Авторский коллектив: ОАО «Метрогипротранс»; руководители авторского коллектива: Н. Шумаков, Л. Борзенков;
архитекторы: С. Костиков, Т. Нагиева, И. Земляницкий, С. Калько, Н. Солдатова, В. Уваров, Г. Джавадова, А. Воронцова, О. Данилова,
К. Плахутина, М. Волович; конструкторы: С. Туренский, Т. Мазаник, И. Ружанский, Д. Мосягин, Б. Поляков, К. Дементьев
Адрес объекта: Москва, пос. Внуково
Строительство: 2006–2010 (1-й пусковой комплекс); 2013 (2-й пусковой комплекс)
Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения
Терминал «А» – это образец не только современной архитектуры с ее воздушными формами и необычными линиями, гармонично продолжающими в наземном сооружении плавные обводы самолетов, но и максимально продуман ной инфраструктуры, которая дает возможность пассажирам чувствовать себя в терминале буквально как дома. Здесь царит атмосфера настоящего европейского сервиса, который отлично дополняют самые современные технологии обслуживания.
Общий силуэт терминала приближен к силуэту самолета, а все остальные элементы, так или иначе, перекликаются с темой движения, полета и авиации в целом: начиная с плавных обводов кровли и плана здания с флигелями-крыльями и каплей-фюзеляжем, и заканчивая активным использованием алюминия в отделке здания от кровли до интерьеров. Для всех основных интерьеров здания объединяющим внутреннее пространство мотивом стала тема «парящих треугольников». Они одновременно напоминают и воздушных змеев, и детские самолетики, которые дети складывают из бумаги. В новом терминале «Внуково» они превратились в источники света – от световых экранов до больших и маленьких треугольных светильников. Кроме того, они стали модулем пространственных форм, из которых сплетен ажурный узор кровли.
Новый аэровокзальный комплекс рассчитан на прием 20 млн пассажиров в год, в терминале запроектированы 25 причалов для воздушных судов с телетрапами, которые рассчитаны как на прием небольших среднемагистральных самолетов, так и широкофюзеляжных судов, как Airbus А 380. Функциональная схема аэропорта основана на хорошо зарекомендовавшем себя принципе разделения уровня прилета и вылета. В подземной части аэровокзал вплотную соединен с железнодорожным терминалом, на наземном этаже находится зона прилета с багажным отделением, залом выдачи багажа и прилета. В части, выдающейся в зону стоянки самолетов, находятся несколько отдельных технологических блоков, накрытых единой плитой, несущей вышележащие этажи. Под образовавшимся таким образом гигантским навесом размещается стоянка аэродромной техники. Между уровнями прилета и вылета находится промежуточный этаж, в котором по периметру здания, выходящем на летное поле, проходит сквозная галерея, по которой прилетающие пассажиры попадают из самолетов в зал прилета. Поскольку длина галереи составляет несколько сотен метров, она по всей длине оборудована траволаторами. В пространстве в петле галереи, опоясывающей здание, находится технический этаж, в который были убраны все коммуникации и, прежде всего, магистрали вентиляции из вышележащего зала вылета. Зал вылета соединен в одном уровне с эстакадой для автомобилей. Пассажир, входящий в аэровокзал с эстакады, попадает в просторный зал регистрации, где его встречают 6 островов регистрации с более чем 150-ю стойками регистрации. Терминал в плане имеет Т-образную конфигурацию. Крылья его широко раскрыты на привокзальную площадь и оборудованы множеством входов, которые позволяют рассредоточено попадать людям на здание. Далее, следуя направлению, заданному островами регистрации в плане, поток пассажиров направляется в центральную часть терминала через пункты контроля, как через достаточно широкое горло, и далее расходится в просторных залах вылета, которые тоже оборудованы траволаторами в направлении вытянутой в летное поле перронной части здания.
Длина терминала от привокзальной площади до самого дальнего телетрапа составляет почти 600 м. Основная идея организации движения как на прилете, так и на вылете была подчинена идее однозначного направления движения. Четкая объемно-планировочная структура способствует ясному пониманию пассажирами основных путей движения, которые избавлены от ненужных поворотов и закоулков. Интересной особенностью терминала стало объединение в одном объеме залов внутренних и международных линий. Терминал разделен вдоль продольной оси здания на левую – внутреннюю и правую – международную. Багажное отделение общее и на одном конвейере обрабатывается багаж и внутренний, и международный, что ускоряет обработку его, особенно при трансфере. Кроме того, такая планировка здания позволяет транзитным пассажирам кратчайшим путем легко попадать из международной зоны во внутреннюю и наоборот, что открывает большие перспективы в этом направлении перевозок для Внуково. Кроме того, головную часть перронной зоны терминала запланировано оборудовать мобильными перегородками, которые, как в зоне прилета, так и вылета позволят взаимно увеличивать или уменьшать на несколько входов зону международных перевозок или внутренних в зависимости от пассажиропотоков. Внутреннее пространство терминала дружественно встречает пассажиров гигантским объемом зала регистрации, своей воздушностью и простором, приглашая к полету, и далее плавно понижается в зону вылета, постепенно сужаясь в мостах, ведущих к телетрапам, к объемам внутреннего пространства самолетов. В зале вылета международных линий находится ядро композиции перронной части терминала – контрольно-диспетчерская башня, у подножия которой расположен искусственный водопад с небольшим зимним садом (все это под стеклянной кровлей), вокруг которого разместился ресторанный дворик, а далее бесчисленное множество магазинов попутной торговли. По количеству торговых помещений, зон обслуживания, кафе и ресторанов с терминалом «А» «Внуково» не может конкурировать ни один российский аэропорт, при этом все эти площади были заранее организованы, оставляя большое пространство для проходов и кресел для пассажиров ожидающих посадку. Залы ожидания четко разделены на зоны движения, ожидания и торговли. Пространство прилета организовано таким образом, что пассажир, выходя из самолета, попадает постепенно во все большее и большее пространство, избегая дезориентации от резкой смены объемов после перелета.
