Текст: Н.А. Ларина, преподаватель МАрхИ, член Союза архитекторов России
Воскресенье. Рижский вокзал. Гудок паровоза. Так отправляется экскурсионный поезд на паровозной тяге до самой необычной станции – «Подмосковная» по Московско-Виндавской, ныне Рижского направления, железной дороге. Данная станция уникальна, как единственный станционный ансамбль, сохранившийся на этом направлении. Все остальные станции по этому направлению были частично или полностью разрушены в годы Великой Отечественной войны. До открытия Рижского (Виндавского) вокзала в 1902 г. «Подмосковная» являлась конечной станцией Московско-Виндавской железной дороги, отсюда и название депо. Газеты начала века писали, что самой большой проблемой для человека, прибывшего поездом на станцию, было найти извозчика.
От спроектированного, предположительно, архитектором Юрием Дидериксом и построенного в 1901 г. комплекса в стиле модерн сохранилось деревянное здание вокзала, а также постройки депо: водонапорная башня, здание паровозного депо веерного типа с поворотным кругом, административное здание и дом для персонала, обслуживающего башню.
Здание пассажирского вокзала железнодорожной станции «Подмосковная» – последнее деревянное вокзальное здание начала ХХ в. в стиле модерн на территории Москвы. До пожаров 2000-х гг. вокзал представлял собою деревянное одноэтажное здание с изящной башенкой. В здании вокзала, не смотря на пожар, сохранились лепные карнизы, деревянные элементы оформления интерьера, старинная печь. Несколько раз предпринимались попытки начала самовольных работ по сносу того, что осталось после пожара, однако они были остановлены активистами «Архнадзора». По оценкам реставраторов, здание подлежит восстановлению.
Жемчужиной станции по праву считается локомотивное депо веерного типа. Перед выходом на маршрут здесь проходил осмотр паровозов. Паровозы в депо передвигались по поворотному кругу. Машина заезжала на него, стрелочник определял, в какое «стойло» ее направить, нажимал на кнопку, и паровоз вставал на нужный путь и отправляется в депо. Сегодня это делается автоматически, управление осуществляется при помощи кнопок, а раньше поворотный круг вращали вручную. Вся бригада: машинист, помощник и кочегар, поднажав изо всех сил, разворачивали круг с паровозом. В начале века пытались привлечь к этому занятию лошадей, но животные пугались паровозных гудков.
Еще одним примечательным зданием станции является водонапорная башня. История водоснабжения станции довольно необычна, так как поблизости нет водоемов. Чтобы обеспечить станцию водой пробурили артезианскую скважину. Однако одной – не хватило, и потребовалось пробурить вторую скважину глубиной 70 м. Для того, чтобы поднимать воду из-под земли и подавать ее в башню, поставили дизельный насос. В верхней части башни расположены два огромных бака, общей вместимостью 300 т. Паровые насосы подавали воду из артезианской скважины, далее вода самотеком расходилась по гидравлическим колонкам, где паровозы заправляли водой. Объем «бака» у паровоза – 27 т. На этих запасах паровоз может проехать 140–150 км.
На станции сохранился ряд бытовых построек. Одна из них – жилой дом на две семьи (рис. 5). Последние постояльцы прожили в нем до 1959 г. Сохранилось письмо, отправленное в этот дом на адрес «Калининская железная дорога, депо «Подмосковная», домик возле водокачки».
До революции станция служила главным сортировочным пунктом: сюда поступали «все грузы, прибывающие для Москвы и следующие за Москву от Виндавы, Либавы, Риги, грузы, принимаемые со всех дорог Московского узла». Именно через балтийские порты из Британии и Америки поступали в Россию основные промышленные товары, а из глубины страны уходили лес, лен, пенька. Весь грузооборот был сосредоточен на Виндавском вокзале и станции «Подмосковная». Из-за слишком большого грузооборота станцию после 1909 г. расширили дополнительно. После революции работа на станции несколько замедлилась, однако в 1940 гг. станция опять значится, как крупнейший сортировочный пункт. С ноября 1941 г. на станции формировался 23-й отдельный дивизион бронепоездов.
В качестве пассажирской станции «Подмосковная» действовала до 1945 г., когда было пущено движение электричек. Часто ходившие электрички мешали маневровым работам, поэтому специально для них рядом построили платформу «Красный Балтиец», а чуть позже и «Ленинградскую». Также в это время был возведен пешеходный мост над путями станции.
Старые паровозы появились в депо в 2006 г., после признания этой станции объектом культурного наследия. Все они на ходу. Примерно с этого же времени от Рижского вокзала проходят экскурсии на ретро поезде. Выпуск паровозов был остановлен в 1957 г. На трассе пассажирские паровозы проходили до 1975 г., в последний раз на Байкале. Грузовые составы паровозы тянули до 1986 г. (в Карелии). На работах в депо паровозы прослужили до 1991 г. Сейчас машины участвуют в киносъемках, возят туристов.
В настоящее время комплекс исторических сооружений используется как ремонтное депо для тепловозов и паровозов, восстановлен паровозный цех. Работает химическая лаборатория в некогда жилом здании. Водонапорная башня действует до сих пор и обеспечивает станцию и ее вспомогательные здания водой. Поворотный круг, что у веерного депо, обратился в уникальный аттракцион – на нем разворачивают паровоз 1950-х гг., возящий туристов с Рижского вокзала из музея железнодорожной техники до станции.
Долгое время исторический статус станции не был урегулирован, что повлекло за собой разрушения части памятников архитектуры. В 2013 г. были предприняты попытки самовольного сноса одного из строений вокзала – жилого дома для служащих депо 1901 г. постройки. Все работы были приостановлены силами общественности и представителями инспекций ОАТИ и «Мосгорнаследия».
В начале 2015 г. на станции планируется открытие самого современного в России моторвагонного депо «Подмосковная» (рис. 8), где будут обслуживаться электропоезда «Сапсан» и «Ласточка», курсирующие по Малому кольцу МЖД.
Не смотря на то, что долгое время станция находилась в запустении, в последние годы положение стало меняться. С 2014 г. осуществляется масштабная реконструкция паровозного депо и возвращение ему первозданного вида к 70-летию Великой Победы, которое будет отмечаться в мае 2015 г. Для этого были привезены четыре вагона времен Великой Отечественной войны с базы запаса из-под Смоленска (рис. 7). Это бывший санитарный поезд, состоящий из вагона-бани, вагона-операционной, вагонов-лазаретов.
Принято также решение организовать на станции постоянно действующую железнодорожную тематическую экспозицию, посвященную депо, располагавшимся на Малом кольце Московской железной дороги.
Конечно, пока этих мер не достаточно. Требуется комплексный подход к реконструкции подобного рода исторических объектов, так как мало уделяется внимания пешеходной и автомобильной связи для проведения дополнительных экскурсий и взаимодействия с окружающей застройкой района. Однако появившаяся тенденция, несомненно, вселяет оптимизм и веру в лучшее.
Комментарии (0)