В кольце железных дорог

Железные дороги – связующее звено между городами и районами. Выполняя свое предназначение – соединять далеко расположенные друг от друга объекты, внутри самих городов эти объекты транспортной структуры могут нанести существенный вред городу, по которому они проходят, а также являются ощутимым разделителем территорий. 

6207ebd305670d60e39d0663f427141a.jpg

Вдоль железных дорог расположено большое количество объектов железнодорожной инфраструктуры, промышленных территорий, пустырей и заброшенных пространств, концентрируются места массового скопления людей, торговые центры, станции, вокзалы. Все это формирует неблагоприятную экологическую обстановку, создает шумовые и световые загрязнения, мешает нормальному сообщению районов.

Время, которое житель города проводит в пути огромно. Помимо того, вдоль железных дорог располагаются жилые районы, обитатели которых вынуждены жить в антигуманной среде. Как замечает Г.М. Агранович, советник РААСН, для организации этих пространств необходимо решить проблемы: «интенсификации функционального использования территории; повышения связности территории, ликвидации свойства железной дороги как разделителя окружающей застройки; экологической защиты прилегающих территорий от шума, вибрации и других вредных воздействий».

Помимо внутренних проблем, которые создаются железными дорогами в городах, существует проблема внешняя, связанная с массовым перемещением людей в утренние и вечерние часы из-за нехватки рабочих мест и неразвитой инфраструктуры. Как следствие – перегруженность железнодорожного транспорта и автомобильных дорог.

2b53a328f83d78abe7e5dda70223a49a.jpg

Особенно отчетливо это можно наблюдать в малых городах, где все данные факторы более ощутимы. В качестве примера достаточно привести город-спутник Москвы – Зеленоград (рис. 1). В настоящее время город насчитывает 226, 5 тыс. человек. У города существуют две транспортные проблемы, которые можно условно разделить на внутреннюю и внешнюю.

Внутренняя транспортная проблема состоит в том, что город, разделенный Октябрьской железной дорогой на две части, связывают всего два путепровода: 6-полосная Крюковская эстакада и 4-полосный Старокрюковский путепровод. При этом большинство промышленных предприятий, все высшие и средние специальные учебные заведения, городская больница и значительная часть культурных заведений находятся в Старом городе, а, например, роддом, травмпункт и основная стоматологическая поликлиника – в Новом. Для решения этой проблемы, на сегодняшний день градостроительный план предполагает строительство путепровода в районе платформы Малино и туннель южнее платформы Алабушево (рис. 2).

775e91dd56966dd954f01344f2ca2c5c.jpg

Внешняя транспортная проблема вызвана нехваткой рабочих мест, которая вынуждает каждый рабочий день 35 – 40 тыс. зеленоградцев отправляться на работу в Москву на переполненных электропоездах Октябрьской железной дороги или на личном и общественном автотранспорте по перегруженным Ленинградскому и Пятницкому шоссе. Это создает не только проблемы вблизи города, но и на прилегающих трассах.

323071d3881e21db64c0ecedb01bb53a.jpg

Другим примером могут служить железнодорожные переезды в городе Долгопрудном (рис. 3). Через город населением в 100 тыс. человек проходит железная дорога Савеловского направления. В городе три железнодорожных переезда, на каждом из которых можно потерять около часа времени. Даже дорога в Аэропорт Шереметьево проходит через два переезда и может занимать до трех часов (рис. 4).

9d12ff3d8eae9f12a63a622d371d52bd.jpg

Подобную ситуацию можно увидеть в Лобне, Нахабино и других малых городах и поселках городского типа.

Отдельно необходимо рассказать о населенном пункте Новокурьяново, который расположен в центре Экспериментальной кольцевой дороги ВНИИЖТ, что в 6 км на юг от МКАД. Экспериментальное кольцо предназначено для проведения комплексных испытаний локомотивов, моторвагонного подвижного состава, вагонов, элементов строения пути, приборов, узлов и оборудования. Внутри кольца находится деревня Новокурьяново (рис. 5).

078a3b76b16b3fd11e9d3ebce8914d42.jpg

В Новокурьяново нет никакого общественного транспорта, существует лишь одна дорога в деревню – Железногорский проезд, через который перекинуты мосты для путей испытательного кольца (рис. 6). 

63209d0db9600dd5fabaff82085ace3c.jpg

Численность постоянного населения – 368 жителей. В поселке отсутствует водо- и газоснабжение, печи топят углем и дровами. Ближайший магазин находится в нескольких километрах в Щербинке. В связи с тем, что сюда редко приезжает полиция, в поселке часты случаи грабежей и поджогов. Все это на фоне того, что Новокурьяново находится в составе города Москвы с 1984 г. По документам поселок из 100 дворов должны были расселить еще в 1985 г., а на этом месте собирались разместить электродепо Московского метрополитена «Новокурьяново» (рис. 7). Однако посчастливилось только трети жителям. Про остальных просто забыли.

91309f9ebeba7cbba3551f9e31dc027b.jpg

Как видно даже из такого небольшого анализа, проблемы расчленения территорий городов железными дорогами можно разделить на следующие типы:

  • неэффективное использование территорий вблизи железных дорог;
  • пешеходные разрывы;
  • транспортные перепробеги;
  • отсутствие инфраструктуры вблизи железнодорожных станций;
  • экологические, акустические и визуальные проблемы;
  • ухудшение криминогенной ситуации.

В связи с этим, можно выделить следующие пути развития данных территорий:

  • заглубление железнодорожных станций под землю с целью объединения разделенных районов городов;
  • выведение части железнодорожной инфраструктуры за пределы городов;
  • создание дополнительных путепроводов;
  • использование прирельсовых территорий под многоуровневые паркинги, многофункциональные центры и пр. с целью уменьшения акустических и экологических проблем;
  • создание многоуровневых транспортных схем над железными дорогами;
  • реабилитация и перепрофилирование высвободившихся территорий под нужды города:
  • создание зон рекреации над железнодорожными путями при их заглублении под землю.
  • Реорганизация существующих железнодорожных территорий малых городов может принести ощутимый социально-экономический эффект: города получат для своего развития дополнительные площади, восстановятся утраченные связи между районами, появится целостность архитектурно-пространственной организации городской среды, улучшится транспортная структура и экологическое состояние в целом. 

Города приобретут более дружественный облик и станут отвечать не только функциональным запросам экономики, но и гуманистическим потребностям общества.

8c3774ce51131bf6cda66a16cf358e6c.jpg

Комментарии