О роли архитекторов в создании туристских объектов рассуждали на минувшей неделе эксперты в ходе круглого стола «Русский дом. Внутренний туризм как концепция пространственного развития России». Встреча прошла в рамках деловой программы Международного фестиваля «Зодчество».
Новые старые вызовы
Тон обсуждению задал модератор дискуссии академик, первый вице-президент Международной академии архитектуры отдела в Москве (МААМ), член-корреспондент РААСН Юрий Виссарионов. Он, в частности, заявил, что страна сегодня снова обратила пристальное внимание на сферу туризма, которой не занималась более 30 лет.
В Советском Союзе туристские курорты были епархией профсоюзов, которые являлись, по сути, единой системой, объединявшей заказчика, застройщика, девелопера и инвестора. Страна относилась к внутреннему туризму очень серьезно: реализовывались государственные программы, действовало государственное планирование. Туризм был не столько экономическим драйвером, сколько идеологическим – он способствовал развитию социального оптимизма.
«После того, как мы отошли от централизованной модели, она стала рыночной. Появились культурный туризм и географический, медицинский и гастрономический, все, что востребовано потребителем, - подчеркнул Юрий Виссарионов. - Однако и государственная составляющая в развитии туризма сегодня достаточно серьезная. Достаточно сказать, что в стране действует национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства», рассчитанный до 2030 года».
Между тем, перед туристским бизнесом, в том числе и архитекторами, стоят серьезные вызовы. Ведь даже ревитализация существующих курортов – это серьезные капиталовложения. Изменилась сама услуга, инвестор и девелопер, а самое главное – потребитель. Если раньше на курорты ездили в основном зрелые и пожилые люди, получившие льготную путёвку от профсоюза, и пациенты больниц, то сегодняшний турист - это молодой человек 25-35 лет, который заботится о своем здоровье и семье.
«Нынешний туризм - это часть отдыха, который, в свою очередь, является неотъемлемой составляющей жизни человека. Это нужно хорошо понимать архитекторам, - считает эксперт. – Ведь задача архитектора не столько спроектировать красивые фасады, сколько образ жизни человека».
О том, что Президент и Правительство России уделяет большое внимание развитию внутреннего туризма, говорила и заместитель председателя комитета по туризму и развитию туристской инфраструктуры Госдумы РФ Татьяна Лобач.
«Нужно посмотреть внутрь своей страны, найти места силы, просто красивые локации, и преподнести их туристам, чтобы каждый, кто побывал в том или ином регионе, хотели туда снова вернуться, - заявила она. - Первый шаг в этом направлении был сделан на выставке «Россия», где на одной площадке были представлены все регионы».
По словам депутата, скоро в стране будет реализовываться проект «Пять морей и озеро Байкал», куда включат точки притяжения Азово-Черноморского бассейна, Байкала и северных морей. На днях в Госдуме во втором чтении будет рассматриваться закон о классификации средств размещения. Согласно этому документу, к гостиницам, глемпингам, модульным отелям будут предъявляться определенные требования. Везде, где будут проживать туристы, специализированные организации станут проверять отели на соответствие этим требования. «Точки притяжения есть, есть и поручение президента. У нас пространства для развития очень много», - подчеркнула Татьяна Лобач.
Своим мнением поделился председатель Союза архитекторов Сербии, член-корреспондент МААМ Петр Арсич, который считает, что в туризме за полвека очень многое изменилось.
«Раньше в Югославии у каждого завода была своя зона отдыха в горах и на море, и, начиная с апреля до сентября-октября, все рабочие имели право там отдохнуть как минимум три недели. Сегодня такого нет, отдыхают только те, у кого есть деньги. В плане туризма – это колоссальные изменения», - поделился своими наблюдениями эксперт.
Говоря о современных трендах европейского туризма, он отметил два направления развития. Это синтез историко-культурного наследия и здравоохранения с туризмом. Как и в нашей стране, бывшие югославские архитекторы участвуют в конкурсах на проектирование туристских объектов, но, как подчеркнул эксперт, девелоперы сегодня диктуют и плотность, и этажность, и даже архитектуру.
Проблем пока достаточно…
Затронули эксперты и ряд проблем, с которыми сегодня приходится иметь дело внутреннему туризму. Например, по словам Юрия Виссарионова, некоторые сегодняшние регламенты «не живут» с рынком. Проектируя санатории, архитекторы сталкиваются с глобальными несогласованностями. Например, государственная медицинская программа никоим образом не связана с рыночными медицинскими регламентами, ни один из которых не соответствует официальному лицензированию в области медицины. «Получаются ножницы между государственными проработками и рынком. Проектировщикам фактически приходится разрабатывать один проект для согласования с государственными органами и совершенно другой для заказчика», - заявил эксперт.
По мнению председателя ассоциации отельеров России Вадима Прасова, когда распался СССР, все поехали по миру, но «несколько этим увлеклись». В результате, там, где надо было создавать инфраструктуру и конкурировать за гостя, государство этого не делало, и страна свои позиции в этом вопросе растеряла. Сегодня их можно восстановить, но для этого нужны «длинные» деньги.
«Самая лучшая мера поддержки отрасли содержится в Постановлении Правительства РФ № 141, где предусматриваются субсидированные кредиты на строительство гостиничной инфраструктуры, - рассказал он. – Но, если в первый заход работы программы процентная ставка составляла 3-5%, а срок кредита – до15 лет, то сегодня ставка, скорее всего, поднимется выше 10%. Это уже грань, после которой начинаются большие вопросы к окупаемости проекта. К сожалению, 60-70% проектов, скорее всего, встанут до тех пор, пока кредитные ставки не вернутся в разумное состояние».
