Инфраструктура требует льгот. Итоги конференции «Ведомостей»

Подпишитесь на канал

Вопросы государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере строительства и обслуживания инфраструктуры обсудили на днях в ходе конференции «Ведомостей» «Инфраструктурный каркас для государства». Спикеры сошлись во мнении, что для успешной реализации планов, поставленных государством, участникам рынка требуется помощь, как в виде законодательных изменений, так и в банковском регулировании.

c65f2c52ce1250a98eaf905407e6807b.jpg

Правительство РФ внесло в Госдуму бюджет на следующие три года. В нем на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» предлагается направить 1,2 трлн руб. в 2025 году, и по 1,4 трлн руб. в 2026- 2027 гг. В состав нацпроекта входит много направлений – и строительство жилья, и коммунальная инфраструктура, и дорожные сети. На формирование современной городской среды, в частности, заложено 105 млрд руб., а на модернизацию коммунальной инфраструктуры – 108. Однако только силами государства столь амбициозные планы выполнить будет сложно. Необходимы частные инвестиции. Именно об этом шла речь в ходе первой сессии конференции «Выбрать точки инфраструктурного роста».

По словам директора департамента комплексного развития территорий (КРТ) Минстроя России Марии Синичич, завершается работа по формированию национального проекта «Инфраструктура для жизни». Это первый нацпроект, который объединяет несколько отраслей. Внутри его сформировано 12 федеральных проектов - 6 от Минтранса и 6 от Минстроя, которые позволяют всесторонне посмотреть на все виды инфраструктуры.

f3b83ec823ad0d6c3cbe8cf97b706117.jpg

«Большой приоритет – коммунальная инфраструктура, программа развития которой формируется из разных источников, - рассказала она. - Это глобальная задача для всей страны – 4,5 трлн руб., которые будут поступать не только из государственных источников, но и из частных».

Говоря о государственных мерах поддержки, Мария Синичич отметила, что большая работа проведена в рамках проекта «Инфраструктурное меню». И хотя в этом году проект завершается, бюджетные кредиты будут продлены еще на 5 лет. До 2040 года на каждый вложенный рубль в инфраструктуру будет вложено 7 рублей частных средств. Суммарно инфраструктурных бюджетных кредитов в этом году должно быть реализовано на 300 млрд руб.

Еще один инструмент поддержки - средства на ЖКХ, выделенные из Фонда национального благосостояния (ФНБ), которые позволили ряду компаний запустить большие комплексные программы модернизации коммунальной инфраструктуры. На 150 млрд руб., которые были реализованы из ФНБ, привлечено частных средств в 3-5 раз больше. Этот проект тоже завершается.

«Остаются прямые субсидии на замену коммунальных сетей и средства бюджетных кредитов: 50% будут направлены на ЖКХ и 50% на новые инвестиционные проекты, - подчеркнула чиновник. - Кроме того, есть еще инфраструктурные облигации ДОМ,РФ. Поэтому программы привлечения частных средств и вложения региональных инвестиций будут расти».

ad8a89a5cdb919f33c2dda7de681309b.jpg

Между тем, задачи, поставленные Майскими указами президента, очень серьезные: необходимо обеспечить коммунальными услугами и чистой водой 20 млн человек, провести благоустройство 30 тыс. территорий. И самое главное, в целом повысить качества среды для жизни на 30%. Для этого выделяемых государством средств недостаточно. Необходимы частные инвестиции.

Сегодня Минстроем подготовлен сводный интегральный показатель, который включает в себя 15 отраслей. Государственные инвестиции будут направляться на обеспечение инфраструктурой 2 тыс. опорных населенных пунктов, которые указаны в поручениях президента, в стране запускаются 200 мастер-планов. Это позволит привлекать частные инвестиции, а крупным компаниям понимать, как будет развиваться населенный пункт, на что будет обращать внимание государство. «Все это позволяет нам впервые посмотреть комплексно на населенный пункт, объединит усилия по инвестициям. Эти инструменты на федеральном уровне появляются», - отметила Мария Синичич.

О необходимости государственной поддержки предприятий в сфере инфраструктуры, учитывая высокую ключевую ставку, говорила руководитель подразделения «ГЧП и инфраструктура» Банка ДОМ.РФ Любовь Бараблина.

14f2dac493929e8872d19b9d7965ae36.jpg

«Как инструмент могла быть предложена программа по субсидированию процентной ставки для финансирования инфраструктурных объектов, - заявила она. – Такая мера важна, как для самих концессионеров, так и для банков, потому что она будет расширять потенциал по предоставлению финансирования таких проектов, снижать процентную нагрузку и, как следствие, стоимость реализации таких проектов».

Второй механизм – снижение риск-весов по ссудам на инфраструктурные объекты, в том числе концессионным. Сейчас в банковском законодательстве сниженными риск-весами могут пользоваться заемщики по проектам, реализуемым с обеспечением государственными гарантиями. При этом непонятно, почему в концессионном механизме, который дает банкам даже большую степень уверенности, чем госгарантии, невозможно пользоваться сниженными риск-весами.

