Авторский коллектив: ОАО «Метрогипротранс»; архитекторы — Н.И. Шумаков (руководитель авторского коллектива), Г.С. Мун,
Н.В. Шурыгина, В.З. Филиппов, С.А. Петросян, Н.В. Расстегняева, А.Л. Куренбаев, А.М. Шутов, Н.С. Трусилова, В.Ю. Молчанов;
конструкторы — Е.С. Барский, Л.В. Ромадина; художники — И.Л. Лубенников, З.К. Церетели, И.В. Николаев, М.М. Дедова-Дзядушинская,
С.В. Горяев, Л.В. Шурыгина
Адрес объекта: Москва, площади Тургеневская, Трубная, Суворовская, ул. Советской Армии, Шереметьевская
до пересечения с 10-м проездом Марьиной Рощи
Строительство: 2007–2011
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения
Участок от станции «Чкаловская» до станции «Марьина Роща» является центральной частью Люблинско-Дмитровской линии Московского метрополитена. На участке расположены 4 станции: «Сретенский бульвар», «Трубная», «Достоевская» и «Марьина Роща». Трасса пересекает 4 линии метрополитена: Сокольническую, Калужско-Рижскую, Серпуховско-Тимирязевскую, Кольцевую. В местах пересечения организованы пересадочные узлы.
Участок глубокого заложения, учитывая его расположение в центральной части города с плотной многоэтажной застройкой. Станции имеют платформы островного типа. Станции, входящие в состав пересадочных узлов, оборудованы одним вестибюлем. Все вестибюли станций подземные, примыкающие к подуличным переходам.
Архитектурное решение вестибюлей станций и их декоративное оформление обусловлены стремлением авторского коллектива продолжить «диалог» с основоположниками российской подземной урбанистики. Отсюда попытки реабилитации классической архитектурной формы. Идея продолжения традиций Московского метрополитена отражена в общем объемно-планировочном решении станционных комплексов, в пластической структуре объектов в их современной интерпретации с использованием монументально-декоративных элементов, выполненных на самом высоком уровне.
Перронные залы станций представляют собой трехнефные сооружения со средними перронными залами диаметром 9,5 м и двумя боковыми залами с посадочными платформами диаметром 8,5 м.
Просторные светлые центральные залы спроектированы в соответствии с классическими архитектурными законами. Сложный ритм колонн и пилонов, порталы и ниши, гранитные полы, белые светящиеся своды, богатая игра света — все это находит отклик в душе как простого пассажира, так и архитектора. Ощущению непрерывающейся связи с архитектурой станций, построенных в далекие 1930–1950-е годы, способствуют произведения декоративно-монументального искусства, наполняющие станционные объемы.
Интерьеры боковых залов станций, насыщенные причудливыми архитектурными формами, создают далекую от обыденности среду. Образный строй вездесущего подземелья оказывается помещенным в зазор между разумом и чувствами, куда мало кто заглядывает. Улетучиваются лукавые разговоры о приоритете рельсов и шпал, кабелей и способе строительства, которые тоже важны, но в данном случае отступают на второй план и имеют косвенное отношение к архитектуре.
Несущие и ограждающие конструкции
Обделки сооружений закрытого способа работ рассчитаны на нагрузки и воздействия как замкнутые контуры, находящиеся в грунтовой среде, с учетом упругого отпора контактирующей с обделкой породы. Исходя из инженерно-геологических и гидрогеологических условий, объемно-планировочных решений, с учетом способа производства работ и глубины заложения, обделки закрытого типа работ приняты из сборного и монолитного железобетона и чугунных тюбингов.
Обделки сооружений открытого способа работ (вестибюли, пешеходные переходы) рассчитаны как однопролетные, двухпролетные и многопролетные рамы с жесткими и шарнирными узлами.
Гидроизоляция
Гидроизоляция сооружений, возведенных открытым способом, принята оклеечная двух- или трехслойная из техноэласта на основе ПЭ-140Ф. Предусмотрена защита оклеечной гидроизоляции от механических повреждений.
Гидроизоляция швов обделки из чугунных тюбингов, уложенных закрытым способом, обеспечивается расчеканкой быстроуплотняющимся цементным составом БУС.
Для герметизации болтовых отверстий чугунных тюбингов использованы гидроизоляционные сэвиленовые шайбы. Швы обделок станций, пересадочных узлов, вентиляционных стволов, технических помещений и примыкающих к ним участков перегонных тоннелей, подверженных воздействию знакопеременных температур, зачеканиваются свинцовой проволокой в два слоя и цементным составом БУС.
Инженерное оборудование
Система водоотвода обеспечивает сбор и удаление из сооружений воды, поступающей от мытья помещений, пожаротушения, из грунта через неплотности обделки, при мытье тоннелей. Прием воды осуществляется через колодцы и трапы, устанавливаемые в помещениях, в дренажные лотки.
Система тоннельной вентиляции подает расчетное количество воздуха, обеспечивающее:
температуру на станциях в теплый период года — не более +28°С, в перегонных тоннелях не более +33°С;
температуру на станциях в холодный период года выше естественной температуры грунта не более чем на 2°С, но не ниже +5°С.
Для обеспечения безопасности организации и регулирования движения поездов на данном участке линии предусмотрен комплекс постовых и напольных устройств автоматики и телемеханики движения поездов (АТДП).
Комментарии (0)