III Всероссийская научно-практическая конференция по актуальным вопросам цифровизации культурного наследия «Наследие в цифре» состоялась в Казани при участии Главгосэкспертизы России. Конференция стала частью обширной программы Международного форума KAZAN DIGITAL WEEK 2024, проходящего в эти дни при поддержке Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Республики Татарстан.
Заместитель начальника Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Дмитрий Папунов выступил на пленарном заседании конференции «Наследие в цифре». Главными акцентами ее повестки в этом году стали вопросы, касающиеся расширения возможностей применения цифровых технологий и работы с большими данными в сфере охраны объектов культурного наследия (ОКН). В том числе шла речь о развитии и наполнении информационной системы «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (АИС «ЕГРКН»); о создании цифровых моделей рельефа и цифровых карт земельных участков, планируемых под различные виды хозяйственной деятельности, включая изыскательские и строительные работы.
Потребность в таких работах назрела давно, а их значение сегодня повышается год от года, так как все больше объектов выходят на ранее неосвоенные или плохо изученные участки.
«Несмотря на то, что цифровизация набирает обороты и оцифровка данных, создание различных информационных систем и цифровых инструментов в значительной мере помогает и оптимизирует работу с объектами культурного наследия, всегда нужно помнить о том, что «цифра» – это обертка проектных решений и идей, она не отменяет работы по совершенствованию нормативной документации», – считает Дмитрий Папунов. В своем выступлении на конференции он разъяснил последние изменения в законодательстве в части мероприятий по охране объектов культурного наследия при проведении государственной экспертизы проектной документации.
Главное внимание спикер уделил Постановлению Правительства Российской Федерации № 2418 от 30 декабря 2023 года, установившему Порядок определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, где планируется проведение изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных и иных хозяйственных работ.
Новые правила направлены на оптимизацию хозяйственного освоения земельных участков, ранее претерпевших антропогенные изменения. По сути, речь идет об отмене необходимости проведения предварительной археологической разведки в ряде случаев, которые предусмотрены Постановлением. К таковым, например, относятся искусственные земельные участки, а также сложенные техногенными грунтами и другие подобные территории, где риски негативного влияния на объекты культурного наследия отсутствуют.
«Аналогичный порядок применяется в случае, когда хозяйственные работы не предусматривают значительного воздействия на рельеф и, соответственно, не должны причинить вред потенциальным памятникам археологии», – рассказал Дмитрий Папунов.
Вместе с тем, по словам эксперта, новый Порядок не указывает на альтернативный механизм получения сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками археологического наследия, что вступает в противоречие с требованиями пункта 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Сегодня эксперты зачастую сталкиваются с тем, что в состав проектной документации и результатов инженерных изысканий, поступающих на экспертизу, включаются информационные письма уполномоченных органов, в которых сообщается об отсутствии сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками ОКН, в том числе объектов археологического наследия. Также сообщается об отсутствии необходимости проведения государственной историко-культурной экспертизы земельного участка со ссылкой на Постановление № 2418. Но при этом о возможности проведения ГИКЭ за счет средств органов государственной власти, местного самоуправления, юридических и физических лиц – что предусмотрено Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 25.04.2024 № 530 – в сопроводительных письмах на экспертизе не сообщается.
Спикер также напомнил, что отсутствие сведений о наличии или отсутствии объектов, обладающих признаками ОКН в составе проектной документации и результатов инженерных изысканий является нарушением требований технических регламентов и требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия и, соответственно, ведет к отрицательному заключению государственной экспертизы.
На сегодняшний день в перечень объектов, столкнувшихся с данной проблемой при прохождении государственной экспертизы, попадают в том числе проекты реконструкции промышленных предприятий, а также участки реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог и иные объекты, соответствующие критериям Постановления.
«В свою очередь, это приводит к избыточному финансированию строительства и срывов сроков федеральных программ», – подчеркнул замначальника Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Дмитрий Папунов.
Комментарии (0)