Город-ковчег

Город-ковчег

Участник конкурса "Зеленый проект 2015/16"

Номинация: "Архитектура чрезвычайных ситуаций", раздел: "Проект"

Автор: Скижали-Вейс Артур

Архитектурная футурология

г. Москва 

http://futurologija.ru/author/Skizhali-Veys/

http://www.skizhali-veys.architektor.ru/

Дата проектирования: 2015

Для того чтобы спастись от разрушительных волн цунами, укрыться от ураганов и других природных катастроф необходимо переходить от политики раннего обнаружения и предупреждения к проектированию и строительству специальных крупномасштабных защитных сооружений – «городов ковчегов».

Город-убежище размещено на отметке выше 600 метров над уровнем Мирового океана, самая высокая отметка зоны разрушений цунами за историю наблюдений. Компактное высокоплотное автономное биоклиматическое поселение с замкнутой системой микроклимата под защитным куполом, имеющее прочное сейсмоустойчивое бетонное основание и собственную транспортную инфраструктуру для быстрой эвакуации с опасного побережья. Вместимость города-убежища может варьироваться от 100 тыс. до 200 тыс. жителей в зависимости от масштаба надвигающейся угрозы. В городе-убежище беженцы смогут не просто пережить опасные часы, а смогут полноценно жить в автономном режиме на протяжении нескольких месяцев и даже лет, постепенно восстанавливая и отстраивая заново разрушенную инфраструктуру прилегающих населенных пунктов после цунами или ураганов. Для того чтобы это стало возможным в городе кроме комфортных жилых боксов повышенной вместимости будут иметься запасы пресной воды, очистные сооружения, теплично-парниковые комплексы, небольшие животноводческие фермы для эвакуированных животных, система утилизации отходов жизнедеятельности с преобразованием их в тепловую энергию биоудобрений и т.д. Город-убежище по моему замыслу будет иметь автономные децентрализованные системы электро-тепло горячего водоснабжения объектов социальной и производственной сферы на основе новых энергоэффективных технологий преобразования природных возобновляемых источников энергии с системами резервирования. В проекте предполагается использование модульных солнечных батарей, вмонтированных в защитный купол, улавливание и рециркуляция тепла под куполом системами, размещенными в трубах опорных конструкций, геотермальные источники тепла. Компьютерная система климатического контроля города позволит регулировать температуру и влажность под огромным куполом.

Предполагаемые размеры несущей конструкции защитного купола города - высота 250 метров и 1000 метров в диаметре. Это будет самое большое купольное сооружение в мире.

По моему убеждению, конструкция купола может состоять из жесткого геодезического купола или оптимальных сетчатых прототипов, которые способны перекрывать такие огромные пролеты. Для усиления жесткости, снижения пролета и повышения устойчивости конструкции купола я предлагаю использовать центральное лифтовое ядро города с инженерными коммуникациями в качестве опорной башни. Материал наружных панелей купола может быть комбинированным – до высоты 100 метров ударопрочные стеклопакеты, а выше уже применяемая многослойная пленка ETFE, пропускающая ультрафиолет и весящая всего 1% от веса стекла. Такая конструкция позволит с одной стороны сохранить прочность, если ударная волна окажется выше и разрушительнее, приближаясь по классификации к суперцунами, а с другой позволит существенно уменьшить вес конструкций, стоимость эксплуатации купола и исключить падение осколков стекла с большой высоты в случае механических повреждений вовнутрь города. Сейсмостойкое основание города и стены нижней части должны быть выполнены из высокопрочного железобетона с опорным кольцом, воспринимающим распор огромного купола. Опорные узлы и конструктивные соединения купола, представляют собой шарниры, позволяющие воспринимать динамическую сейсмическую нагрузку.

В комплекс города-убежища входят: два гелипорта для вертолетов расположенные у основания купола (большая воздушная гавань) и над куполом (малый); канатная дорога связывающая убежище с побережьем и внутренними лифтами города; сигнальная вышка-маяк для раннего оповещения и наблюдения; подъездные автодороги; а также дренажные системы осушения территории. Город будет иметь основную надземную часть – жилую и техническую подземную. Под куполом будут созданы освещенные, инсолируемые общественные пространства - террасные улицы, дендросады, живописные тематические парки и рекреации жителей.

Размещение города под куполом должно быть рассчитано и вписано в существующий рельеф местности с учетом законов аэродинамики таким образом, чтобы с одной стороны выдерживать ураганы 5 категории по шкале Саффира-Симпсона, а с другой органично вписываться в горный ландшафт как искусственное продолжение горы. В связи с этим мною предусмотрен механизм трансформации посадочного модуля площадки и опускания всех вертолетов с верхнего гелипорта на нижние уровни после завершения эвакуации жителей.

Сооружение такого рода дорогостоящее мероприятие, поэтому чтобы убежище не простаивало пустым и безжизненным, окупалось в ожидании наступления чрезвычайных ситуаций необходимо проектировать его постоянно функционирующим, используя самые различные программы эксплуатации, начиная от научных экспериментов и познавательного туризма до превращения его в зону развлечений, аттракционов и тематических парков. Для того чтобы затраты на строительство и эксплуатацию не ложились тяжким бременем только на государственный бюджет жители прибрежных населенных пунктов смогут заблаговременно выкупать, резервировать, обустраивать свои жилые модули-убежища по специальным ценам через систему страхования жизни на случай природной катастрофы. Экономически можно также предложить сдавать в краткосрочную аренду жилые помещения под гостиницы и различные бизнес мероприятия.

Подобные масштабные архитектурные проекты и программы спасения людей от природных катаклизмов в современном развитом гуманном высокотехнологичном обществе назрели давно. Нужно перестать жить, пассивно наблюдая за регулярными природными катастрофами, хоронить погибших, лечить искалеченных, подсчитывать миллиардные убытки, бросать и консервировать опустевшие города-призраки, разрушенные до основания. Нужно перестать снова и снова ничего не предпринимая в страхе ждать когда снова разыграется стихия, ситуация выйдет из под контроля или примет характер планетарной трагедии. Учитывая нарастающие климатические изменения на планете, темпы индустриального развития и урбанизации, рост численности и плотности населения пора переходить из положения «вечных страдальцев» в положение «победителей разбушевавшихся стихий». И для этого своевременно, системно, научно обоснованно, экономически целесообразно, технически выверено, инженерно грамотно и архитектурно красиво нужно развивать и осваивать принципиально иную сферу жизни – «Борьба за выживание на планете Земля». А для того чтобы это было реализуемо необходимо создавать новую эффективную технологически совершенную «Архитектуру катастроф»!

ca09d22f3f3ff98c3206f42a1be5a94e.jpg

76ab46f2b069d34bfc5bc4dbac6b3134.jpg

21322cae2bfb2ee3bc01ac8dc8d43595.jpg

214e3402dc1d8dec895f5d07875cd997.jpg

6fcc5030d40c614ba90c1c79159d65b7.jpg

679fd72dbc9b70f5d28dd53bd1ac4676.jpg

Комментарии