Мозаика – связь времен
До сих пор среди искусствоведов и историков нет единого мнения о том, кто в древности первым начал применять мозаику. Одни ссылаются на культуру Месопотамии, другие полагают, что первые произведения, которые условно можно считать мозаичными, и вовсе появились в эпоху палеолита. Тем не менее, большинство специалистов сходятся на том, что открытие мозаики в привычном для нас понимании следует связывать с эллинистической традицией.
Если бы современный человекоказался в античной Греции, он был бы немало удивлен. Прежде всего, ему бросилась бы в глаза одна особенность: предметный мир древних эллинов разительно отличается от того, что привычно окружает людей, живущих в XIX в. Однако уже в эпоху эллинизма существовало то, что понятно и близко нам. В частности, мозаика…
Древние греки были первыми, кто стал применять мелкоштучную мозаику в качестве декоративного покрытия. Именно они начали выкладывать орнаментальные и фигуративные панно на полу храмов, а позже – собственных жилищ и бассейнов, используя для этого морскую гальку. По этой причине сохранившиеся до наших дней древнегреческие мозаики предстают перед зрителем, чаще всего, в виде ахроматических композиций, составленных из белых, серых и черных камней, окатанных морем. Лишь изредка греки вводили в свои мозаики цвет – гальку, окрашенную в охристо-красные и желтые тона.
Настоящий прорыв в мозаичном искусстве был совершен в Древнем Риме. Там начали выполнять полихромные мозаичные композиции, виртуозно применяя для их создания цветной камень, добываемый в специально разрабатываемых для этого каменоломнях.
Не довольствуясь тем, что дает им природа, римляне догадались варить из стекловидной массы цветную смальту. Несмотря на то, что их палитра смальтовой мозаики была довольно скудной, достижения древнеримских художников-мозаичистов произвели на потомков очень сильное впечатление. И поныне этот вид монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства называется словом «мозаика», образованного от латинского opus musivum, что переводится как «посвящение музам». Этот факт свидетельствует о том, что мозаика была и до сих пор остается чем-то возвышенным.
Дальнейшее развитие смальтовой мозаики происходит в Византийской Империи, и, главным образом, в связи с утверждением там христианства в качестве государственной религии. Именно в этот период мировой истории смальта переживает подлинный расцвет. Византийцы, или «ромеи», как их называли в Древней Руси, даже придумали, как изготавливать «серебряную» и «золотую» смальту!
Мозаика здесь и сейчас
Минули века, и из храмов и дворцов мозаика переместилась в наши ванные комнаты, покрыла всевозможные поверхности в интерьере фитнес-центров, захватила сегмент элитной недвижимости, покрыла фасады домов, и даже просочилась под землю, став доступной всем и каждому. Одним из последних примечательных явлений в этой области была отделка подземных переходов в Ростове-на-Дону плиточной мозаикой, явно отсылающей зрителя к эстетике советского периода. Однако, мозаика, как любое искусство, не стоит на месте. Каждый год в Москве проходит выставка «Архитектура и мозаика», где современные художники,а также известные производители мозаичных материалов представляют свои инновации в этой области.
Конечно, большинство нововведений и экспериментов связанны с производством расходных мозаичных материалов и обусловлены новыми возможностями современных наукоемких технологий. Уже не первый год одной из преобладающих тенденций является металлическая мозаика. Как правило, ее производят из нержавеющей стали, меди и латуни, что делает такую мозаику не толькоболее долговечной, но и достаточно дорогой. При этом разнообразие цветофактурных вариантов исполнения такой мозаики позволяет создавать изысканный мозаичный декор для самых прихотливых интерьеров. Не меньшей популярностью пользуются мозаичные покрытия из стекла, керамики, перламутра, искусственного и натурального камня.
Современная мозаика – дизайн или искусство?
Из-за обилия предложений на рынке, в наше время очень сложно сказать, чем же является мозаичное произведение: продуктом дизайна, элитным декоративным покрытием, или, по-прежнему, одним из видов искусства. К примеру, итальянская фирма Bisazzo выпускает как отдельные коллекции, так и целые, уже готовые к монтажу, мозаичные панно, поражающие невероятным сочетанием визуальных эффектов. Сочетание интересных идей, яркой образной выразительности и современных технологии производства, уже много лет обеспечивают итальянской мозаике лидирующее положение на рынке. Вместе с тем, на ряду с элитной мозаикой, можно встретить и совершенно неожиданные решения в области мозаичных материалов и их применения.
