Грузовые дворы Москвы: текущее положение и перспективы развития

Многодетная мать смотрит на свои полтора десятка детей, которые пришли с прогулки все испачканные, грязные, в порванной одежде. Смотрит и размышляет вслух: «этих отмыть, или новых нарожать»…

На территории Москвы в пределах МКАД на данный момент располагаются 11 грузовых дворов и 8 малодеятельных грузовых станций.

c8514216e3b937007306236ca43f58ca.jpgГрузовой двор не является отдельно стоящим зданием и представляет собой часть станционной территории, на которой размещены комплекс зданий и дороги. Задачей грузовых дворов является прием, погрузка, разгрузка, выдача, сортировка и временное хранение грузов.

В соответствии с докладом Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», объем грузовых перевозок РЖД снизился за последние 20 лет почти в 2,5 раза. Причинами снижения грузооборота является ряд следующих факторов:

  • смещение технологии работы Московского железнодорожного узла на организацию новых видов пассажирских перевозок;
  • несоответствие терминально-складской инфраструктуры железных дорог Москвы современным требованиям грузооператоров и грузовладельцев;
  • моральный и физический износ терминально-складской инфраструктуры;
  • перенос грузовладельцами грузопереработки в Московскую область и переключение доставки на автомбильный транспорт;
  • ограниченная пропускная способность улично-дорожной сети в местах примыкания;
  • отсутствие площадей для развития полноценной терминально-складской инфраструктуры.

Также в соответствии с вышеуказанным докладом "... за последние 30 лет построено не более 22% существующей терминально-складской инфраструктуры на местах общего пользования Московского ж.д. узла, более 76% грузовых обустройств имеют 100% или близкий к 100% износ, порядка 25% производственных участков не эксплуатируются..."

Однако, каждую территорию необходимо рассматривать белее пристально, так как закрыть проще, чем реорганизовать.

Москва-Товарная Рижская

Москва-Товарная Рижская. Площадь территории 35,87 га. Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора С. А. Бржозовского.

24 октября 2008 года станция была закрыта для грузовой работы в соответствии с Генеральной схемой развития города Москвы. Решается вопрос о выведении данной территории под жилую общественную застройку.

Москва-Товарная Смоленская

Москва-Товарная Смоленская.  Площадь занимаемой территории 88,59 га. В связи с неудобной транспортной ситуацией грузовой двор не имеет перспектив для развития. Также как и с предыдущей станцией, решается вопрос о выведении данной территории под жилую общественную застройку.

Москва-Товарная Ярославская

Москва-Товарная Ярославская. Площадь занимаемой территории 87,78 га. Из них 27,2 планируются к застройке жильем. Используется как погрузочно-разгрузочный центр для станции Лосиноостровская. Грузовой двор может обрабатывать грузы, поступающие с Ярославского хода Московской железной дороги, а также со станций Ростокино и Белокаменная Малого кольца Московской железной дороги, имеет удобные автомобильные выходы на улично-дорожную сеть города Москвы, расположена за пределами Третьего транспортного кольца.

Москва - Бутырская

Москва - Бутырская. Площадь занимаемой территории 37,29 га. В связи со сложным автомобильным проездом через два главных пути Алексеевской соединительной ветки, отсутствием других автомобильных подъездов и небольшой собственной территорией двора, грузовой двор не имеет перспектив для развития.

Москва-Товарная Курская

Москва-Товарная Курская. Площадь занимаемой территории 21,84 га. К станции примыкают подъездные пути завода им. Войтовича (прекратил работу примерно в 2011 году) и московского механического завода "Красный путь" (грузовая работа отсутствует). Пути станции также используются для дневного отстоя составов дальних пассажирских поездов. Дальше станции Москва - Товарная - Курская в сторону Курского вокзала грузовые поезда по состоянию на 2013 год не ходят. В связи с закрытием и продажей завода им. Войтовча грузовой двор не имеет перспектив дальнейшего развития.

Москва - Товарная Рязанская

Москва - Товарная Рязанская. Грузовая железнодорожная станция, расположенная на Казанском и Рязанском направлении Московской железной дороги, построенная в 1897 году.

Несколько лет станции «Москва-Пассажирская Казанская» и «Москва-Товарная Рязанская» находятся под единым руководством. В дальнейшем планируется их объединить в станцию «Москва-Казанская» с товарным парком. Объединенная станция будет заниматься не только организацией пассажирских перевозок и формированием почтово-багажных поездов, но и грузовой работой, то есть будет универсальной.

Москва-Товарная Павелецкая

Москва-Товарная Павелецкая. Площадь территории 52,92 га. Станция Павелецкого направления Московской железной дороги. Является одной из старейших станций Павелецкого направления, построенных одновременно с Павелецким вокзалом сразу после открытия самой железнодорожной ветки.

