Марат Хуснуллин: «Новый нацпроект обеспечит комплексный подход к решению наболевших вопросов в жилищном строительстве»

Подпишитесь на канал

Заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин принял участие в состоявшемся вчера пленарном заседании Международного жилищного конгресса «Стратегия развития рынка недвижимости». В своем выступлении вице-премьер подвел итоги заканчивающегося в этом году национального проекта «Жилье и городская среда» и рассказал о планах стартующего нацпроекта «Инфраструктура для жизни».

825d2680edc91edd6ce2e1f213ce31e4.jpg

Существенный прорыв

«Мы заканчиваем национальный проект «Жилье и городская среда», делаем это успешно, все планы перевыполнили. Первое наше большое достижение – это темпы ввода жилья: в прошлом году строители ввели 110 млн кв. м. Если посмотреть аналитику с 1991 года, то тогда в новых границах Россия строила 51 млн кв. м жилой недвижимости, в 2000 году – только 30 млн кв. м. А сегодня темпы ввода жилья на душу населения даже превысили показатели СССР, когда дома строились индустриальным способом пятилетками, и этим вопросом государство занималось системно.

Второе достижение – мы раскрутили рынок ипотеки. На сегодняшний день ипотечный портфель в России составляет 37 трлн руб., на жилищные кредиты приходится 10% ВВП, хотя еще пять лет назад эта доля не превышала 2-3%. Такой существенный скачок – это прорыв. Сегодня ипотека - раскрученный финансовый инструмент, который стал таким исключительно благодаря поддержке Президента России.

В 2020 году в пандемию, когда рынок стал падать, Михаил Владимирович Мишустин доложил главе государства, что российское строительство нужно спасать. Тогда было принято решение по льготной ипотеке, потом семейной, IT, сельской, на новых территориях. Сегодня данные проекты набрали очень большие объемы. Все ждут, что будет дальше. Должен подчеркнуть, что, пока инфляция не охладится, ипотека со стороны государства дополнительно стимулироваться не будет.

К сожалению, сейчас в жилищном строительстве инфляция выше, чем в целом по экономике. Мы видим, что происходит со стоимостью строительных материалов, видим страшный дефицит рабочей силы. Если инфляция здесь будет сохраняться на рубеже 15-20%, мы никакими мерами поддержки удержать ипотеку не сможем. В этом году государство потратит 800 млрд руб. на компенсацию разницы между льготной ставкой и ставками банков. При этом вся программа строительства дорог в стране «стоит» 1,2 трлн руб. Получается, что дороги и компенсация льготной ипотеки – это почти сопоставимые мероприятия.

Но как только инфляция пойдет на спад, мы будем выходить в правительство с новыми мерами поддержки. Сейчас же обсуждаются механизмы, которые защитят застройщиков при продаже квартир в рассрочку, потому что есть риски, что покупатель не вернет жилье, если не сможет платить. Мы обсуждаем ссудо-сберегательные кассы, ЖСК и целый ряд мероприятий, которые смогут поддержать рынок строительства.

Кроме того, полностью от государственной поддержки ипотеки мы не отказываемся: до 2030 года будет действовать дальневосточная ипотека, существенно прирастет рынок новых территорий. Пока там выдано 28 разрешений на строительство, но могу сказать, что все квартиры скупаются на фундаменте. И сегодня задача Минстроя России и Правительства РФ - раскрутить там рынок. Большим подспорьем может стать и развитие прибрежной полосы, потому что туристическая отрасль сегодня ощущает сильное давление. За ближайшие шесть лет мы должны создать 242 тыс. гостиничных номеров. Это подразумевает, что в данной сфере должны будут дополнительно работать около 1 млн человек, которым нужно где-то жить. При этом многие проекты начнут реализовываться на относительно незастроенных территориях. Поэтому рынок жилья станет развиваться вокруг туристических кластеров, на которые тоже распространяются меры поддержки.

