Реконструкция международного терминала аэропорта «Толмачево» в г. Новосибирске

Авторский коллектив: ООО «АТТА-Проект»; С. Лукьянов, О. Сметанина, Е. Усова, О. Гурова, при участии компании vPPR (Великобритания)

Адрес объекта: Новосибирская обл., г. Обь

Строительство: 2013–2015

799b8148d159a079f01b7684aa670daf.jpg

595c434b2b46c72d0acc9537235ecc5c.jpg

e67cc0b48d1214c4c83c1ce71120f76f.jpg

371307ccd6c7d6fa76b1cd301764e18f.jpg

Архитектурное, объемно-планировочное и функциональное решения

Аэропорт «Толмачево» – крупнейший авиационный узел Сибирского Федерального округа, по объему и темпам роста грузовых и пассажирских перевозок входит в пятерку ведущих аэропортов России. Концепция развития аэропорта «Толмачево» предусматривает поэтапную реконструкцию отдельных терминалов и служб и предполагает в качестве конечной цели превращение его в современный ХАБ международного уровня, служащий мостом между Европой и Азией.

Начало в июне 2012 г. проектных работ по реконструкции международного терминала связано с резким ростом международных пассажирских авиаперевозок, вызванных, в частности, переориентацией клиентов из ближайших сибирских городов на Новосибирский ХАБ. При этом немаловажным фактором являлась необходимость проведения реконструктивных мероприятий в условиях действующего авиационного предприятия.

Несмотря на большой опыт проектирования развития аэропорта «Толмачево» перед коллективом ГК «АТТА» стояла достаточно нетривиальная задача. Дело в том, что в последние годы все международные аэропорты с архитектурной стороны разделились на две группы. В первую можно отнести колоссальные по объему терминалы, построенные на новом месте: Пекинский, Куала-Лумпурский, Внуковский, Мумбайский и десятки других в разных странах. Их отличает четкая архитектурно-функциональная концепция, заключающаяся в разделении на три основных уровня: багажно-техническую зону, зону прилета и зону вылета. При этом зона вылета, как правило, располагается в едином архитектурном объеме с недостижимыми для старых аэропортов показателями: высота пространства – 20–25 м; очень большой выбор магазинов Duty free и предприятий питания, общее количество телескопических трапов (выходов) к самолетам составляет от 30 до 40. Естественно, конструктивные, образные, дизайнерские приемы в таких терминалах поистине безграничны; к их проектированию привлекаются не только профессиональные проектные компании, но и архитекторы и дизайнеры мирового уровня, такие как Фостер, Пьяно и другие.

Значительно более сложной представляется задача вдохнуть новую жизнь (архитектуру, стиль) в старые аэровокзалы, развивающиеся эволюционным путем, такие как новосибирский аэропорт «Толмачево». Так, при реконструкции и расширении старого международного терминала аэропорта «Толмачево» пришлось в значительной степени изменить технологию обеспечения вылета и прилета авиапассажиров, встроить дополнительные служебные помещения, организовать принципиально новые галереи в отметке 3,0 м для сбора прилетающих авиапассажиров, а также начать долгожданное объединение терминалов внутренних и международных линий в единый ХАБ.

Концепция интерьеров международного терминала выросла из факта объявления Новосибирска Мировой столицей снега и местом проведения ежегодных Форумов снега и связанных с ними традиций и технологий. С участием британских коллег из архитектурного бюро vPPR были разработаны многочисленные варианты реализации темы снега и льда в различных функциональных зонах терминала, в т.ч. санузлах.

Из общего множества идей были отобраны 8 тематических схем, различающихся элементами подвесных потолков, цветом, светом, параметрами пространства и элементами оборудования. Это зоны регистрации пассажиров, таможенного и паспортного контроля, торговли, вылета, галерей прилета, багажного отделения и санузлы. При этом фасады старого терминала внутренних линий и нового реконструируемого международного было решено оставить в одном стиле.

Технологии внутренней отделки

Основными элементами, формирующими интерьер, приняты металлические перфорированные кассетные потолки индивидуального изготовления фирмы Armstrong, напольная лаппатированная керамогранитная плитка серо-снежной окраски, светильники за подвесными потолками, оригинальные по форме колонны с металлической облицовкой, витражные поверхности и облицовка стен цветным стеклом. Использованы также специально подобраные по цвету и фактуре элементы технологического назначения – стойки регистрации, багажное оборудование, сиденья для пассажиров, стойки таможенной и пограничной служб, лифты и эскалаторы.

Инженерное оборудование

После реконструкции терминал международных линий предстает оснащенным полным комплектом современного инженерного оборудования, объединенного с существующими инженерными системами. Система комплексной авиационной безопасности организована в соответствии с последними международными и отечественными требованиями. Для создания благоприятного климата в помещениях терминала предусмотрено несколько самостоятельных установок приточно-вытяжной вентиляции и кондиционирования воздуха, которые управляются из единого диспетчерского центра. Оптимальное потребление тепловой и электрической энергии в любое время года обеспечивается компактным объемом здания, применением эффективных теплоизоляционных материалов и теплоотражающих стеклопакетов витражей фасадов, а также автоматическим поддержанием параметров микроклимата различных групп помещений.

25d915c48e939b0640900fc9b2857468.jpg

11c162a9ba0e647678aad96a235e7c1c.jpg

4090a3002720b7a6db355ae3010ec37f.jpg

7279d383d76eb9c5d6e447469c801588.jpg

c6ec8c65afeb635de2d6eef8a914003b.jpg

Комментарии