Несущие конструкции
Конструкция покрытия терминала представляет собой двухпоясную сетчатую оболочку, состоящую из модулей, образуемых равносторонними треугольниками в плане, стороны которых образованы фермами высотой 2,5 м и длиной от 7 м до 8 м, соединяющимися между собой в вершинах, организуя узлы в виде 6-лучевой звезды в плане.
Кровля опирается на монолитные железобетонные колонны, являющиеся элементом монолитного железобетонного каркаса здания с шагом колонн 12,5 х12,5 м.
На объекте использованы алюминиевая кровельная система KalZip, установленная на утеплитель из пеностекла Foamglas, закрепленный на металлическом покрытии.
Светопрозрачные наружные ограждающие конструкции выполнены из витражных блоков (система элементного фасада) 2,5 х 3,3 м из алюминиевого профиля Hueсk Hartman с энергоэффективными стеклопакетами, подавляющими шум на 46 дБ, с применением в них стекол с магнитронным напылением Guardian Super naturel 51.
Витражная система RAICO использована для остекления светопрозрачных участков кровли и зенитных фонарей.
Технологии наружной и внутренней отделки
Вентилируемый фасад Hunter Douglas c облицовочными панелями Quadro Clad и реечными фасадными панелями Luxalon. Вентилируемый фасад с композитными панелями Alucobond. Вентилируемый фасад, облицованный натуральным гранитом.
В интерьерах использованы специально разработанные для проекта потолочные системы Hunter Douglas, «Аланко-Алюком» и Lindner.
Покрытие полов и лестниц: натуральный гранит в общественных зонах и керамогранит в служебной зоне.
Инженерное оборудование
Применение спектра инженерных, информационных систем и систем безопасности позволило в полной мере использовать все площади здания и предоставлять все возможные услуги для арендаторов и технологических служб аэропорта.
Сложные трассы прокладки коммуникаций ввиду уникального архитектурного решения объекта потребовали наличия выделенных систем в различных функциональных зонах аэропорта. Совместное пользование инфраструктурой объекта службами и подразделениями было достигнуто путем грамотного использования технических площадей и инженерных коммуникаций.
С целью сокращения количества стояков при большой площади кровли, для быстрого удаления дождевых стоков была применена напорная ливневая канализация.
Энергообеспечение и современные слаботочные системы
В терминале «А» аэропорта «Внуково» реализована система диспетчерского управления инженерными системами объекта и система автоматического учета энергии, интеллектуальная структурированная кабельная система.
Более 100 инженерных и информационных систем обеспечивают работу терминала – механические системы, системы электроснабжения, системы связи и телекоммуникаций, системы безопасности, автоматизированная система управления инженерным оборудованием. Впервые в России создана автоматизированная система управления инженерным оборудованием, которая контролирует объект площадью 250 тыс. м2 и имеет более 120 тыс. точек контроля.
Системы вентиляции и климатическое оборудование
Предусмотрена рециркуляция воздуха при снижении нагрузки пассажиропотока и рекуперация тепловой энергии. Регулировка осуществляется автоматически, по показаниям датчиков качества воздуха.
Применены турбо-компрессорные холодильные машины с приведенным коэффициентом равным 5,7 – т.е. на 1 кВт потребляемой мощности холодильная машина вырабатывает 5,7 кВт холода.
Использована система поддержания микроклимата и управления освещением в общественных и офисных зонах.
Системы безопасности
Интегрированная система безопасности создана на основе сетевых технологий, которые позволили построить функциональную структуру такого масштаба (более 1,7 тыс. сетевых видеокамер, более 1 тыс. точек контроля доступа, более 2 тыс. точек охранно-тревожной сигнализации).
Использование энергосберегающих технологий
Применена автоматическая система рекуперации тепловой энергии.
Использован высокоэффективный утеплитель из пеностекла Foamglas для утепления кровли и фундаментов.
Применены энергосберегающиие витражные системы профилей Hueсk Hartman, SСHUCO и RAICO в сочетании с энергоэффективными стеклопакетами со стеклами Guardian с магнитронным напылением.
Комментарии (0)