы занимаемся другим. Лично мне вообще больше ближе советский подход совершенствования рабочих процессов: НИОКР и др.
Хорошо, перейдём к обсуждению продукта АИС Стройка. Я правильно понимаю, что в программе есть несколько интерфейсов для разных уровней ролей в компании?
Верно, расскажу даже немного подробнее. Наше решение претерпело несколько обновлений и сегодня уже имеет многоуровневую архитектуру: в нём могут работать как заказчики, так и генподрядчики и субподрядчики.
Первоначальная ресурсная модель создаётся той стороной, которая является изначальным держателем продукта. И далее уже идёт пакетирование, передача каких-то видов работ на нижние уровни.
А уже внутри компании идёт градация, о которой вы говорите, по основным потребителям: собственник, генеральный директор. Но ключевым пользователем остаётся планировщик или руководитель проекта.
Он строит ресурсную модель или план реализации проекта, исходя из норм. График строится сразу до конца проекта. Кроме ресурсной модели, формируется также бюджет проекта. По сути, руководитель должен жить проектом и уверенно заявлять, что он сможет реализовать его в такие-то сроки и с таким-то потраченным нормативным ресурсом.
В каких подотраслях ваше решение лучше всего подходит для работы: инфраструктурное, гражданское, промышленное строительство?
В любых. Понятно, что больше всего мы работаем с организациями в области инфраструктурного строительства, так как сами когда-то были его участниками.
Но у нас есть опыт работы и со специфическими компаниями. Например, с Национальным Кровельным Союзом, куда входят более сотни компаний, занимающихся только кровлей. Мы совместно отработали нормы для укладки всех типов кровель, которые применяются в России.
Также плотно работали с компаниями, занимающимся буровыми работами и строительством фундаментов.
Хотите убедиться, что продукт подойдёт для вашей отрасли?
Расскажите о процессе выхода на рынок: каким образом вы пришли от идей к продажам?
Поделюсь сначала своим видением на то, как сегодня создаются программные продукты. На мой взгляд, один из трендов сейчас — это комплексные экосистемы. Ярким представителем этой категории является 1C. Кроме учётной системы, они развивают множество других сервисов, которые охватывают все бизнес-процессы в строительстве: планирование, создание исполнительной документации и пр. Но любая экосистема загоняет в рамки. Как правило, лидеров рынка это не устраивает, и они либо берут основу этих продуктов, либо начинают разрабатывать свои корпоративные решения.
Потом создатели этих удачных корпоративных решений либо выходят с ними на рынок, либо превращают их в отдельный продукт, который предлагается на рынке. Дальше, если продукт не развивается, он поглощается либо какой-нибудь существующей экосистемой, либо дополняется каким-то корпоративным решением.
И лишь немногие компании проходят это сито итерации и создают уже сервис, который способен работать самостоятельно, выполнять хорошо какую-то функцию и интегрироваться с другими сервисами.
Выходя на рынок, мы чётко понимали эту проблему и видели необходимость в прикладном, быстро интегрируемом сервисе именно в области экономики. Мы хотели создать такой продукт, который бы дал полезные инструменты именно управленцу, который бы помогал топ-менеджеру быстро взять под контроль управление себестоимостью проекта.
Вообще, сейчас многие лидеры рынка, которые позиционирует себя как главные участники в процессе цифровизации строительной отрасли, к сожалению, создают не масштабируемые корпоративные решения. Они подстраивают их под свои бизнес-процессы. И в случае, если топ-менеджер переходит в новую, более мелкую организацию, он сталкивается с отсутствием прикладных инструментов для управления компанией.
Поэтому мы сейчас поддерживаем и развиваем свой программный продукт именно в этом направлении, чтобы он стал таким прикладным сервисом, который каждый мог бы выбрать для себя, исходя из его цены, формата использования, методологии.
То есть это ещё и инструмент контроля дисциплины внутри компании?
Отчасти да. Наш продукт также позволяет выстроить бизнес-процессы, если его грамотно интегрировать. С его помощью можно объединить все структуры компании, облегчить и ускорить обмен данными с главными руководителями, предоставив им единый источник информации.