187180d6e4966f3f7126affaea2b424a.jpg

Тридцать три «квадрата»

У нас повысилась обеспеченность жильем: сегодня на каждого жителя страны приходится до 29 кв. м жилья, но мы хотим, чтобы к 2030 году такой показатель вырос до 33 кв. м на человека. Чтобы этого достичь, мы планируем до конца 2030 года построить еще более 600 млн кв. м жилых домов, то есть не менее 100 млн кв. м в год. В итоге, каждый пятый «квадрат» в стране должен быть новым - в домах возрастом не более 10 лет. Так как инвестиционно-строительный цикл очень длинный, мы закладываемся на перспективу до 2036 года, когда обеспеченность жильем должна достичь 36-37 кв. м на каждого жителя России. Это не такие уж большие цифры: в Прибалтике, например, обеспеченность жильем составляет свыше 35 кв. м на человека, в странах Восточной Европы – под 40 кв. м, я уже не говорю про развитые страны, которые давно занимаются развитием рынка жилищного строительства.

Чтобы достичь указанных целей, мы активно работаем с губернаторами регионов и требуем, чтобы они увеличили градостроительный потенциал, то есть подготовили всю необходимую разрешительную документацию – ПЗЗ, проекты планировки, ГПЗУ и т.д. Сейчас градпотенциал в стране составляет 400 млн кв. м, мы же ставим задачу выйти на 1 млрд кв. м. То есть пока такой потенциал в России раскрыт на четыре года вперед, а должен быть - на десять лет. Единственный город в стране, где градостроительный потенциал в разы больше годового объема ввода, - это Москва, на нее и надо равняться. Также мы хотим посмотреть, как максимально ускорить процедуру передачи земельных участков застройщикам.

И в целом мы будем тему поддержки жилищного строительства продолжать, потому что оно является одним из драйверов развития экономики. Сегодня 13% всего работающего населения страны трудится в ЖКХ и строительстве вместе со смежными отраслями, отрасль генерирует 13% всех налогов. Если учесть, что 50% налоговых поступлений приходится на нефтегазовый сектор, то доля стройки среди остальных отраслей является очень высокой.

Новая точка роста

Мы видим серьезную точку роста в индивидуальном жилищном строительстве. Жизнь показала, что после пандемии народ стал больше обращать внимания на этот сектор. Мы стали заниматься сетями, большую роль сыграл Росреестр, который упростил ситуацию по регистрации имущества – сегодня, если все документы в порядке, индивидуальный дом можно зарегистрировать за три дня. Большому объему ввода также способствовала газификация – за прошлый год 400 тыс. домовладений были подключены к газовым сетям по отдельной социальной программе, разработанной по поручению президента. Согласно этому документу, мы до 2030 года должны подключить еще 1,6 млн домов.

Активно развивается тема КРТ в ИЖС. Проект, который мы с таким трудом два года назад запустили, сегодня набирает силу. Мы пока не докручиваем тему ипотеки в ИЖС – ее доля там составляет 18%, хотя по большому счету должна достигать 50%. Перед банками стоит задача научиться правильно оценивать жилье построенное хозспособом. Раскручивается сектор ИЖС, который со следующего года будет строиться по счетам эскроу. Мы надеемся, что этот сегмент даст определенный толчок в развитии. Это большая работа муниципалитетов, банков, оценщиков, Росреестра – кадастровой оценки земельных участков. Там еще много нерешенных вопросов.

Два нацпроекта в одном

Новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» появился на базе проектов «Жилье и городская среда» и «Безопасные и качественные дороги». Почему мы эти темы соединили? Дело в том, что с учетом сегодняшних инфраструктурных ограничений может оказаться, что у нас просто не хватит денег одновременно развивать инфраструктуру во всех населенных пунктах. Поэтому мы станем развивать инфраструктуру и строить жилье в первую очередь там, где будет хорошая транспортная доступность. В чавстности, в нацпроекте предусмотрен федеральный проект «Центральный транспортный узел». Если раньше Москва и Московская область организовали данный проект на территории двух субъектов, то сегодня ставится задача дойти до всех основных городов ЦФО. Если, например, жители Смоленска смогут добираться в Москву за 2,5-3 часа, то жилье в Смоленске точно будет строиться. Если Москва с РЖД решает указанную задачу, то весь ЦФО начнет развиваться более активно. Это китайская модель развития. Сегодня Пекин и Шанхай развивают пригородное высокоскоростное сообщение в диаметре до 300 км. Люди живут в одном месте, а ездят на работу в центр агломерации.

