Проблема экологии стала особенно значимой в последнее время. Однако когда речь идет об экологических проблемах, обычно говорится о плохом воздухе, загрязненной воде, повышенном шуме и радиации и не упоминается о не менее важном экологическом факторе — постоянной видимой среде и ее состоянии.
Более того, нередко считается, что достаточно иметь свежий воздух, чистую воду и тишину, а смотреть можно на что угодно. С учетом такого подхода довольно часто создаются рабочие места и оформляются интерьеры. А между тем данные науки свидетельствуют о том, что постоянная визуальная среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания человека. Новое научное направление, развивающее аспекты визуального восприятия окружающей среды, было названо видеоэкологией.
По сути, видеоэкология – это наука о взаимодействии человека с визуальной окружающей средой. А под визуальной окружающей средой понимается все то, что мы воспринимаем через орган зрения, иными словами, все то, на что мы смотрим глазами.
Проблема видеоэкологии стала особенно актуальной за последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией, отторгшей человека от естественной визуальной среды. Такому отторжению в значительной мере способствовало применение новых строительных и отделочных материалов. В итоге во многих интерьерах присутствует негативная визуальная среда: господствует темно-серый цвет, преобладают прямые линии и углы, предметы интерьера имеют огромное количество больших плоскостей. Особую неприятность доставляют человеку гомогенные и «агрессивные» поля.
Гомогенная визуальная среда – это видимая среда, в которой зрительных элементов недостаточно, либо они вообще отсутствуют.
Соответственно агрессивные визуальные поля – это поля, состоящие из множества одинаковых элементов, равномерно рассредоточенных на некоей поверхности.
В первом случае это голые однотонные стены, а во втором — преобладание одинаковых элементов, к примеру, ряды одинаковой плитки.
Смотреть на такую поверхность крайне неприятно. Это происходит по той причине, что изображения, полученные правым и левым глазами, трудно слить в единый зрительный образ. Задача усугубляется еще и тем, что на область ясного видения сетчатки приходится одновременно больше одного объекта. В таких условиях не может полноценно работать бинокулярный аппарат глаз.
В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения, такие как бинокулярный аппарат, конвергенция, on- и off-системы и зрительные центры. В частности, в гомогенной среде нарушается обратная связь между сенсорным и двигательным аппаратами, так как после очередного перемещения глаза перепад освещенности на фоторецепторах глаза недостаточный. Соответственно и в мозг после перемещения идет минимальный импульс, недостаточный для надежного срабатывания обратной связи. Иными словами, произошло действие – движение глаза, но нет подтверждения этому действию, в результате чего зрительные центры и нервная система в целом оказываются в заблуждении. Это в свою очередь, вызывает ощущение дискомфорта.
Посмотрим на современный интерьер.
На первый взгляд он кажется интересным и необычным. Однако довольно быстро замечаешь, что глаза "скользят" по фотографии вправо-влево, вверх-вниз, не находя опоры для взгляда. Агрессивные и гомогенные поля разного размера "бьют по глазам" не давая возможности остановиться на чем-либо. Впрочем, в остановках нет необходимости, поскольку каждый объект понятен в полном объеме с первого взгляда, нечего и рассматривать. Можно восхищаться уровнем технического мастерства дизайнеров, но совершенно нечем любоваться.
Стоит заметить, что по данным Всемирной организации здравоохранения процессы урбанизации ведут к неуклонному росту числа психических заболеваний. Среди других факторов противоестественная видимая среда, окружающая нас со всех сторон, вносит свою лепту в этот процесс и немалую.
Необходимо учитывать, что видеоэкология базируется не на субъективных высказываниях, а на закономерностях зрительного восприятия. В этом и заключается принципиальное отличие такого анализа современного интерьера от других нареканий в его адрес.
Проектируя экологичный интерьер, стоит учитывать не только его базовые факторы, такие как безопасные строительные материалы, отсутствие электромагнитного излучения, радиации, шума, вибрации, поддержание оптимального микроклимата и т.п., но и фактор видеоэкологии. Только комплексная оценка экологичности дома может гарантировать здоровье его обитателей и обеспечить комфортную во всех отношениях жизнь.
Комментарии (0)