Думаю, философия, с которой вы начинали, теперь достаточно понятна. А как сейчас формируется направление развития продукта?
Каждый год мы формируем план развития программного продукта. Как правило, двухлетний. То есть мы в течение года накапливаем всю информацию, которая поступает от специалистов внутри компании, использующих продукт, от заказчиков, с которыми работаем. И в конце года собирается специальный комитет по развитию продукта, который расставляет приоритеты и формирует план развития.
Далее задействованы несколько участников на разных уровнях. Сначала обсуждается архитектура планируемого нововведения. За архитектуру у нас как раз отвечает мой партнёр Андрей Паршаков.
После создания архитектуры к работе приступают программисты.
Осуществляется ли обучение пользователей и внедрение продукта на стороне клиентов вашими специалистами?
Да, эти процессы поставлен на поток. На старте мы предлагаем пройти онлайн-школу, дальше клиент выбирает пилотный проект. И в пилотном проекте мы двумя командами передаем опыт работы команде компании. Это самый эффективный способ внедрения и передачи.
По итогам пилотного проекта мы делаем доклад для инициатора проекта внутри компании, рассказываем все нюансы. После этого клиент сам решает, работает ли он самостоятельно, либо масштабирует пилотный проект с нашим участием.
Сталкиваетесь ли со внутренним сопротивлением в компаниях?
Конечно, сталкиваемся. Но это совершенно нормально. У каждой компании есть разные стратегии. Но если в компании есть заинтересованный в нашем продукте руководитель, то это сопротивление можно побороть.
Вы отмечали, что продуктом могут пользоваться несколько компаний в рамках одного объекта. Насколько трудно внедрять продукт сразу в нескольких организациях?
Всё зависит от того, кто это делает. Если инвестор говорит генподрядчику, что он будет работать в таком-то продукте, выбора у генподрядчика нет.
Но вот компаниям ниже внедрение продукта даётся уже сложно. Но решение для этой проблемы очень простое: на верхнем уровне можно формировать и корректировать планы и опускать их вниз.
Вы поддерживаете процесс внедрения на протяжении всего строительства объекта вплоть до его сдачи в эксплуатацию?
Зависит от заказчика. Если мы ему нужны, то остаёмся до конца.
От использования АИС Стройка выигрывают только верхний уровень в структуре компании или все пользователи продукта?
Да нет, выигрывают все. Мы считаем, что наш программный продукт — это такая профессиональная коммуникационная площадка внутри компании, которая предоставляет единый источник информации и позволяет выстроить профессиональный диалог на каждом уровне. Пользу получают все, так как рабочие процессы становятся максимально прозрачными.
Но больше всего выигрывает собственник, потому что через нашу систему он может поставить задачу даже генеральному директору. То есть, например, можно установить плановые показатели года от генерального директора до руководителя проекта.
Вообще, управление бизнесом — это же на 20% управление процессами и на 80% управлением проектом. И если мы сможем правильно сформировать для топ-менеджеров плановые показатели и потом их контролировать, скорее всего, они их достигнут.
В процессе внедрения как-то раз мы привязали к нашей системе мотивацию, и производительность в компании выросла на 30% за год. А рост рентабельности в зависимости от компетентности руководителя проекта увеличивался от 3% до 12%.
Проводили ли вы какие-то исследования рынка перед запуском продукта, чтобы узнать, есть ли на него спрос?
Честно говоря, нет. Мы просто были очень довольны нашим решением и хотели им поделиться со всеми. Тогда нас очень приободрили положительные отзывы от первых клиентов.
Требует ли продукт адаптации под каждого заказчика?
Да, обязательно. Любая компания уникальна, и мы стараемся «ломать» устоявшиеся процессы как можно меньше. Любые изменения всегда некомфортны и являются как раз основным фактором при сопротивлении внедрению.
Поэтому мы даём пользоваться интерфейсом, собираем обратную связь и по итогу пилотного проекта дорабатываем продукт.
Комментарии (0)