Почему нет системного порядка в малоэтажном строительстве?

Подпишитесь на канал

Всё чаще говорим и в большем количестве применяем термин «малоэтажное строительство», более того, в программах и планах правительства, этому формату жилья уделяется всё возрастающее внимание. Социологи постоянно говорят о недостатках и системных проблемах проживания в многоквартирных домах. Россия, страна с огромной территорией и грех не пользоваться таким преимуществом, создавая для её граждан наиболее комфортные условия жизни. Однако, строим такого жилья мало и нет перспектив для роста объёмов его строительства.

0bc649f73db24d5955d1eee77c962fa1.png

Сегодня не организована элементарная системная работа по наведению порядка в нормативных документах. Что такое ИЖС? Почему сдвоенные дома, по новому дуплексы, позволяющие рационально использовать земельный участок, сократить затраты на строительство, уже не ИЖС? Таким образом, с прискорбием приходится констатировать, что в России до сих пор нет единого государственного стандарта в отношении доступного малоэтажного жилья, обязательного к соблюдению во всех субъектах РФ. Таково положение дел с нормативной базой в сфере малоэтажного строительства. На примере ныне действующих у нас противопожарных норм, хорошо видно, что получается, если к «малоэтажке» применять не специализированные, а общие стандарты.

Однако надо отметить, что динамично развивающееся социально-типологическое разнообразие малоэтажных жилых зданий системно не изучается, не анализируется и не классифицируется, а вынужденно распределяется по удобным и устаревшим стандартам. Не решив общие задачи (классификация, терминология, параметры качества и т.д.) в малоэтажном жилищном строительстве, нормотворчество обречено на неопределенность неоднозначность, неточность. Подобные дефекты, которые весьма опасны для любого реального, а не формального нормативного документа. Подтверждением служит даже название СНиП 31-02-2001 "Дома жилые одноквартирные". Если здания могут быть жилые, общественные, производственные и т.д., то дом, как уже было сказано, — только жилое здание. Поэтому "дом жилой" — понятие тавтологическое и в нормативном документе явно неуместное.

Итак, в соответствии с существующими правилами вокруг каждого малоэтажного дома необходимо предусмотреть противопожарный проезд шириной 6 м, к то тому же проложенный в 5 м от линии застройки. В итоге планировка территории «расползается», исчезает ощущение зонирования застройки и ее сомасштабности с человеком, а площади, которые можно было бы использовать для обустройства уютных дворов, спортивных и детских площадок.

Похожая ситуация складывается с санитарно-эпидемиологическими нормами. В Европе в малоэтажных поселках или кварталах предусмотрены задние хозяйственные дворы, которые, кстати, в том числе используются и для парковки автомашин. Но самое важное, что в хозяйственных дворах расположены мусорные контейнеры. В России, в соответствии с принятыми санитарно-эпидемиологическими нормами, площадки для временного складирования мусора, а проще говоря, помойки, могут находиться не ближе 20 м и не дальше 50 м от жилых строений. То есть, вокруг мусорных контейнеров должна быть организована санитарная зона. Зачем? Оказывается, на тот случай, если мусор будет вывозиться нерегулярно, и он начнет скапливаться вблизи переполненных контейнеров. Получается, что при разработке российских санитарно-эпидемиологических норм за основу брались некие экстремальные, в значительной степени даже гипотетические ситуации, и их призраки до сих пор витают над нашим малоэтажным строительством.

231e2196f18a70d978e27f99fc15993f.jpg

Паспортизация жилых зданий тоже решается непросто. Вопреки упомянутой норме федерального закона "О защите прав потребителей", обязывающей изготовителя предоставить потребителю инструкцию (паспорт) на реализуемую продукцию, СНиП 31-02-2001 (п.4.7) определяет, что инструкция по эксплуатации дома предоставляется по требованию застройщика. Почему потребитель должен требовать то, что ему обязаны предоставить по закону? К тому же обязательное содержание такой инструкции этими СНиП не определено. Определенности в названии и содержании нормативно-инструктивного документа на жилое здание тоже пока нет. СНиП 31-02-2001 такой документ именует то инструкцией по эксплуатации дома (п.4.7), то паспортом дома (п.9.7), состав которого не определяется. СП 11-111-99 вводит термин "паспорт проекта частного жилого дома".

Содержание этого паспорта ограничивается перечнем разрешительных документов на строительство индивидуального жилища. Опять же по требованию застройщика в состав документации на дом должен быть, согласно СНиП 31-02-2001, включен теплоэнергетический паспорт. Иными словами, понятие "паспорт" уже присутствует в нормативных документах, но его статус, структура и содержание еще не имеют однозначного определения, что не лучшим образом влияет и на уровень нормативных документов, и на сферу их действия.

Сфера действия рассматриваемых СНиП и СП по сути ограничивается лишь социальным жилищным строительством. Согласно СП 30-102-99 малоэтажные жилые здания подразделяются на социальное жилище для муниципального строительства и жилище для индивидуального строительства; удельный вес первого сейчас находится в пределах 10-15% ежегодных объемов малоэтажного жилищного строительства. Но СНиП 31-02-2001 регламентирует порядок проектирования и строительства, прежде всего социального жилища, потому что п.4.1 определены другие, упрощенные процедуры индивидуального строительства.

Поскольку одноквартирные жилые здания экономически неэффективны для муниципального жилищного строительства и более приемлемы многоквартирные блокированные малоэтажные жилые здания, сфера действия СНиП 31-02-2001 получается весьма и весьма локальной. Тем более, что состав помещений, их размеры и функциональная взаимосвязь, а также состав инженерного оборудования малоэтажного жилого здания, согласно п.4.3 этого СНиП, определяются самим застройщиком. Следовательно, многие нормы и положения СНиП 31-02-2001 не могут являться обязательными, а имеют только рекомендательный характер. Тем самым целесообразность подготовки и введения этого нормативного документа не имеет социально-экономической и нормотворческой логики.

Какое здание считать малоэтажным? Однозначный ответ на столь простой вопрос получить из анализируемых СП и СНиП невозможно.

В СП 30-102-99 имеется два определения малоэтажного жилого здания: в п.5.1.1 малоэтажной жилой застройкой считается застройка домами высотой до трех этажей включительно, а в приложении "Термины и определения" — до четырех этажей включительно.

СНиП 31-02-2001 признаком этажности при определении понятия "дом жилой одноквартирный" не оперируют, но по тексту документа этажность трактуется довольно широко: от двух этажей (п.п.6.3 и 6.7) до четырех этажей и выше (п.6.18). Дефицитность классификационного аппарата, как видим, явно деформирует объект нормирования.

Минстрою досталось сложное наследство, но и ведомство создавалось для наведения порядка в отрасли, поэтому необходимо срочно определяться с приоритетными направлениями и устранять недостатки, мешающие её развитию.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!