Москва 2050 – город, созданный вместе с жителями

Подпишитесь на канал

Каким может быть «город будущего»? Как будут выстроены логистика и инфраструктура? Каким транспортом мы будем пользоваться? Как сделать мегаполис комфортным? Образ Москвы в перспективе развития до 2050 года обсуждали на панельной дискуссии «Москва меняется: URBS ET ORBIS» представители органов муниципального управления и крупнейших бизнес компаний России и Франции, ведущие российские архитекторы, урбанисты и девелоперы.

0119f2cb94e093089a4508d63208b1ea.jpg

Организаторами мероприятия выступили Московский центр урбанистики «Город», Российско-французский форум гражданских обществ «Трианонский диалог» и Дирекция парка «Зарядье».

Открыл мероприятие Сергей Черемин, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы: «Москва - яркий пример крупного мегаполиса гигантской агломерации с населением 12,5 человек. Столица притягивает как магнит ещё около 8 миллионов человек из городов-спутников, а вообще Москва - это развивающийся крупный мегаполис, своеобразный «локомотив» экономики России. Москва генерирует более 22 % ВВП России, а вместе с агломерацией более 30%».

Черемин также подчеркнул, что благодаря международным связям родился такой проект, как "Новая Москва" – столица сотрудничает с 150 крупными городами мира в 100 странах: «В 2013 году мы с Сергеем Семеновичем Собяниным посетили Париж, и он ознакомился с концепцией развития "Большого Парижа", посмотрел на стратегию развития транспорта, как все это увязано синергетически, деловых кварталов, обеспечения устойчивого развития этой территории. Тогда им было принято решение по многим проектам, в том числе и родился проект "Новая Москва"

Одним из таких проектов, которые появились в результате обмена опытом на международном уровне, стал парк «Зарядье», принимавший в этот раз мероприятие в Заповедном посольстве. Директор парка «Зарядье» Павел Трехлеб рассказал, что над проектом парка работал весь город и все департаменты. Для Москвы - это объект номер один, это лицо столицы: «Надо сказать, была проявлена большая политическая воля, когда принималось решение отказаться от огромнейшего инвест-контракта на 400 тысяч квадратных метров деловой, офисной, административной недвижимости и, по сути, подарить эту площадку горожанам, гостям столицы. И создать архитектурный, инженерный, культурный шедевр».

Руководитель столичного департамента развития новых территорий Владимир Жидкин уверен, что у Новой Москвы колоссальный ресурс развития: "Мы гордимся этим проектом. Это огромные территории, не обремененные старой застройкой, с прекрасной экологией и низкой стоимостью и высоким уровнем жилья. У Новой Москвы, безусловно, колоссальный ресурс по развитию любых инфраструктурных объектов, по созданию объектов жилого назначения, объектов с рабочими местами. Это является нашим основным ресурсом, основной возможностью построить новый город практически с нуля".

Стратегия развития Москвы сегодня в центре внимания. У столицы три основных проблемы, считает Эммануэль Форест, исполнительный вице-президент, генеральный директор Bouygues-Европа. Первая - необходимо возвращать природу в город, вторая - постоянно развивать город будущего и интегрировать технологии, и третья – транспорт. Для этой проблемы эксперт предложил выход: «Для меня нет проблем с транспортом в Москве, потому что у вас уже давно есть эффективное и прекрасное метро. Это очень удобно. Но я понимаю проблему и для Новой Москвы. Наш идеал, если возможно, сделать так, чтобы люди не должны были постоянно перемещаться, они должны работать недалеко от места, где они живут. И это новая концепция жизни, работы и города».

