Города, которые вдохновляют: что захотят рисовать художники будущего?

Подпишитесь на канал

Автор: Мария Кутай, сооснователь Архитектурного бюро “ВЕЩЬ!”

Как архитектура настоящего становится живописью будущего

Пленэр сегодня — это зачастую воспевание прошлого: старинные фасады, вековые линии, каменная кладка, несущая след времени. Но какой архитектурной среде будет отдана кисть художника в будущем? Какими должны быть города, чтобы их хотелось не просто заселять, а — изображать, запоминать, интерпретировать?

d166f8111d3402360079f7f058de36e3.jpgВведение

Сегодняшние художники ищут вдохновение в городах, насыщенных историей — в старинных фасадах, мостах, декоративных ритмах каменной архитектуры. Их этюдники чаще открываются в исторических центрах Санкт-Петербурга или Венеции, чем в новых кварталах мегаполисов. Но можно ли создать такую среду сейчас, которую художники будут стремиться изобразить в будущем? Какие качества пространства становятся живописными — и как проектировать архитектуру, способную войти в визуальную культуру через десятилетия?

Эмоциональный ландшафт как архитектурная задача

Архитектура, вдохновляющая на творчество, строится не столько на техническом совершенстве, сколько на внимании к контексту и атмосфере. Городская среда, вызывающая эстетическое и личное сопричастие, запоминается не планировкой и ТЭПами, а тактильными, зрительными, иногда почти неуловимыми впечатлениями: отражением света на фасаде, неожиданной тенью от дерева, углом обзора с лавочки на площади.

Это архитектура, в которой форма служит не только функции, но и чувству. Где среда — не фон для жизни, а её выразитель.

e35711bc4af479792e2e1de4062ddcf3.jpg

Современная практика: когда прошлое и природа становятся основой будущего

Одним из примеров, где архитектурная среда стала эмоционально и визуально насыщенной, является жилой комплекс, построенный в одном из самых зелёных районов Пензы. Участок, с трёх сторон окружённый лесом, стал платформой для архитектурного высказывания, в котором органическая интеграция в ландшафт сочетается с выразительностью формы.

Живописные ландшафты комплекса раскрываются через игру уровней и текстур — сочная зелень деревьев, нежные кустарники, травяные ковры и цветочные каскады, ниспадающие по подпорным стенкам. Особое очарование придают пышные шапки гортензий, расставляющие акценты в этой природной симфонии.

Архитектурные формы перекликаются с античными мотивами: ажурные навесы, вдохновлённые греческими ротондами, создают лёгкие вертикальные ритмы.

А членение жилых корпусов на отдельные объёмы, объединённые общим стилобатом наполняет пространство воздухом и движением, создавая эффектную визуальную перекличку с окружающим лесом.

2ab7328e1ab182d28f0c8c1acd904997.jpg

Городской парк как картина изменений

Другим примером переосмысления среды стал Парк имени В.Г. Белинского, также в Пензе, реконструкция которого завершила первую очередь в 2023 году. Это не просто обновление, а редевелопмент культурного ландшафта. С учётом уже существующих функций архитекторы добавили новые, переосмыслив исторические источники.

Входная площадь приобрела характерный облик: пилоны, подсвеченные по вечерам, крупная надпись как точка визуального притяжения, композиция восьмиугольных цветников и фонтанов. Вокруг планетария — аккуратное благоустройство, отсылающее к деревянным павильонам прошлого века. Малые формы, включая скамейки с орнаментом «чешуя», обыгрывают исторические мотивы, но решены в новой пластике и материалах.

Парк стал публичным пространством нового уровня: с амфитеатром, фонтаном, зонами для отдыха, качелями и безбарьерной навигацией. Исторический объект — планетарий — теперь окружён местами, где можно не только пройтись, но и задержаться, понаблюдать, подумать.

Здесь с точки зрения живописи интерес представляют яркие. но лёгкие акценты. Сквозь “ажурные” скамейки и навесы пробивается свет и природный фон. Такие малые архитектурные формы особенно преображают зимний ландшафт.

939f43c1c5edaa6ce02d9a863564055a.jpg

fba24adcb78110f4188db8e5093d123d.jpgЗаключение

Будущее архитектуры, которую захотят рисовать, не связано с формальной новизной или футуристической стилистикой. Оно — в умении говорить с человеком: через контекст места, человеческий масштаб, поэзию деталей и деликатную работу с формой.

  • Критерии гармоничной среды художника — те же, что и для любого человека:
  • Человеческий масштаб, где каждый элемент соотнесён с восприятием пешехода;
  • Внимание к деталям — от фактуры мощения до игры света в листве;
  • Деликатная работа с цветом, избегающая кричащих контрастов;
  • Многоуровневое озеленение, создающее ощущение глубины.
  • Связь с природой

Такие пространства — где человек чувствует себя включённым, окружённым вниманием, где у каждой формы есть интонация, а у каждого материала — история — становятся теми самыми местами, которые потом оказываются на холстах, открытках, в фильмах и в памяти.

Живая архитектура — это архитектура, которую хочется изображать.

* Фотографии предоставлены Архитектурным бюро “ВЕЩЬ!”

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!