Авторский коллектив: ГУП МНИИП «Моспроект-4», мастерская №10; ГУП ЦНРПМ (проект реставрации);
ГУП МНИИП «Моспроект-4»: архитекторы — А.В. Боков (руководитель авторского коллектива), В.А. Котельников (ГАП), М.В. Самусенко,
Д.С. Подъяпольский; конструкторы — И.В. Дергалов, П.Ю. Родиченко, И.Н. Соколова, М.В. Муравьева;
ГУП ЦНРПМ: архитекторы — С.Б. Куликов (руководитель авторского коллектива), А.С. Куликов (ГАП), М.Ю. Казаков;
конструктор — Ю.Б. Пильч
Адрес объекта: Москва, ул. Б. Никитская, 13/6, стр. 1; М. Кисловский пер., 12/8, стр. 2
Строительство: 2010–2012
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения
Московская государственная консерватория (осн. 1866 г.) — центр мировой музыкальной культуры, развившийся в уникальный ансамбль с единой планировочной структурой и системой пешеходных связей, включающий многочисленные здания и сооружения, в том числе близкие по функциям: нотный магазин, кафе, общежитие для студентов, жилые дома для преподавателей и др.; размещенные в непосредственной близости театр, кинотеатр, музеи усиливают значимость зоны как фокуса культурной жизни столицы.
Комплекс Большого зала (арх. В.П. Загорский, 1894–1901) — главенствующая часть масштабного проекта реставрации и реконструкции, намеченного к 150-летию видного музыкального заведения России; другие постройки, входящие в IV пусковую очередь, — второй учебный корпус, здание средней школы (объект историко-градостроительной среды, где консерватории принадлежат подвал, первый и третий этажи), две примыкающие трансформаторные подстанции.
Доминирующей темой реконструкции стало максимальное использование резервных площадей при сохранении ценной объемно-пространственной композиции, восходящей к классицистической усадьбе Е.Р. Дашковой (конец XVIII в.): главный корпус в глубине парадного двора-курдонера фланкирован двумя боковыми флигелями, выходящими торцами на линию улицы. Яркий пластический акцент главного фасада — входной портал в виде полукруглой ротонды, поднятой на всю высоту здания. Согласно проекту освоено подземное пространство под существующей застройкой и двором-курдонером; обеспечены теплые связи между всеми строениями комплекса; в цокольном этаже сохранены цилиндрические своды с врезками распалубок, влияющими на геометрию помещений; организован служебный вход через историческую арку-свод; оптимизирована планировочная структура зрительской части Большого зала (здесь увеличены гардеробы, фойе, устроены дополнительные туалеты для зрителей, два лифта, трехмаршевая лестница для связи с цокольным этажом, обеспечен доступ инвалидов в Зал и их эвакуация).
Главный корпус имеет цокольный и пять надземных этажей. В цокольном этаже размещаются репетиционные залы, артистические, помещения органной мастерской, а также туалеты и подсобные помещения. Подземный уровень (инженерный этаж) запроектирован вдоль Среднего Кисловского пер., в местах вводов инженерных коммуникаций; здесь располагаются венткамеры, насосные, часть инженерных разводок; в двусветном пространстве со стороны курдонера — венткамеры, холодильные станции, тепловой пункт, пожарные насосные. На 1-м этаже расположена зрительская часть: вестибюль, билетные кассы, гардеробы, административные помещения, буфеты и фойе, туалеты (в т.ч. для инвалидов). На 2-м этаже — большая артистическая, холлы, буфет, а также технические помещения, трюм сцены, венткамеры. На 3-м этаже — Большой зал на 1805 мест, в т.ч. партер и шесть лож на 850 мест; первый амфитеатр на 560 мест (в т.ч. боковые балконы и осветительные ложи; выходы в фойе — на уровень четвертого этажа); второй амфитеатр на 395 мест (в т.ч. две ложи; выходы в фойе — на уровень пятого этажа). На 4-м этаже с двух сторон амфитеатра организованы двусветные фойе, а также первый в России музыкальный Музей им. Н.Г. Рубинштейна (осн. 1912 г.), включающий Овальный и Малый залы, хранилище, кабинет директора; экспозиция музея распространяется в фойе; из окон музея — вид во двор на памятник П.И. Чайковскому (скульпт. В.И. Мухина, З.Г. Иванова, Н.Г. Зеленская, арх. А.А. Заварзин, 1954). На 5-м этаже — двусветное фойе, обращенное в световой двор. Над сценой находится уровень колосников. Две трансформаторные подстанции переоборудованы во встроенные, с сухими трансформаторами; их объемы увеличены до трех этажей, в которых предусмотрены помещения студии звукозаписи, артистические и др.
