Автор: Мария Кутай, сооснователь Архитектурного бюро “ВЕЩЬ!”
Как архитектура настоящего становится живописью будущего
Пленэр сегодня — это зачастую воспевание прошлого: старинные фасады, вековые линии, каменная кладка, несущая след времени. Но какой архитектурной среде будет отдана кисть художника в будущем? Какими должны быть города, чтобы их хотелось не просто заселять, а — изображать, запоминать, интерпретировать?
Введение
Сегодняшние художники ищут вдохновение в городах, насыщенных историей — в старинных фасадах, мостах, декоративных ритмах каменной архитектуры. Их этюдники чаще открываются в исторических центрах Санкт-Петербурга или Венеции, чем в новых кварталах мегаполисов. Но можно ли создать такую среду сейчас, которую художники будут стремиться изобразить в будущем? Какие качества пространства становятся живописными — и как проектировать архитектуру, способную войти в визуальную культуру через десятилетия?
Эмоциональный ландшафт как архитектурная задача
Архитектура, вдохновляющая на творчество, строится не столько на техническом совершенстве, сколько на внимании к контексту и атмосфере. Городская среда, вызывающая эстетическое и личное сопричастие, запоминается не планировкой и ТЭПами, а тактильными, зрительными, иногда почти неуловимыми впечатлениями: отражением света на фасаде, неожиданной тенью от дерева, углом обзора с лавочки на площади.
Это архитектура, в которой форма служит не только функции, но и чувству. Где среда — не фон для жизни, а её выразитель.
Современная практика: когда прошлое и природа становятся основой будущего
Одним из примеров, где архитектурная среда стала эмоционально и визуально насыщенной, является жилой комплекс, построенный в одном из самых зелёных районов Пензы. Участок, с трёх сторон окружённый лесом, стал платформой для архитектурного высказывания, в котором органическая интеграция в ландшафт сочетается с выразительностью формы.
Живописные ландшафты комплекса раскрываются через игру уровней и текстур — сочная зелень деревьев, нежные кустарники, травяные ковры и цветочные каскады, ниспадающие по подпорным стенкам. Особое очарование придают пышные шапки гортензий, расставляющие акценты в этой природной симфонии.
Архитектурные формы перекликаются с античными мотивами: ажурные навесы, вдохновлённые греческими ротондами, создают лёгкие вертикальные ритмы.
А членение жилых корпусов на отдельные объёмы, объединённые общим стилобатом наполняет пространство воздухом и движением, создавая эффектную визуальную перекличку с окружающим лесом.
Городской парк как картина изменений
Другим примером переосмысления среды стал Парк имени В.Г. Белинского, также в Пензе, реконструкция которого завершила первую очередь в 2023 году. Это не просто обновление, а редевелопмент культурного ландшафта. С учётом уже существующих функций архитекторы добавили новые, переосмыслив исторические источники.
Входная площадь приобрела характерный облик: пилоны, подсвеченные по вечерам, крупная надпись как точка визуального притяжения, композиция восьмиугольных цветников и фонтанов. Вокруг планетария — аккуратное благоустройство, отсылающее к деревянным павильонам прошлого века. Малые формы, включая скамейки с орнаментом «чешуя», обыгрывают исторические мотивы, но решены в новой пластике и материалах.
Парк стал публичным пространством нового уровня: с амфитеатром, фонтаном, зонами для отдыха, качелями и безбарьерной навигацией. Исторический объект — планетарий — теперь окружён местами, где можно не только пройтись, но и задержаться, понаблюдать, подумать.
Здесь с точки зрения живописи интерес представляют яркие. но лёгкие акценты. Сквозь “ажурные” скамейки и навесы пробивается свет и природный фон. Такие малые архитектурные формы особенно преображают зимний ландшафт.
Заключение
Будущее архитектуры, которую захотят рисовать, не связано с формальной новизной или футуристической стилистикой. Оно — в умении говорить с человеком: через контекст места, человеческий масштаб, поэзию деталей и деликатную работу с формой.
- Критерии гармоничной среды художника — те же, что и для любого человека:
- Человеческий масштаб, где каждый элемент соотнесён с восприятием пешехода;
- Внимание к деталям — от фактуры мощения до игры света в листве;
- Деликатная работа с цветом, избегающая кричащих контрастов;
- Многоуровневое озеленение, создающее ощущение глубины.
- Связь с природой
Такие пространства — где человек чувствует себя включённым, окружённым вниманием, где у каждой формы есть интонация, а у каждого материала — история — становятся теми самыми местами, которые потом оказываются на холстах, открытках, в фильмах и в памяти.
Живая архитектура — это архитектура, которую хочется изображать.
* Фотографии предоставлены Архитектурным бюро “ВЕЩЬ!”
Комментарии (0)