Так, известная художница Mary Ellen Croteau создает свои произведения из бутылочных крышек. Это не единственный пример того, как можно нестандартно подойти к теме: мозаика из гвоздей, маек, конфет и даже бекона, способна удивить любого. И все же, творческих изысков должно быть в меру. Поэтому если и хочется удивить заказчика, а заодно проявить себя как талантливого художника, идеально сочетать между собой разные виды мозаики или с другими видами покрытий. Одна из довольно простых и при этом эффектных комбинаций – мозаика из натурального камня и керамического гранита.
Мозаика – о насущном
За последнее десятилетие рынок мозаики в России расширился и стал более доступным. Бесспорные лидеры на нем: итальянская, турецкая и китайская мозаика. Итальянцы, из года в год продолжают радовать творческим подходом и безупречным стилем. Турецкая мозаика Vitra прочно заняла свое положение на рынке и сохраняет его благодаря оптимальному сочетанию цены и качества. Продукция китайских производителей привлекает нас доступными копиями любых известных на рынке коллекций, не забывая иногда внести и свою, острую восточную нотку. Обилие предложений удивляет не только с позиции эстетического разнообразия, но и способами продаж. Наиболее распространенный форма реализации мозаики – продажа ее квадратными метрами. Помимо того, сегодня можно купить панно в виде законченной композиции, нанесенной на сетку размером 30х30 см. Реже встречается продажа мозаичных панно тессерами (сегментами) поштучно или на вес. Средняя цена на рынке мозаики 1000–2000 руб. за м2, стоимость бюджетных предложений начинаетсяот 500 руб., а верхнего предела почти нет. Область применения мозаики довольно обширна, но, как правило, это чаши и стены бассейнов, полы и стены ванных комнат, кухонь, саун и хамамов, иногда мозаику используют в ландшафтном дизайне.
В интернете можно найти огромное количество материалов, позволяющих каждому самостоятельно попробовать себя в роли мастера-мозаичиста. Например, все необходимые материалы и инструменты и даже программу-калькулятор, что позволит вам рассчитать необходимое количество расходных материалов, можно найти на сайте www.litokol.ru.
Ну а дальше вам понадобится лишь немного свободного времени, фантазии и усилий, чтобы создать свой собственный шедевр мозаичного искусства. И может быть, много столетий спустя наши потомки будут судить о современной культуре именно по вашей мозаике.
В заключении осталось напомнить о том, что продолжается прием работ для участия в творческом конкурсе «АРХИТЕКТУРНАЯ МОЗАИКА. Город будущего».
Конкурс проводится по инициативе компании LITOKOL – крупнейшего производителя и поставщика сухих строительных смесей, клеевых составов, гидроизоляционных материалов при организационной поддержке ООО «СТРОИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРТ».
К участию в конкурсе приглашаются российские архитекторы, художники-декораторы, специалисты в области средового и интерьерного дизайна, студенты профильных вузов и факультетов.
Участникам конкурса предоставляются все необходимые материалы (клеи, затирки, инструменты, мозаика) для создания мозаичного панно на тему «Город будущего».
Конкурс будет проходить в два этапа:
- первый (отборочный) этап – участники конкурса присылают эскизы будущего мозаичного панно/коллажа в адрес организаторов конкурса.
В мозаичном панно/коллаже, представленном на конкурс, должен быть отражен архитектурный образ города будущего – города-мечты, города-фантазии. Город будущего – это не только взгляд в грядущее земных поселений, но и попытка создания облика городов инопланетных цивилизаций. Образ города будущего – синтетичен, он возникает из сложения многих зданий, сооружений, элементов благоустройства, архитектурных деталей. Город будущего – это «архитектурная мозаика», представленная в виде панно, созданного из современных мозаичных материалов.
- второй (заключительный) этап – выполнение панно/коллажа с использованием мозаичных материалов, предоставленных компанией LITOKOL.
По итогам конкурса авторы трех лучших мозаичных панно награждаются:
- I место – поездкой в Таиланд на 11 дней/10 ночей для двух человек, а также сертификатом на получение денежного приза в размере 70 000 руб.
- II место – сертификатом на получение денежного приза в размере 120 000 руб.
- III место – сертификатом на получение денежного приза в размере 80 000 руб.
Все остальные участники, вышедшие в финал конкурса, награждаются ценными подарками.
Выставка мозаичных панно/коллажей участников второго этапа конкурса, а также церемония награждения победителей состоится в декабре 2015 г. в Центральном доме архитектора.
Ждем Ваши эскизы на конкурс с 20 июня по 20 сентября 2015 г.!
Подробности и условия участия в конкурсе размещены на официальной странице конкурса: https://ardexpert.ru/company/855.
Информационные партнеры конкурса:
Журнал «Технологии строительства», журнал «Парадный квартал», журнал «Архитектура, Строительство, Дизайн», «Строительный эксперт», «Ваш Дом», Architime.ru
Комментарии (0)