Авторский коллектив: А. Щетинина, В. Щетинин, М. Решетникова, И. Жомова, Е. Макарова
Адрес объекта: г. Баку, Азербайджан
Строительство: 2005-2006
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения
Символический (смысловой и, опосредованный через смысл, эмоциональный) ресурс архитектурной формы напрямую соотносится с областями семиотики и психологии.
Закономерно предположить, что «внешнее» конструирование предметно-пространственной ситуации способно запрограммировать «внутреннюю» эмоционально-смысловую реакцию.
В связи с этим показателен опыт архитектурного бюро «Терра» в проектировании «Дома-Печи», чей образный строй всецело подчинен насущному запросу заказчика, россиянина, вынужденного по долгу службы ныне проживать в Баку, испытывающего психологический дискомфорт от ностальгии. Закономерным и оправданным стал факт порождения экспрессивной динамической формы, призванной перевесить негативные гипертрофированные чувства, захватить внимание и переключить сознание перципиента на восприятие ряда светлых позитивных образов, возвратив душевное равновесие и покой.
Первобытный (в подсознании) страх утраты первичных родовых уз преодолевается обращением к исконному типу дома — срубу-избе — примитивной клети-четырехстенке с очагом (печью) в центральной части, двускатной кровлей и скудным декором. Однако воскрешение традиционной предметно-пространственной среды, вплоть до мельчайших деталей, еще не гарантирует жизненной силы, а в какой-то мере содержит декадентскую тенденцию, способствующую формализации и повторению уже бывшего; только диалектический синтез традиции и инновации образует тайный энергетический (смысловой и эмоциональный) резерв, составляющий суть проблем подлинного формообразования и творческое кредо архитектурного бюро «Терра».
Символическая функция «Дома-Печи» превалирует над утилитарной составляющей: загородная постройка на лоне экзотической первозданной природы предназначается для сложной психологической работы: частных воспоминаний, стимулирующих интеллектуальные усилия по развитию творческой фантазии. Избирательное эпизодическое воздействие, уподобляет произведение архитектуры скульптуре, приподнятой на пьедестал; сакральный масштаб сооружению сообщает модуль, равный диаметру бревна — 370 мм! Символичен и выбор материала в пользу сибирской лиственницы (или «русского дуба»), исстари применявшегося исключительно в культовом зодчестве.
Связь архитектурной формы с миром жизненных смыслов и эмоций решается посредством категории движения. Движение не просто связывает человека с пространством, но и придает этой связи эмоциональный акцент (слово «эмоция», кстати, в дословном переводе c английского означает «движение наружу»: от англ. motion — движение, лат. emoveo — потрясаю, волную). Так, пространственная структура не только воспринимается при круговом обходе, но в обыденных жестах (заготовка дров, топка печи, лаз по отвесной лестнице на полати) закреплен весь историко-генетический опыт человека и его эволюционного прошлого.
Связь движения с архитектурной формой проявляется и в общих ритмических принципах построения пространства. Это и динамизм парения постройки над землей, и активный вынос козырька над долгим пологим всходом; и мерные ритмы мощных незакрытых венцов, сдвоенных плит массивной двускатной кровли, строенных щелевидных окон; и цикличное возвращение сакральных значений элементов предметно-пространственной среды, где окно выступает не столько средством инсоляции и вентиляции, сколько коммуникации с прошлым, а число окон символизирует не только Святую Троицу, но уходит много глубже христианской мотивировки, в первобытную культуру поклонников культа Солнца.
Сквозным стилеобразующим элементом внешнего облика и интерьера жилища служит русская печь, сочетающая, как в старину, множество функций: это и обогрев жилища, и приготовление пищи, выпечка хлеба и пирогов, сушка грибов, фруктов, кореньев. Кроме того, русская печь лечит практически все простудные заболевания, при необходимости с успехом заменяет баню. И, наконец, русская печь выступает еще и произведением печного искусства.
Патетичная внешне, интимная изнутри образная трактовка «Дома-печи» призвана воссоздать чувство космической укорененности жизни человека в его предметном и природном окружении. Оригинальное тектоническое решение постройки было отмечено специальным призом VI фестиваля «Азбука загородного строительства. Май. Дом», проходившем по традиции в «Доме на Брестской» весной 2005 года.
Несущие и ограждающие конструкции
Архитектоника сооружения во многом соотносится с природно-климатическими условиями района строительства. Город Баку расположен южнее широты 42,5° на берегу Каспийского моря в зоне влажных субтропиков, характеризующихся мягкой зимой и очень теплым летом; по ресурсам ультрафиолетовой радиации данная территория попадает в пояс длительного избыточного облучения; это район сейсмической активности до 7 баллов; грунты лессовидных пород обладают изменчивой мощностью по просадочности.
