Поднять престиж рабочих профессий: как компании привлекают молодежь на стройку

Подпишитесь на канал

Кадровый голод сегодня испытывают, пожалуй, все отрасли российской экономики. Строительная — не исключение. И когда говорят про нехватку квалифицированных кадров, речь идет не только об инженерных специальностях. Остро стоит проблема и в сфере рабочих профессий: хорошие мастера на вес золота, по словам работодателей. Как их обучить и, главное, удержать в профессии — на эти вопросы предстоит отвечать учебным заведениям и предприятиям вместе. О чем договорились компания VEKA Rus и Новосибирский строительно-монтажный колледж, подписав соглашение — в материале «Континента Сибирь».

Поднять престиж рабочих профессий: как компании привлекают молодежь на стройку
Строительной отрасли требуются квалифицированные монтажники светопрозрачных конструкций. Фото: Михаил Периков

Нужно готовить «быстро, много и качественно»

Сотрудничество между вузами и предприятиями в адресной подготовке кадров стало уже привычной темой. Теперь громче начали заявлять о развитии системы среднего профессионального образования (СПО) и необходимости включения в нее работодателей.

С 1 января 2025 года стартовал национальный проект «Кадры». Его задача — помочь качественно и оперативно готовить сотрудников под потребности рынка. В состав нацпроекта входят четыре федеральных проекта, один из которых — «Человек труда». Он должен показать, что рабочие профессии — это престижно и востребовано.

Также с 1 января 2025 года начал действовать нацпроект «Молодежь и дети» и в его составе 9 федеральных проектов. Один из федпроектов — «Профессионалитет», направленный на модернизацию образования в колледжах: учеба в короткие сроки с упором на практику и тесное взаимодействие с предприятиями.

Кадровый вопрос был в приоритете и на «Сибирской строительной неделе», которая прошла в Новосибирске с 11 по 14 февраля. Самое первое, открывающее деловую программу форума, расширенное заседание правления общероссийского межотраслевого объединения работодателей «Российский Союз строителей» включало тему «Концепция подготовки кадров для строительной отрасли. Дорожная карта реализации». И отдельный доклад был посвящен роли среднеспециальных учебных заведений (ссузов).

Председатель федерального учебно-методического объединения в системе среднего профессионального образования по укрупнённой группе профессий и специальностей «Техника и технологии строительства», директор Санкт-Петербургского колледжа водных ресурсов Валерий Андреев констатировал, что перед системой образования стоит задача подготовки большого числа специалистов быстро и с сохранением высокого качества.

Для этого предлагается пересмотреть федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы) для ссузов в сторону сокращения сроков обучения (касается программ на базе 9 классов школы) и «оптимизации» образовательных программ — за счет усиления профессиональной направленности содержания общеобразовательных дисциплин.

На фото слева направо: Андрей Таранушич, Татьяна Самусенко, Вероника Зайцева, Олег Кабанцев, Павел Коростелев, Александр Уланов в Учебно-демонстрационном корпусе НСМК. Фото: Михаил Периков

Про формирование культуры при таком подходе говорить не станем, но выпускать «много и быстро» еще не значит, что все пойдут работать по профессии. К примеру, в рамках все той же деловой программы «Сибирской строительной недели» (16+) говорилось о конкуренции работодателей со сферой доставки в борьбе за кадры. «Наша задача — удержать специалистов в профессии. В вузах около 90% выпускников остаются в отрасли, но в среднеспециальных учебных заведениях этот показатель составляет всего 50–60%. Нам необходимо повышать привлекательность профессии», — подчеркнул замминистра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко в ходе своего выступления на заседании.

Вопрос содержания и качества подготовки специалистов для строительной отрасли тоже остается открытым. Главное, что предлагают в этом направлении — это взаимодействие ссузов напрямую с работодателями, увеличение практики «исключительно с участием предприятий». «В прошлом году был принят закон, наделяющий Минстрой полномочиями по разработке типовых образовательных программ. В этом году мы приступаем к активной работе в этом направлении», — сообщил в Новосибирске Сергей Музыченко.

Пока новшества обсуждаются и принимаются, предприятия нуждаются в кадрах. Некоторые работодатели сами идут в вузы и колледжи с запросом на конкретных специалистов.

Соглашение подписано. Фото: Михаил Периков

Чем поддержать интерес к профессии?

В программах профильных учебных заведений не всегда есть нужные направления обучения. «На сегодня у нас в стране, к сожалению, нет выделенной специальности «монтажник светопрозрачных конструкций». Хотя это является достаточно большой проблемой, потому что 70% нареканий при сдаче домов в эксплуатацию, по статистике от независимых исследовательских компаний, приходится на светопрозрачные конструкции. Нанимая специалистов для монтажа, некоторые просто не обращают внимания, что эти специалисты должны быть сертифицированы», — рассказал «Континенту Сибирь» генеральный директор компании VEKA Rus Андрей Таранушич.

