Решение проблемы жилья находится в экономической зоне и прежде всего, в разнице доходов граждан России и стоимостью жилья. Разрыв очевидный - законопослушный гражданин, имеющий образование, работающий, регулярно получающий заработную плату, не сможет собрать необходимую сумму и за многие годы усердного накопления.
Методика расчётов коэффициентов доступности жилья в России не совершенна и не отражает действительного положения. Большое значение имеют и региональные особенности. Как правило, граждане, имеющие стабильные и большие заработки, могут воспользоваться и ипотечным кредитом, а не имеющие такой возможности, остаются без вариантов решения проблемы жилья. Более того, финансовый инструмент, в виде ипотеки, решает не проблему жилья, а создаёт ещё одну возможность для банков, повышать свою, и так не малую, доходность.
Глупость или преступная халатность, но дефицит денежных средств, решается увеличением этого дефицита. Не будем употреблять избитый пример, тушения пожара бензином, но другую аналогию найти трудно. Прибыль банков, в не самом удачном 2017 году, составляет 790 млрд. руб. (Сбербанк 674 млрд. руб.) и это вызывает восторг у правительства! Но где взяты эти денежные средства, если не у бедного населения и у промышленности, которая и так задыхается от дефицита денег.
Только не надо доводов о том, что они вернутся в оборот, так как они если туда и придут, то только для сбора ещё больших денег и образования дохода для банкиров и снижения их у народа. Если это продуманная политика, то для чьей пользы, если это делается для решения проблемы жилья, то где эта "умная" мысль?
Ещё одно "умное" решение, по строительству "экономичного" жилья! При этом не предлагается ни одного решения в области технологии, организации производства или другая, какая - либо "панацея", позволяющая снизить стоимость жилья, без ущерба его, и так низкого качества. Почему, при этом, не рассматриваются известные в мире финансовые инструменты?
В странах Европы это Строительные Сберегательные Кассы (ССК), в России это Жилищные Накопительные Кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному Закону ФЗ - № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов не высока и этому есть ряд объяснений. Прежде всего, первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах. Законодатель, при формировании закона, допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учёл сложившиеся разночтения тарификации услуг Госорганов.
Почему законодательный орган, допустивший очевидный брак в работе, так и не удосужился проверить эффективность работы своего "детища" и не предпринял мер по устранению недоработок? Может они мало получают, или не обеспечены рабочим местом, может проблема жилья уже отсутствует? Время для анализы прошло достаточно, есть и успешный опыт работы ЖНК, есть база, но нет желания. Уже давно понятно, что надо перестраивать финансовый механизм решения проблемы жилья, надо полностью менять экономику процесса.
Как вариант можно использовать сочетание накопительной системы в финансировании строительства жилья и применение технологий "Заводского строительства", позволяющих снизить затраты на жильё, с сохранением его качества.
Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов. Сама, вновь создаваемая или реконструируемая структура, должна получать название ЖНК региона. Для организации финансовой работы ЖНК, учитывая перспективный финансовый потенциал, необходимо создание Некоммерческого Народного Накопительного Банка РФ!
Соответственно, в каждом регионе РФ, при создании регионального ЖНК, должен быть организована работа, регионального отделения НННБ РФ. Все программы социальной поддержки должны проходить с участием накопительного банка, система работы, которого легко контролируется и не допускает злоупотреблений в работе с бюджетными средствами. Сам закон о ЖНК нуждается в определённой доработке, которую легко могут инициировать власти регионов. Через НННБ легко будет финансировать различные социальные программы, где выделяемые деньги, будут тратиться на конкретные квадратные метры жилья, с конкретным адресным получателем.
Банк легко будет отслеживать соблюдение ЖНК обязательных финансовых показателей, характеризующих их деятельность. Необходимо организовать кредитные линии от Центрального Банка РФ в НННБ РФ, минуя коммерческие банки, что значительно снизит их стоимость, но при этом они будут хорошим стимулятором для финансирования строительной отрасли в регионах и на сельских территориях, что окажет положительный результат на экономику регионов, будет стимулировать рост малого и среднего бизнеса. Всё это, решающим образом, скажется на социальном климате, позволит снизить миграцию населения из регионов в крупные города.
Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «чёрных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтённых платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без Договоров, без гарантий, где все расчёты ведутся в наличной форме. Сегодня в РФ строится более 40 млн. м2 малоэтажного жилья и большая часть построенного, выполнена без Договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения.
По планам Минстроя РФ, объёмы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой», как минимум на 20-30 млн.м2 жилья в год! Так что программа развития деятельности ЖНК, это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей.
Необходимо законодательно, закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК, в соответствии с программами строительства жилья. Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития. Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации.
Само строительство малоэтажного жилья, должно быть переведено в заводской цех, нужна новая, современная индустрия, которая обеспечит строительство современного, энергоэффективного, экологичного жилья, по доступной цене.
Комментарии (0)