Срубная конструкция имеет габаритные размеры в осях 4,37 м х 4,37 м, высота конька кровли достигает отметки 4,45 м, верх трубы — 5,45 м. Сруб покоится на железобетонном основании-ноге прямоугольного сечения в плане габаритами 1 м х 2 м, приподнят над уровнем земли на отметку 0,55 м; фундамент заглублен на 1 м и достигает скального основания. На «ноге» устроена платформа размером 4,37 м х 4,37 м из сварных металлических балок двутаврового сечения, к которой жестко прианкерован сруб. Платформа обшита деревянными досками.
В качестве основного конструктивного материала использованы оцилиндрованные бревна лиственницы, относящейся к группе очень стойких к гниению пород, по твердости уступая лишь дубу. Все элементы сруба были заготовлены по проекту архитекторов российскими мастерами ООО «Берендеи», промаркированы и транспортированы в Баку к месту сборки, при этом объемный вес груза составил 50 тонн.
Сруб образуют горизонтально уложенные бревна 370 мм длиной от 5,5 м до 8,5 м, соединенные врубками «в обло», то есть «с остатком», выступающими концами. При врубке «в обло» в бревне по всей длине вырубается сплошной паз (с нижней его стороны, что препятствует затеканию в шов дождевой воды). Горизонтальные цели проконопачены паклей. В первый венец сруба, «в сковородень», врублены лаги пола. В седьмой и восьмой венец — бревна полатей и козырька. Десятый венец несет стропильные ноги внутренней двускатной кровли. Значительные солнцезащитные свесы наружной двускатной кровли обеспечивают жерди-слеги, опирающиеся на бревно, врубленное в десятый торцевой венец. Для придания жесткости концы трех верхних расширяющихся торцевых венцов — «повала» — стянуты металлическими хомутами. Широкие причелины формируют образ цельных кровельных плит. Двойная проветриваемая кровля защищает жилище от солнечного перегрева. Как в старину, финишным покрытием кровли послужила дранка (или гонт) — узкие прямые колотые дощечки, имеющие на одной из продольных сторон узкую щель, в которую вставляется край соседней дощечки.
Оконные проемы решены по подобию «волокового» окна, представляющего собой узкое горизонтальное отверстие, выбранное в двух соседних бревнах сруба. Оконные проемы заполнены деревянными оконными системами, обладающими близкими к срубу теплотехническими характеристиками и механическими свойствами. Черная коробка окна не имеет жестких связей со срубом, в качестве утеплителя в зазорах использовано льняное волокно.
Дверной проем выполнен в виде массивной косящатой колоды, состоящей из соединенных «на ус» вертикальных косяков и верхнего бруса, имеющих близкое к квадрату сечение. Над верхним брусом оставлен прозор, рассчитанный на усадку сруба. Деревянная дверь выполнена на заказ по эскизам архитекторов. Навеска дверей, как в старину, осуществлена при помощи металлических подставов и петель.
По чертежам архитекторов выполнена русская печь, решенная в средних размерах 1,50 м х 1,60 м, которая базируется на прочном сплошном фундаменте дома, высота от пола до трубы составляет 2 м, от пола до шестка — 750 мм, от пола до лежанки — 2,57 мм. Основным конструкционным материалом для кладки печи послужил белый кирпич, который был тщательно отсортирован, лучшие экземпляры использованы для кладки топливников, варочной камеры. Характерной особенностью русской печи является то, что она выделяет тепло, начиная с уровня пода — с отметки 750 мм от пола, и та часть помещения, которая находится ниже пода, не нагревается.
В нижней части печи оборудовано свободное пространство — подпечье, служащее для хранения инвентаря. С передней стороны печи на уровне пода устроен шесток — ровная площадка из кирпича, на которую уложена чугунная плита без конфорок. Плита предохраняет кирпичную площадку от быстрого разрушения и облегчает передвигание по ней посуды. Над шестком оставлено отверстие прямоугольной формы — окно шестка. На шесток ставят различную посуду. Окна подпечья и шестка перекрыты кирпичными арочками. В шестке справа от устья имеются впадины: зольник, поддувало. Устье печи закрывается заслоном. Все работы по кладке печи выполнены мастером-печником.
Технологии внутренней отделки
При внутренней отделке дома была тщательно сохранена и облагорожена естественная фактура и текстура деревянных венцов, балок, стропил. Накат потолка набран из липовых досок. Из тесаной доски дуба выполнены полы, скамьи, лестницы-стремянки на полог. Рабочие поверхности пола у входа, печи и лежанка облицованы керамогранитом. Печь украшена старинными фарфоровыми изразцами.
Инженерное оборудование
Инженерное оборудование рассчитано на эпизодическое пребывание. Дом оснащен лишь централизованным электроснабжением. Предусмотрены различные сценарии освещения интерьера, осуществлена декоративная подсветка нижнего наружного контура, создающая эффект свободного «парения» конструкции. Вентиляция естественная. Особые свойства древесины позволяют достичь высокого уровня климатического комфорта. Все деревянные конструкции обработаны антипиренами для повышения их огнестойкости.
Комментарии (0)