Грузовой двор имеет удобные автомобильные выходы на улично-дорожную сеть города Москвы и расположен вблизи Третьего транспортого кольца.

Москва-Товарная Киевская

Москва-Товарная Киевская. Площадь территории 55,19 га. Первая железнодорожная станция Киевского направления Московской железной дороги.

В связи со сложным автомобильным подходом через площадь Европы и Бережковскую набережную грузовой двор не имеет перспектив для развития.

Москва-II-Митьково

Москва-II-Митьково. Площадь занимаемой территории 10,75 га

На станции расположена Московская таможня — Московский железнодорожный таможенный пост, отдел таможенного оформления и таможенного контроля № 5.

В связи с удобным транспортным расположением вблизи Московской кольцевой автомобильной дороги станция имеет все предпосылки для дальнейшего развития.

Ховрино

Ховрино. Площадь занимаемой территории 145,15 га.

На данный момент идут работы по преобразованию станции в терминально - логистический центр "Ховрино".

Планируется, что крупнейший в Москве ТЛЦ будет заниматься приемом и переработкой контейнерных грузов из портов Северо-Западного региона и стран Балтии. Он также позволит переводить часть грузопотока с крупнотоннажного автотранспорта на железную дорогу, осуществлять его таможенное оформление, складирование и доставку в торговые точки города малотоннажным транспортом. Таким образом, отпадет необходимость заезда в столицу большегрузных автомобилей.

В районе станции "Ховрино" реализуются одновременно несколько проектов. Это строительство четвертого главного пути, пассажирско-технической станции, метродепо, дорожных развязок и эстакад. ТЛЦ "Ховрино" как объект железнодорожной инфраструктуры и станция "Ховрино" будут взаимосвязаны по всем техническим параметрам. А также строительство одноименной станции метро Замоскворецкой линии.

Кунцево - II

Кунцево - II. Площадь занимаемой территории 81,16 га. Железнодорожная станция Белорусского направления МЖД на тупиковой линии Кунцево-1 — Усово в Москве и Московской области.

На станции планируется комплексная реконструкция грузового двора и станции примыкания. Станция имеет удобное расположение в непосредственной близости от МКАД.

Рассмотренные грузовые дворы позволяют сделать вывод, что большинство их территорий используются нерационально: пути, складская и перегрузочная инфраструктура занимают только половину территории, а остальное — пустырь.

По данным пресс-службы РЖД, грузовые дворы «Москва-Павелецкая», «Москва-Рязанская», «Москва-Бутырская» необходимы в настоящее время для обеспечения потребностей столицы: 

– Город потребляет более 30 тыс. т продовольствия в сутки, кроме того, мегаполис нуждается в завозе большого объема грузов, необходимых для обеспечения масштабных строительных работ. Однако сейчас грузовые дворы работают не столько на столичные, сколько на федеральные нужды".

По словам директора Института экономики транспорта и транспортной политики Михаила Блинкина, Москва, особенно в пределах Малого кольца МЖД - «работает в качестве всероссийского транспортного терминала». Вывод дворов позволит реализовывать «разумные девелоперские проекты», добавил он.

— Обязательно надо создавать новые рабочие места на рубежах МКЖД. После ее запуска и обеспечения транспортной доступности новых офисов у города получится сделать большой круг притяжения, настоящую альтернативу центру Москвы. 

Жилым домам близость железной дороги не помешает: шумные грузовые составы не будут ездить круглые сутки, пассажирские ведут себя тише и ездят реже, а по Малому кольцу МЖД пустят новые составы, от которых минимум шума.

Существующие грузовые дворы в Москве занимают порядка 800 га. По мнению экс-главы НИиПИ Генплана Москвы, руководителя «Моспроекта-5» Сергея Ткаченко, на этих площадях после редевелопмента можно получить до 10 млн кв. м недвижимости: жилых, социальных, административных и офисных зданий.

— При этом в 30% жители должны дойти от дома до работы пешком, потому что в противном случае транспортная система не выдержит. Получится как в комплексе «Москва-Сити». Сделано красиво и удобно внутри, но нельзя ни въехать, ни выехать, — пояснил он.

По словам Ткаченко, затраты на такое строительство будут существенно выше, чем при обычной застройке.

— Во-первых, надо обеспечить транспортную доступность, проложить коммуникации, а также привести в порядок экологию — а только вывоз загрязненного грунта делает строительство дороже на 20%.

Необходим комплексный подход к реорганизации существующих территорий, выведение функций федерального перегрузочного центра и реабилитация территорий. Однако полный отказ от грузовых дворов на территории Москвы невозможен, так как это может привести к транспортному коллапсу и только ухудшить транспортную ситуацию в городе.

f04177e9908dcc98793086053b424551.jpg

Комментарии