Вопросы работы экспертов стали одной из основных тем Форума «Контрольно-надзорная и разрешительная деятельность: интересы бизнеса и государства», который прошел в рамках Недели Российского бизнеса-2018.
Открыл Форум президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, отметив, что чрезмерное контрольно-надзорное давление – одна из наиболее острых проблем современного бизнеса, требующая серьезных преобразований. Спикер напомнил, что в 2017 году началась системная реформа контрольно-надзорной деятельности, одна из ключевых задач которой - снижение административной нагрузки на бизнес. Предпринимательское сообщество активно взаимодействует с правительством по части реализации реформ в рамках проектного комитета, общественно-делового совета и экспертной рабочей группы. Основным направлением деятельности рабочих групп стала подготовка предложений по актуализации обязательных требований, другое важное направление реформы - подготовка чек-листов для проведения плановых проверок.
В конце прошлого года в Государственную думу был внесен проект федерального закона о государственном контроле, надзоре и муниципальном контроле, в котором закрепляются процедуры контрольно-надзорной деятельности, и дается исчерпывающий перечень видов контроля. При разработке законопроекта были учтены многие замечания и предложения бизнес-сообщества. «В рамках дальнейшей совместной работы над документом необходимо установить, какие виды контрольно-надзорной деятельности должны сохраниться, а какие следует исключить», - сообщил Александр Шохин.
Обсуждая с участниками форума совершенствование контрольно-надзорной деятельности и создание условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов отметил, что зачастую институт государственной экспертизы воспринимается только как контрольно-надзорный орган, осуществляющий своего рода «разрешительный режим». Однако такое ограничительное понимание сути института не вполне корректно, поскольку цель деятельности экспертов – осуществляя контроль за соблюдением требований, проводить экспертную оценку качества проектно-сметной документации и эффективности проектов. И хотя контроль не должен быть препятствием на пути бюджетного процесса, но вопрос о его глубине можно рассматривать только в совокупности с решением проблемы повышения уровня соблюдения установленных требований.
«В сфере государственной экспертизы это особенно важно. Проводя ежегодный анализ проектов, рассмотренных нашими экспертами, мы анализируем не только то, сколько государственных денег сэкономлено, а речь идет о сотнях миллиардов рублей. Мы фиксируем и то, сколько аварийно-опасных решений в ходе экспертизы было выявлено нашими экспертами и сколько, соответственно, было предотвращено техногенных аварий и катастроф», - рассказал Игорь Манылов, заметив, что Главгосэкспертиза России представляет на площадке форума фактически весь институт строительной экспертизы. - «Отказаться от контроля в этой сфере невозможно, пока институт проектирования не выйдет на новый качественный уровень. И Главгосэкспертиза России играет в этом процессе особую роль. Например, наше участие в процессе реализации проектов на предэкспертных стадиях уже дает положительный эффект». Например, количество отрицательных заключений, выданных в 2017 году, составило 17%, что говорит о том, что изменение форматов и введение новых процедур работы экспертных организаций с проектировщиками и заказчиками строительства начинает влиять на качество проектов.
Улучшить эти показатели, а, значит, оказать содействие повышению качества проектирования и реализации бюджетного процесса поможет инициированный Главгосэкспертизой ввод нулевой стадии экспертизы. Предэкспертиза — оценка проекта на этапе начала проектирования, когда эксперты смогут консультировать заказчиков и проектировщиков на стадии инвестиционного замысла проекта, во время формирования его основных показателей. Сейчас эксперты приступают к рассмотрению проекта, когда основные параметры будущего объекта капитального строительства уже определены, а любые серьезные ошибки и просчеты, обнаруженные экспертизой и требующие исправления, означают потерю времени и ресурсов, а для федерального бюджета, если финансирование объекта осуществляется за государственный счет, — заморозку выделенных средств. При таком алгоритме практически не осуществляется экспертная оценка исходных данных, используемых проектировщиками, не получает экспертной оценки само задание на проектирование. То есть экспертиза полностью выключена из процесса именно на той стадии, когда определяются основные параметры инвестиционного решения, а коррекция проекта могла бы производиться с наименьшими потерями времени, сил и материальных ресурсов. В итоге устранение выявленных экспертами ошибок зачастую влечет за собой невозможность реализации проекта в соответствии с инвестиционным решением. Именно на преодоление этой проблемы и направлена концепция сервиса предэкспертизы.
Также немаловажную роль сыграет и введение института обоснования инвестиций и оценки (аудита) обоснования, который позволит повысить качество бюджетного планирования за счет более точного определения предполагаемой стоимости проектов и тем самым повысит эффективность капитальных вложений в строительстве.
В целом, прошедший год, по словам начальника Главгосэкспертизы России, характеризовался существенными изменениями в работе государственной экспертизы. Цель этих изменений состояла в создании условий, позволяющих всему экспертному институт динамично развиваться и справляться с возникающими вызовами, в том числе активно внедряя современные технологии и совершенствуя процессы оказания услуг.
Главгосэкспертиза России последовательно совершенствует и внедряет новые форматы взаимодействия с заявителем. В 2017 году в учреждении был создан и внедрен новый информационный сервис – Система учета предварительных заявок, создан Контактный центр, который уже сейчас работает с 8 до 22 часов, а с 12 февраля будет работать в круглосуточном режиме. Кроме того, проведена работа по созданию системы стандартов экспертной деятельности и стандартов организации по направлениям экспертной деятельности. В целях консолидации данных и формирования условий для их хранения, анализа и последующего использования создается Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ), проводится работа по обеспечению информационного обмена между ведомствами, запущена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), которая позволит получать необходимую и регулярно обновляемую информацию о стоимости строительных ресурсов. Не менее пристальное внимание уделяется развитию той базы знаний, которой обладает экспертное сообщество – работа Учебного центра Главгосэкспертизы России направлена на повышение квалификации как самих экспертов, так и заказчиков строительства и проектировщиков.
В рамках форума также выступили министр Российской Федерации Михаил Абызов, первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Сергей Катырин, руководитель Федеральной службы по труду и занятости Всеволод Вуколов и другие. Организатором Недели Российского бизнеса-2018 традиционно выступил Российский союз промышленников и предпринимателей.
Комментарии (0)