Подземный концертно-репетиционный зал Большого театра России (Бетховенский зал)

Подпишитесь на канал

Авторский коллектив: ГУП МНИИП «Моспроект-2», мастерская № 14; архитекторы — М.М. Посохин (руководитель авторского коллектива), П.Ю. Андреев (руководитель проекта), А.Н. Бутырин (ГАП), Е.П. Андреев-Платонов, А.Л. Никифорова (Бетховенский зал), С.В. Воробьев (балетные залы), И.Р. Халитова (верхняя сцена); инженеры — В.Н. Фурман, А.И. Адаменко;
при участии: архитекторы — А.А. Березовская (VIP-зал), М.С. Бурыкина, В.А. Ершова, Н.А. Зайцева, А.С. Мелконян, И.Р. Ханов,
Е.В. Хлебникова (Бетховенский зал); инженеры — Р.С. Кошуба, Т.И. Лебединская, Е.И. Харин
Адрес объекта: Москва, Театральная площадь, вл. 1
Строительство: 2010–2011

7a81a3e36fa33077f438c91b0ff11be8.jpg

514dbf5e1ac04926d3ad371fe928a348.jpg

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

Функциональная эволюция главного театрально-зрелищного центра столицы предполагает активное использование подземного пространства. Проектом предусмотрен комплекс архитектурно-планировочных и интерьерных решений по обустройству зрительской и служебной зоны в 5-этажной подземной части под театральной аванплощадью — в соответствии с новыми технологическими требованиями.

Основные цели проекта: организация движения зрительских потоков, исключение встречных направлений и пересечений; строгая дифференциация зрительской и служебной зон, их автономное функционирование; наладка системы эвакуации; использование новых площадей в качестве театрального фойе с возможностью проведения разного рода общественных мероприятий, концертов, репетиций хора и оркестра; обеспечение комплекса акустической настройки, шумо- и виброзащиты в меняющейся кубатуре зала в зависимости от требований звучания музыкальных инструментов и вокала, при жесточайших требованиях к изоляции от «внешнего мира» при проведении звукозаписи.

Так, через главный театральный портал обеспечен вход для 75% всех посетителей — зрителей партера, бенуара, бельэтажа и двух верхних ярусов; дополнительные гардеробы и санузлы расположены на «минус» 2-м уровне. Вход зрителей на «минус» 3-й и «минус» 4-й уровни (зона нового фойе) организован через существующие боковые входы исторической части Большого театра. Вертикальные связи — посредством лестниц, эскалаторов и лифтов (в т.ч. для маломобильных групп населения). Для эвакуации посетителей с подземных уровней ниже 15 м запроектированы дополнительные эскалаторные лестницы и аварийные выходы непосредственно на театральную аванплощадь.

Предусмотрено устройство трансформируемого (подъемного) перекрытия для создания многофункционального пространства в зрительской зоне; оно состоит из пяти подвижных, вертикально-перемещающихся платформ, создающих объем и амфитеатр различного размера и конфигурации. Основные положения планшета пола: верхнее (отм. -10,80) — новое фойе основной сцены с устройством дополнительных гардеробов, буфетов, санузлов, с возможностью одновременного проведения различных мероприятий; промежуточное (отм. -14,10) — концертный режим: устройство сцены и зрительного зала (на 300 мест), организация камерных концертов; нижнее (отм. -17,40) — репетиционный режим: оперные спектакли с участием оркестра, хора и солистов, с устройством рядов для хора на «минус» 4-м уровне (отм. -14,10). Дополнительным мероприятием, обеспечивающим технические требования к репетиционному залу, стала мобильная перегородка, создающая необходимый объем и акустические условия, независимые от нормальной работы всего театра.

Технологическое оборудование — комплекс подъемных платформ и складных трибун с креслами-блитчерами; разработаны необходимые механические и съемные ограждающие конструкции, обеспечивающие безопасность посетителей и персонала театра при трансформации. Кроме самого концертно-репетиционного зала в подземной части расположено большое количество технических, бытовых и служебных помещений.

Стилистическим ориентиром оформления зрительской зоны послужило само историческое здание с его уникальным залом и кулуарами, золоченой люстрой и плафоном, лепным и резным декором, бархатом цвета бордо, — что и предопределило соподчиненность новых решений теме Итальянского Возрождения. Наземные павильоны над эвакуационными выходами выполнены из стекла, также корреспондируют теме классицизма.

466a124218e3a9c10bda6c0ed2bbe80c.jpg

38fede066fad37577cec87a351a43f14.jpg

a9d77546c63d1d6ed0e8656b2e7d469f.jpg

3673e12fcf83dc6e6caecff0168655cc.jpg

Несущие и ограждающие конструкции, технологии внутренней отделки

Несущий остов здания — монолитный железобетонный каркас с безбалочными перекрытиями. Перекрытие зрительской зоны — монолитное железобетонное ребристое покрытие по системе радиально-кольцевых балок. Шаг колонн до 9 м. Высота типового этажа — 3,3 и 3,6 м. Фундамент — плитно-свайный. Наружные ограждения — стена в грунте. Кровля плоская эксплуатируемая.

Широкое применение при реконструкции нашли материалы группы «Сен-Гобен. Строительная продукция»: теплоизоляция ISOVER (при устройстве стен и оснований), жесткие плиты из минеральной ваты ISOVER (при устройстве сцены, полов репетиционных залов, в коридорах), декоративно-акустические системы Gyptone от GYPROC, в т.ч.: стеновые и потолочные панели ECOPHON Focus DS, Super G и TAL-M (в репетиционных залах, коридорах, технических помещениях), металлический профиль «Gyproc-Ультра».

Внутренняя отделка соответствует технологическим, санитарным и противопожарным требованиям. В помещениях входной группы и в лифтовых холлах полы с облицовкой из натурального камня; в зрительской зоне — паркет; в репетиционных залах — наливные полы; в кабинетах — ковролин; полы в технических помещениях и санузлах — керамогранит. Стены общественных зон — акустические панели, декоративная штукатурка, гипсовый декор, облицовка натуральным камнем и деревом; репетиционные залы — акустические панели, водоэмульсионная окраска; санузлы и технические помещения — облицовка керамической плиткой. Потолки — подвесные типа Armstrong, гипсокартонные и акустические на независимых подвесах; отделка — водоэмульсионная окраска.

Инженерное оборудование

Энерго-, тепло-, водоснабжение и канализация здания — централизованные от городских сетей. Реализован ряд шумо- и виброзащитных мероприятий в ТП, электрощитовых и венткамерах. Налажены комплексные системы вентиляции и кондиционирования, пожаротушения, диспетчеризации, видеонаблюдения. Акустическая настройка в трансформируемой кубатуре отвечает жестким требованиям к качеству звучания музыкальных инструментов и вокала. 

72fa392805f8a3a12364f925bb4fd4a6.jpg

33c5cba6128bd574fa530430a252f964.jpg

17d05937655066428a3cbdf7fcb8a4ac.jpg

a5a753a63819c97dc18a6c1e23b23eab.jpg

3edccb490d760035db1d1f1114b9b9b0.jpg

fc3e1ba7d8e1a2a9266c6d0c41030b28.jpg

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!