Студенты колледжей получают диплом по общим строительным специальностям (например, «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», «Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома»), а прикладные навыки «добирают» краткосрочными программами, получая свидетельство о профессии рабочего.

Андрей Таранушич обращает внимание, что монтажники должны быть сертифицированные. Фото: Михаил Периков

Одна из таких профессий — «монтажник светопрозрачных конструкций». Теперь эта программа появится в Новосибирском строительно-монтажном колледже (НСМК). Производитель оконных и дверных систем из ПВХ-профиля — компания VEKA Rus, у которой в России два завода, и один из них в Новосибирске — заключил с крупным новосибирским строительным ссузом соглашение о сотрудничестве. Технические специалисты компании и ее новосибирских партнеров будут участвовать в разработке учебной программы, проведении теоретических и практических модулей для студентов НСМК как в колледже, так и непосредственно у себя на производстве.

«Очень важно, чтобы студенты в процессе подготовки получали не просто базовое фундаментальное образование, но и знакомились с новыми технологиями, получали практические навыки в ходе освоения прикладных программ, — прокомментировала «Континенту Сибирь» руководитель многофункционального международного центра прикладных квалификаций НСМК Татьяна Самусенко. — Однако профстандарты сегодня не всегда отражают необходимые компетенции, которыми должны владеть рабочие. Эти компетенции добавляются как раз за счет общения с техническими специалистами отраслевых компаний. И чем продуктивнее общение, тем качественнее создаваемая учебная программа».

Руководитель многофункционального международного центра прикладных квалификаций НМСК Татьяна Самусенко. Фото: Михаил Периков

Кроме того, компания-партнер колледжа участвует в развитии его материально-технической базы. В НСМК с 2009 года функционирует учебно-демонстрационный комплекс, где представлены образцы современных строительных материалов и технологий. Компания VEKA Rus установила в этом комплексе модуль с передовыми разработками в области светопрозрачных конструкций: топовые модели окон и входных групп. Также для обучения ребят установлены современные портальные системы с большими массивами стекла, которые позволяют создавать исчезающие стены и удивляют сейчас своими конструктивными возможностями даже проектировщиков и дизайнеров. Для большей наглядности учтены были актуальные цветовые решения. Чтобы студенты учились на востребованных образцах, видели стандарт качества в идее и воплощении.

«Эта экспозиция поможет донести до будущих специалистов, что профессия монтажника, сборщика, заведующего производством, переработкой пластиковых окон — это интересно, это позволяет человеку создавать что-то очень красивое, функциональное, классное, с современными характеристиками по тепло- и шумоизоляции», — считает технический представитель компании VEKA Rus в Западной Сибири Павел Щеглов. — В совокупности с тем стендом, который стоит в соседней аудитории (практический модуль по сборке окна. — «КС»), ребята могут посмотреть, из чего профиль состоит, как это делается, как это работает, понять, чем они могут заниматься».

Экспозиционный модуль установлен в учебно-демонстрационном корпусе. Фото: Михаил Периков

Именно интерес к профессии поможет удержать молодых людей в том деле, которому они обучаются, по мнению наставников. «А интерес формируется за счет многообразия программ, многообразия компетенций, которые человек получает. Если он за время обучения в колледже освоил разные практические навыки и рабочие профессии, то у него рождается интерес к процессу, интерес к отрасли, он себя чувствует более уверенным», — убеждена Татьяна Самусенко.

Причем даже отдельно взятая профессия «монтажник светопрозрачных конструкций» — не узкая квалификация, как считают сами специалисты. «У такого мастера может быть достаточно широкий спектр деятельности: и монтаж навесных фасадов, алюминиевых фасадов, и монтаж входных порталов. Просто наша специализация — окна, которые должны быть правильно смонтированы и после этого правильно функционировать как составляющая инженерной системы здания, позволяя с комфортом эксплуатировать помещение», — подчеркнул Андрей Таранушич. А Павел Щеглов добавляет: «Хороший монтажник — на вес золота. Он способен зарабатывать хорошие деньги, на уровне топ-менеджеров, и имеет перспективы дальнейшего карьерного развития».

База для запуска новой программы профподготовки уже есть, можно привлекать студентов. В дополнение разработчики программы хотят включить модуль по геодезии: работа с измерительными приборами также необходима монтажнику светопрозрачных конструкций.

«Мы очень рады, что у нас появились такие партнеры. Работать с людьми, которые много лет в теме, гораздо проще. Во-первых, у них уже создана методическая база и они могут дать рекомендации преподавателям. И плюс имеются технические возможности организации практического обучения для студентов, есть технические специалисты, которыми располагают не все компании», — констатировала Татьяна Самусенко.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!