Еще две темы, которые сейчас на слуху, – ESG и технологический суверенитет. Такие проекты идут с инфраструктурой бок о бок, и их нужно поддерживать. Экономике очень помогли бы послабления в финансовых режимах объектов, которым присвоены такие статусы. Эти меры оказали бы максимально быстрый эффект.

Партнер Агентства трансформации и развития экономики (АТРЭ) Виктория Павлюшина считает, что наибольшим потенциалом обладает перепрограммирование правил игры в промышленном ГЧП.

8d0b4ba48eda32b8ac2c8d1373e5488a.jpg

По ее словам, объем рынка ГЧП в стране сегодня составляет 4 трлн руб., которые используются в 4 тыс. проектов в разных сферах. Однако, если в транспорте объем ГЧП от общего объема инвестиций в основной капитал достигает 13- 18%, в инфраструктуре связи колеблется в районе 10%, то в промышленности, которая обеспечивает инфраструктурное развитие в задаче обеспечения технологического суверенитета, она редко превышает 1-2%. Это связано с условиями и с требованиями по организации ГЧП вокруг объектов, которые находятся в собственности государства.

Виктория Павлюшина считает, что возможным направлением могло бы стать подключение институтов развития, которые бы дали возможность развивать комплексное вхождение промышленных объектов в ГЧП, а также включать механизмы господдержки на предпроектной стадии. Это особенно важно в технологических процессах разработки новых материалов.

«Это такие квазигосударственные меры, которые, с одной стороны, сохранят контроль, а с другой, предоставят большую свободу действий и льготных условий для инвестирования, - уверена спикер.- Для инвесторов большую роль играют правила игры. И в этом смысле национальные проекты, 200 мастер-планов для городов, приземляют проекты и гарантируют понятные направления развития территорий. Это касается, в том числе, и крупного инфраструктурного строительства, которое должно опираться на нацпроекты».

Операционный директор «Росводоканала» Андрей Броцман подтвердил, что рост процентной ставки влияет на инфраструктурные проекты хотя бы потому, что когда они начинаются, никто не знает, какой будет рост ставки. «Поэтому мы совместно с правительством обсуждаем вопрос льготного кредитования, и возможности предоставления средств через ДОМ.РФ и ВЭБ с фиксированной ставкой», - пояснил он.

3baec57c6be922dadb7192bbb69693e9.jpg

В 2021 году «Росводоканал» инвестировал в инфраструктуру 6 млрд руб., в 2023 году - 15 млрд, в 2024 году – 22 млрд, в 2025 году по прогнозам инвестиции составят 25 млрд. руб., которые направят в 12 регионов. Есть интерес и к другим территориям.

«В регионах сейчас идет смена руководителей, которые уже понимают, что концессионеры – это не зло, а люди, которые комплексно отвечают за свою землю, могут привлечь новых специалистов, - подчеркнул Андрей Броцман. - Здесь чем выше интерес у регионов, тем активнее мы будем вести диалог, предлагать финансовую модель, показывать, как им возможно развиваться».

Партнер компании «Яков и партнеры» Антон Порядин отметил, что в сфере элетроэнергетики в России ГЧП не столь развито, но есть много смежных сфер, где эти механизмы применяются: в ЖКХ, развитии энергосетевого хозяйства, проектах, связанных со снижением аварийности и так далее. Между тем на основе государственно-частного партнерства реализуются многие проекты за рубежом. В Китае, например, развивается ветряная и солнечная энергетика, генерирующие мощности на 15 ГВт там формируются с участием принципов ГЧП. Это говорит о том, что возможных зон реализации таких проектов довольно много.

15052eae8ec9d03acbc269bccad26dba.jpg

В целом, для обеспечения экономики потребление электроэнергии растет с каждым годом. Например, в части развития возобновляемых источников энергии в России планируется ввод 17 ГВт к 2042 году. Кроме того будет развиваться электродвижение. Предполагается, что в России к 2030 году будет продаваться от 12 до 25% электромобилей, что потребует от 35 до 70 тыс. новых зарядных станций. А это означает рост электродвижения в 5-10 раз. Еще один источник роста потребления – это центры обработки данных (ЦОД).

Инфраструктура при этом должна не поспевать за потреблением, а опережать его. Но если посмотреть на сетевое хозяйство, то мы до сих пор эксплуатируем советское наследие.

«Первое, что говорят в связи с развитием сетей – давайте модернизируем то, что имеем. Но если бы так думали те, кто стоял у истоков плана ГОЭЛРО, мы бы не получили инфраструктуру, которую до сих пор используем, - заявил Антон Порядин. - Надо думать на долгосрочную перспективу, смотреть на горизонты, которые сегодня отдалены и могут находиться за пределами коммерческой привлекательности».

Обсуждение вопросов государственно-частного партнерства в инфраструктуре продолжилось в ходе второй сессии «Привлечь частный бизнес в проекты ГЧП» и практической сессии «Как провести правильное IPO для реализации инфраструктурных проектов».

Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!