Авторский коллектив: архитектурное бюро «Остоженка»; архитекторы — А.А. Скокан, А.Л. Гнездилов, М.Е. Скороход, С.А. Помелов, В.Э. Стадников, А.М. Попов; инженеры — А. А. Конарев, Ю.Н. Фадеев, В.А. Колобашкин, при участии: архитекторы — А. Арутюнян, Б. Елагин, М. Кожаринова, А. Максимович, В. Сергеева; инженеры — к.т.н. Ю.М. Федоров (гидрогеология), Ю.З. Шершевский (транспорт),
к.т.н. Ю.Г. Страшнова (социальная инфраструктура)
Адрес объекта: г. Омск, Кировский округ
Строительство: 2010
Функциональное зонирование, планировочное и объемно-пространственное решения
Город Омск сформировался на месте слияния двух рек — Оми и Иртыша — и в дальнейшем развивался по двум берегам Оми в направлении на север и северо-восток. Сравнительно недавно вслед за строительством мостов через Иртыш началось освоение территорий, расположенных на левом берегу реки.
Благодаря тому, что три года назад был построен метромост (им. 60-летия Победы), связавший район Заречье с центральной частью Омска, появились предпосылки для строительства новых жилых районов, а также для развития прибрежных территорий, таких как Большая Островка.
Возведение метромоста позволило, с одной стороны, эффективно решить транспортную проблему городского масштаба, с другой — его береговые насыпи и развязки разрезали на две неравные части существовавший на левом берегу Иртыша поселок, застроенный одно–двух-этажными индивидуальными домами с усадебными участками. Несмотря на то, что сравнительно недавно в поселке появились более капитальные каменные постройки, деревенский характер поселения не изменился. Проектирование здесь нового микрорайона предполагает подключение данной территории к планировочной структуре осваиваемой левобережной части города.
В основу предложенной градостроительной идеи был положен принцип следования духу места, что исключало нигилистский подход к выработке проектного решения. Микрорайон возникает как результат естественной эволюции имеющегося на данной территории поселения. Принципиальным является бережное сохранение и развитие всех ландшафтных и градостроительных особенностей участка и отказ от волевого вмешательства в его историю.
По мнению авторского коллектива, особо ценным элементом является улично-дорожная сеть существующего поселка, поэтому трассировка нового микрорайона производилась по «следам» имеющихся деревенских улиц, но должна выполняться в современных сечениях с учетом требуемой пропускной способности.
Характер существующего рельефа рассматривался как фактор, влияющий на размещение жилой застройки и многоуровневых подземных стоянок.
Жилищное строительство и культурно-бытовое обслуживание
Проектное решение учитывает наличие таких существенных ландшафтных и градостроительных факторов, как метромост, реки Иртыш и Заморайка. Таким образом, жилые кварталы во всех случаях граничат с озелененными территориями, общественный микрорайонный центр примыкает к развязке метромоста, а территории школ, детских садов и поликлиник находятся в срединной части, в зоне комфортной пешеходной доступности.
Предприятия обслуживания частично расположены на первых этажах жилых домов вдоль основных улиц, другие входят в состав культурно-развлекательного центра.
В качестве жилой единицы микрорайона принята размерность квартала, обеспеченного транспортным подъездом со всех сторон. Жилые корпуса образованы секциями высотой в 4–16 этажей. Первый этаж всех жилых зданий отдан под открытую автостоянку, над которой устроен технический этаж. Кварталы застраиваются с плотностью, не противоречащей нормативной инсоляции, а озеленение и благоустройство выполняется с учетом организации подземных автостоянок и пожарных проездов. Конструктивные и фасадные решения фасадов предусматривают максимальное применение современных технологий, строительных материалов, типовых и сборных элементов и исключают такие работы, как оштукатуривание и кирпичная кладка.
Дорожная сеть, транспорт и пешеходное движение
Кольцевая дорога вокруг микрорайона является «магистральной улицей районного значения», улицы вдоль центральных кварталов — «улицами районного значения». Их связывают «улицы местного значения» и «улицы в жилой застройке». По всем улицам, за исключением расположенных в жилой застройке, организовано двустороннее движение. В местах наиболее загруженных левых поворотов предполагается наличие регулируемых светофорами перекрестков.
На территории микрорайона предусмотрены автостоянки следующих типов:
— открытые для личного транспорта — расположены под каждым жилым домом;
— подземные одноуровневые — расположены под каждым кварталом-домовладением и имеют въезды с улиц;
— подземные многоуровневые — расположены под стадионами и площадками школ, а также под общественным центром;
Суммарное количество машино/мест всех автостоянок покрывает имеющуюся расчетную потребность населения и посетителей общественного центра.
Инженерное оборудование, инженерная подготовка и благоустройство
В связи с постоянно сохраняющейся паводковой угрозой предполагается произвести подъем средней планировочной отметки территории до 76 м (в балтийской системе высот). Предусмотрены меры по защите территории от подтопления с устройством на объектах микрорайона пластового и кольцевого дренажа. Организация рельефа предполагает быстрой сбор и отвод дождевых и талых вод для обеспечения минимальной инфильтрации в грунт.
Поверхностные стоки направляются сборным коллектором на очистные сооружения, расположенные за пределами микрорайона. Поверхностные стоки с территорий автостоянок очищаются на собственных очистных сооружениях, после чего сбрасываются в городскую ливневую сеть.
На незастроенных территориях кварталов и на кровлях автостоянок выполняется партерное озеленение, высаживаются декоративные кустарники и маломерные деревья, а на бульварах и вдоль набережных Замарайки и Иртыша устраиваются аллеи крупномерных деревьев, прокладываются велосипедные и прогулочные пешеходные дорожки, организуются площадки для отдыха и игр детей и взрослых.
Комментарии (0)