Повышение качества городской среды и условий проживания определяются Правительством РФ в качестве ключевых задач на ближайшее будущее. Немаловажную роль при этом играет и визуальная среда, которая может негативно или позитивно влиять на здоровье и психику человека. Какими приёмами пользуются архитекторы и градостроители при её создании, обсуждали эксперты на конференции «Устойчивое развитие территорий: от малых городовк мегаполисам», организатором которой выступил Институт современной урбанистики. Партнер сессии «Формирование комфортной визуальной среды» – ООО «ЛСР.Стеновые».
Комфортная визуальная среда характеризуется большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Учёные связывают её с экологией в части раздела науки «видеоэкология», изучающей взаимодействие человека с видимой средой. По сути, это всё то, на что мы смотрим глазами. Как объясняет доцент кафедры «Градостроительство» МГСУ Марина Афонина, с точки зрения видеоэкологии наибольший вред нашему зрению и психике наносят визуальные поля с множеством одинаковых элементов, равномерно распределенных на некоей поверхности. Типичный пример — обыкновенный многоэтажный жилой дом с большим количеством окон. Долго смотреть на такие объекты очень вредно. Длинные заводские бетонные заборы, огромные стеклянные плоскости, ряды одинаковых строений, даже группы домов, выкрашенных в одни и те же цвета, заставляют перенапрягаться нервную систему.«Уже девять повторяющихся элементов считаются агрессивной средой для глаза. А если одинаковых элементов больше сотни?», - задаётся вопросом учёный. В то же время в наших городах есть целые улицы, представляющие собой непрерывную цепь агрессивных видимых полей, которые, по мнению специалистов, ведут к значительному увеличению числа психических заболеваний и, как следствие, к росту числа правонарушений.
Основными правилами создания комфортной визуальной среды являются следующие: уход от прямых линий, острых углов и однородных видимых полей. При взгляде на такие плоскости выявляются дефекты зрения (астигматизм, разная острота правого и левого глаз и т.д.). Важны плавные линии, которые есть в классической архитектуре: портики, колонны, эркеры, исключающие появление больших плоскостей, также негативных для визуального восприятия. Главный принцип такой: чем больше в окружающем пространстве кривых линий, тем ближе оно к естественной среде,а значит, комфортнее глазу, подчёркивает Марина Афонина.
Далее, одним из инструментов создания визуальной среды являются материалы, формирующую внешнюю оболочку или «кожу зданий». Мы привыкли видеть типовые дома, построенные из красного, белого или жёлтого кирпича, распространённого в России. В то же время современные технологии позволяют создать даже для обычного кирпича гораздо более широкую палитру оттенков и фактур. Например, для жилого комплекса арт-класса «ЗИЛАРТ» была разработана специальная серия фасадного клинкерного кирпичаc повышенной требовательностью к фактуре: при обжиге на поверхностях возникают пятна и цветовая неоднородность как дополнительный фактор декоративности, объясняет руководитель группы развития компании «ЛСР. Стеновые» Владимир Кохарь.
В целом в декоре также хороши резные изделия, балясины, ажурные металлические изделия, орнаментные вставки, художественные и рельефные выкладки изматериалов.
А вот уже сложившуюся застройкупомогут спасти озеленение и колористика, но не слишком яркая. Умеренность важна и в высотности зданий: для человека комфортно воспринимать здания максимум 7-9 этажные – как самые высокие деревья.
«Одним из факторов выживания не только человека, но даже животных, является разнообразие – разнообразие окружающей среды. Поэтому если мы за разнообразие вновь формируемой городской среды будем принимать разноцветные рисунки на одинаковых домах-коробках, то о комфортности визуальной среды говорить не придётся. Работая над любой новой застройкой необходимо помнить, что разнообразие – не только в цветах, но в общей организации архитектурных элементов для достижения общего единства и гармонии: фасадах, разных по объёму и формам зданиях и т.д.», – подытоживает Илья Машков, председатель правления Ассоциации проектировщиков Московской области.
Комментарии (0)