Денис Колокольников, председатель совета директоров группы компаний RRG, видит развитие городов по кластерному принципу. И считает, что в России этот принцип уже неплохо реализован, как в столице, так и в региональных центрах. Причем кластер определяется не административными границами, а естественными преградами – река, железная дорога, МКАД: «Очень хорошо в новой урбанистике сочетается то, что все находится в 10-минутной доступности, есть разнообразие, присутствие центра и т.д. Формирование многофункциональной застройки - если раньше это казалось совсем будущим, то сейчас мы уже достаточно просто и понятно смотрим на такие объекты. Мы решили, что, если все условия будут созданы для комфортной жизни, то человек будет минимальное количество раз покидать этот кластер. Мы старались применять эту идеологию во всех консалтинговых проектах, и потом мы уже увидели, что это очень хорошо сочетается с теорией новой урбанистики. Мы уже поделили 165 городов России на кластеры, Москву при этом уже несколько раз. Кластерное деление – это динамичная модель, меняется транспортная инфраструктура, новое строительство, реформируются промзоны, соответственно меняется кластерное деление».

Экология становится все более острым вопросом для мегаполисов, в «идеальном городе будущего» она занимает значимое место. И этому вопросу уделили особое внимание на сессии.

«Сегодня новые технологии позволяют рассчитывать жизненный цикл дома до момента, когда здание будет снесено. В то же время мы должны понимать, что развитие города - это и развитие мест положения труда. Сегодня главная тенденция – вывод промзон и замена загрязняющих город заводов на более интеллектуально развитые и экологически чистые производства», - считает Михаил Посохин, генеральный директор ГУП, вице-президент Российской академии художеств, академик РАХ.

Генеральный директор компании SIRADEL Лоран Буйо и глава архитектурного бюро Тимур Башкаев говорили о транспортной революции. Дроны и беспилотники – теперь не только в фантастических фильмах - это вполне близкое будущее. Тимур Башкаев выступил с наглядной презентацией, анализирующей транспортную систему столицу: «Звездообразное развитие транспортной сети города, когда между так называемыми „лучами“ звезды появляются приличные пространства без какого-либо доступа к общественному транспорту, приводит к тому, что в этой ситуации жители более отдаленных районов, но расположенных вдоль „луча“ транспортной ветки, находятся в лучшем положении, чем жители близких к центру округов». Эксперт сразу предложил решение: создание персональных электрических автомобилей беспилотников, которые доставят до станций метро или остановок высокоскоростного транспорта, а он, в свою очередь, доставит в любую точку города в течение получаса.

Проректор МГИМО Наталья Кузьмина - за привлечение населения к проектам по преобразованию города: «Необходимо призвать людей к сотрудничеству, приучить к участию в решении вопросов относительно будущего их округа. Так удастся избежать ошибок, да и у населения самооценка поднимется. Ведь сами выбирают, что им нужно, а что — нет»

По мнению генерального директора Orchestra Design Эдуарда Моро, в России пока нет четкого механизма для реализации урбанистических проектов. Фактор, тормозящий процесс преобразований, в том числе, недостаточный диалог между бизнесом и властями. Также Моро анонсировал свой новый проект: в скором времени будет представлен проект реконструкции столичных набережных «Берега Москвы», но все карты он пока не раскрывает.

Завершил сессию Алексей Расходчиков, заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мосинжпроект» и сопредседатель МЦУ «Город», предложив аудитории на обсуждение несколько провокационных вопросов. По его мнению, проблема урбанизации населения в том, что это сегодня никем не управляемый процесс: «Есть разные мнения о мегаполисах, об агломерации в целом, об урбанизации. Кто-то считает, что это хорошо - повышает экономику, другие напротив, что плохо - обезвоживает территории, но, давайте признаемся что это неуправляемый процесс на сегодня. Мы можем говорить о цифрах, о тенденциях, но процесс идет стихийно, вообще мало кому подконтролен.

Ключ к управлению развитием Москвы лежит во взаимодействии власти и жителей, в противном случае мы получаем разбалансированную среду. Я считаю, что горожане должны и могут принимать активное участие в создании города будущего. Только так мы можем формировать благоприятную для человека городскую среду».

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!