Есть сложности и в работе архитекторов. По мнению эксперта, сегодня между заказчиком и архитектором иногда теряется связка. Архитектору нужен такой заказчик, который выдаст грамотное функциональное и техническое задание, кто будет стоять в основе концепции проектируемого объекта. «Если мы говорим про объекты, связанные с туризмом, отдыхом, оздоровлением, в них категорически важны концепции, технологии. Здесь должна быть максимально комфортная связка между теми, кто создает технологию, и кто ее воплощает с точки зрения архитектуры», - считает Вадим Прасов.
Представитель института развития «Кавказ.РФ» Владислав Субботин уверен, что девелоперы и планировщики скованы российским законодательством, а именно нормами 44-ФЗ. При строительстве курорта, заказчики должны готовить документацию по планировке территории, и каждый раз объявляется конкурс на проведение таких работ. «Разные курорты разрабатывают разные проектные институты, у нас нет единого разработчика. Думаю, было бы лучше, если бы в туризме работала служба заказчика, которая обеспечила бы единый взгляд, единый подход», - считает он.
Маркетолог, основатель ландшафтной компании ARTEZA Денис Кусенков поддержал экспертов в утверждении, что качественный продукт в туризме – это результат совместной работы заказчика и исполнителя. По его мнению, в каждой команде разработчиков проекта должен присутствовать продуктолог, который обеспечит и выполнение бизнес-задач проекта, и качественную коммуникацию с архитектурой.
«Важно создавать курортные территории, исходя из уважения к месту, на котором этот курорт создается. Задача архитекторов – максимально сохранить территорию, создать среду, которая фокусировала бы посетителя курорта на особенностях места, - подчеркнул эксперт. – Кроме того, нам нельзя потерять конечного пользователя. У каждого курорта есть своя целевая аудитория, когда мы создаем курорт, нужно делать фокус на ее ядро».
… но есть и решения
Какими бы ни были сложности, с которыми сталкиваются представители туристского бизнеса, появляются и свежие решения. Например, председатель RCFO ассоциации профессионалов строителей отделки и оснащения отелей Станислав Ивашкевич рассказал о проекте городских курортов. По его словам, расстояния, которые человеку приходится преодолевать, добираясь до места отдыха, отнимают много энергии. Поэтому одним из основных трендов ближайшего времени будет локализация точек для отдыха и организация курортов в шаговой доступности.
«Идея нашего проекта заключается в том, что человек может до места отдыха добраться чуть ли не на велосипеде, и получить весь набор услуг, которые присущи типовому курорту, - поделился он. - С точки зрения физиологии, на городском курорте человек получает 100-процентую реабилитацию организма, он абсолютно точно может перезагрузиться за короткий промежуток времени, и, выйдя из стен заведения, вернуться домой обновленным».
Управляющий директор АО «Гипрогор» Елена Чугуевская познакомила собравшихся с отраслевой схемой территориального планирования в области туризма. В ходе составления такой схемы рассматривается региональный туристский кластер, состоящий из трех групп объектов. Первая группа – якорные объекты регионального значения. Это могут быть крупные музейные комплексы, особо охраняемые природные территории, конгресс-центры. Вторая группа – инфраструктурные объекты – транспортные и инженерные коммуникации. Наконец, рассматриваются и объекты инфраструктуры гостеприимства, которые при поддержке первых двух групп и формируют туристический кластер.
«Чтобы работать с территорией более адресно, мы определяем туристический профиль региона, доминирующие виды туризма, которые здесь можно развивать, - подчеркнула она. - Таким образом, мы смотрим на территорию в комплексе и проектируем ее инфраструктуру, учитывая объекты и зоны развития туризма, которые необходимо поддержать».
Владислав Субботин поделился тем, как развивается внутренний туризм в Северо-Кавказском федеральном округе. По его словам, в каждом регионе округа была выделена особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, где создается по одному большому всесезонному курорту. На сегодняшний день таких зон пять, большинство из них расположены в горах, одна – на Каспийском море.
Первым курортом стал Архыз, который начал работать в начале 2013 года. В институте развития «Кавзка. РФ» решили сделать акцент на развитии так называемой тяжелой туристской инфраструктуры – горнолыжных подъемников, системы искусственного снегообразования, горнолыжных трасс, инженерных сетей и дорог.
«Мы подумали тогда, что частным инвесторам, увидев первый турпоток, станет интересно строить гостиницы, рестораны, развлекательные объекты. Так оно и получилось. Два года назад весь курорт целиком заинтересовал одного частного инвестора, - поделился эксперт. - Наша цель – создать ядро, показать, что мы можем создать туристическую привлекательность, и передать курорт дальше, чтобы он развивался уже без нашего участия».
Также своими туристскими проектами поделились вице-президент Союза архитекторов России, завкафедрой МАРХИ Елена Баженова, которая рассказала об архитектурных проектах в малых городах (так называемый «избинг»); академик МААМ Никита Явейн, познакомивший собравшихся с проектом хранения небес храмов из заброшенных поселков Кенозерья Архангельской области; и другие эксперты.
«Если еще недавно мы больше говорили о выездном туризме, то сейчас обращаем внимание на внутренний. На архитекторов, в этой связи, ложится важнейшая задача - создавать культурный код городов, формируя, в том числе, стратегию развития отрасли, - резюмировала итоги встречи Татьяна Лобач. - Именно от нас зависит, как будет формироваться облик наших городов для российского туриста».
Евгений Горчаков
Комментарии (0)