Мы определили опорные точки – 2,3 тыс. городов и населенных пунктов, куда государство в первую очередь будет вкладывать средства поддержки, связывать дорогами и различными видами транспорта. На эти объекты будет выделено бюджетное финансирование, чтобы мы развивали и мегаполисы, и сельские населенные пункты, где у нас есть точки роста, рабочие места.

37d54860167807e9626ea11dae574d65.jpg

Выйти в позитив

В этот же нацпроект мы увязали модернизацию коммунальной инфраструктуры – очень тяжелый и сложный проект. Сейчас депутаты Госдумы бурно обсуждают механизмы этой модернизации, потому что ЖКХ – пока единственная отрасль в стране, которая ежегодно ветшает на большую сумму, чем государство в сегмент вкладывает. Наша задача – в ближайшие пару лет сломать средний отрицательный тренд по стране, вывести его в положительный диапазон.

Ведь многие девелоперы уже начинают сталкиваться с тем, что не могут строить в некоторых населенных пунктах из-за нехватки инфраструктуры. Сегодня у нас энергодефицит в Краснодарском крае, на новых территориях, на Дальнем Востоке. Если ничего не предпринимать, через три года будут выбраны все мощности в Московском регионе. Это станет серьезным сдерживающим фактором. Правительство Москвы с Минэнерго России и Правительством РФ активно занимаются данной проблемой, чтобы такое ограничение снять.

Комплексный подход

Большое значение имеет развитие общественного транспорта. Когда я приезжаю в регионы, всегда задаю мэру или губернатору вопрос, какой у них коэффициент парковочного пространства? Никто на него ответить не может, то есть люди до конца этой проблемой не прониклись. Так как я десять лет в Москве занимался градостроительным развитием и вместе с транспортным блоком борьбой с пробками, то хорошо понимаю, что главный риск больших городов – это транспортная доступность. Поэтому развитие общественного транспорта стоит в приоритете. В новой программе «Инфраструктура для жизни» также есть активный блок «Благоустройство», ведь если у людей не будет комфортной среды, они начнут уезжать из своих населенных пунктов.

Жилищное строительство, как драйвер, за собой тащит сопутствующую инфраструктуру. Чтобы возвести 1 млрд кв. м жилья, нужно построить еще 250 млн кв. м сопутствующей инфраструктуры. Это социальные объекты и рабочие места, сервис и спорт. Я уже обратил внимание на туризм. С сегодняшней стоимостью денег – это пока тяжелый сегмент, но мы видим, как он активно развивается. В последние два года в развитии туризма и связанной с ним инфраструктуры идет взрывной рост. Эти вопросы мы тоже погрузили в нацпроект и ведем отдельным блоком.

Надеемся, что новый проект «Инфраструктура для жизни» обеспечит комплексный подход ко всем вопросам, позволит увязать в один большой проект и социальную, и транспортную, и инженерную инфраструктуру, и развитие жилья и создание рабочих мест.

Целый набор инструментов

С Минстроем мы подготовили паспорт проекта, практически прошли все согласования, через два-три дня включим поправки в бюджет ко второму чтению, окончательно увидим выделенный объем средств. Уже понятно, что не получим столько денег, сколько ожидали, но все-таки у нас есть и средства, и механизм в виде инфраструктурного меню. Кроме того, мы отработали такие темы, как инфраструктурные бюджетные кредиты на 15 лет под 3%, которые регионы очень охотно берут, инфраструктурные облигации с ДОМ.РФ, казначейские кредиты, прямые вложения из бюджета. Другими словами, у нас есть целый набор инструментов.

Задача на 2025 год – доработать нормативные документы. Мы очень хотим сократить инвестиционно-строительный цикл. За последние годы многое сделано: несколько сотен ненужных требований убрали, но осталось еще поле не паханое изменений. До сих пор любой чиновник в любом месте может работу девелопера затормозить. Задача – продолжать работу, убрать все лишнее. Если мы сможем научиться строить объект от идеи до регистрации за тысячу дней, в экономику страны добавится 2 трлн руб.

Надеюсь, что имея все инструменты и 12 основных федеральных проектов внутри «Инфраструктуры для жизни», мы все поставленные задачи выполним, и наша страна войдет в число мировых лидеров в сфере недвижимости».

Записал Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!