Особое внимание уделено акустике Большого зала. Полностью восстановлен лепной гипсовый декор, стены под арочными окнами-витражами декорированы портретами композиторов. Новые кресла отвечают акустическим требованиям.
Уникальный орган (мастер А. Кавайе-Колль, 1899) теперь свободно выступает фасадом в пространство сцены (за счет передвижки перегородок вспомогательных помещений на 1,2 м). В зоне органа налажены автономные вентиляционная и отопительная системы — для поддержания температурно-влажностного режима.
Воссоздан витраж «Св. Цецилия — покровительница Музыки», утраченный в годы ВОВ; восстановлены мебель и предметы убранства, декор резных деревянных панелей, паркетных полов, элементы каменных лестниц и кованых ограждений.
Объект — обладатель Бронзового диплома Международного фестиваля «Зодчество-2011» и номинант на Государственную премию РФ в области литературы и искусства.
Несущие и ограждающие конструкции, наружная отделка
Реконструкция осуществлена в сложных условиях памятника архитектуры. Были усилены фундаменты, несущий каркас (кирпичные стены, кирпичные и бетонные своды, своды Монье), реставрированы фасады, балконы и кровля.
Под стены здания подведена виброизоляционная плита, выполнены и другие шумозащитные мероприятия. В пироге пола зала и сцены нашли применение резиновые плиты. Гидроизоляция стен подвала — обмазочная; пол с оклеечной рулонной гидроизоляцией. Проектируемые перекрытия — безбалочные железобетонные плиты (t=200–250 мм). Лестницы — монолитные с облицовкой ступеней. Предусмотрены пандусы для маломобильных групп населения. Оконные блоки — деревянно-алюминиевые конструкции; заполнение — двухкамерные стеклопакеты. Витражи — двухкамерные стеклопакеты в алюминиевой обвязке. Внутренние стены — монолитные железобетонные (t=200–300 мм). Проектируемые кровли — скатные с наружным водостоком; в пироге покрытия использованы минераловатные плиты.
Наружная отделка стен — штукатурка, покраска. Цоколь здания рустован на высоту двух этажей плитами из натурального камня (t=30 мм) светлого оттенка. В новой части выполнен НВФ; декоративный экран — фасадные плиты типа Kera Twin.
Технологии внутренней отделки
Полы: наборный паркет (Большой зал, фойе), мрамор, гранит и керамогранит в общественных зонах; ковролин, линолеум в кабинетах сотрудников; крупноразмерная керамическая плитка — лестничные клетки, санузлы, венткамеры; бетонные — в технических помещениях подвала. Стены: высококачественная штукатурка, покраска виниловыми и водоэмульсионными красками (общественные зоны); глазурованная плитка (санузлы). Потолки: подвесные из гипсокартона и типа Armstrong. Внутренние двери — филенчатые, глухие и остекленные. Для отделки путей эвакуации и помещений ГО применены сертифицированные негорючие материалы.
Инженерное оборудование
Осуществлена полная замена инженерных коммуникаций. Водо-, тепло-, электроснабжение комплекса — от городских сетей. Принята горизонтальная инженерная схема разводки коммуникаций по коридорам и вспомогательным помещениям. Все помещения оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, кондиционированием, а также системой контроля климата. Сценическое пространство оснащено высококачественным световым и технологическим оборудованием (в т.ч. цифровым телевидением). Предусмотрена система центрального пылеудаления. Налажены комплексы многоуровневой противопожарной безопасности, диспетчеризации и автоматизации, охранного видеонаблюдения и сигнализации. Здание оснащено лифтами фирмы OTIS. Наружное пожаротушение от существующих пожарных гидрантов.
Комментарии (0)