Проблема жилья, это производная экономики и появляется там, где доход гражданина не соответствует цене жилья. Рецепт один - повышать доход граждан и снижать стоимость жилья. С первым сложнее, промышленность не развивается, общий доход не растёт, а со вторым компонентом - Минстрой разбирается ещё сложнее.
Мы живём в конкретной стране, с конкретной территорией, с конкретным потенциалом и общий национальный доход легко считается. Помните у Пушкина: «...Зато читал Адама Смита и был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет, чем, как живет, и почему не нужно золота ему, когда простой продукт имеет».
Экономика, как наука, инструмент точный и знающий, который позволяет заглянуть далеко вперёд, посмотреть назад и провести работу над ошибками, проанализировать и не допускать их в будущем. Проблема жилья имеет многогранное выражение, но, тем не менее, может легко моделироваться и анализироваться.
Легко считается и общий доход населения. Динамика реальных доходов населения определяется путём сопоставления конечных доходов за различные периоды, выраженных в одних и тех же сопоставимых ценах. Уровень доходов населения является важнейшим показателем его благосостояния, а динамика роста дохода, сегодня не радует. Регионы считают и имеют показатели по своим территориям, общий баланс доходов и расходов граждан.
Не имея возможности накопить и купить жильё, народу предлагается механизм, по которому вместо одной стоимости надо платить три цены, при ипотечном кредите на 20 лет! Что у нас такая доходность граждан и стабильная экономика? На чём будут экономить все двадцать лет заёмщики?
Радуемся объёму кредитования в один триллион рублей, значит, за ближайшие 20 лет банки получат три, из которых, два триллиона рублей прибыль и так каждый год. Когда закончится эта карусель? Согласуется ли эта практика с доходностью граждан? Это и есть механизм создания «ипотечного пузыря»! Помните, как качнуло США, лучшую экономику мира, а что будет с Россией? Может, нужны другие варианты, дополнительно к ипотеке, может пора посчитать потенциал граждан, регионов и дать рекомендации.
Накопительные системы давно применяются во всём мире и являются прекрасным дополнением к ипотеке, для населения со средним достатком, обеспечивающим платёжеспособность нуждающимся в жилье гражданам. Но многочисленные предложения не находят поддержки в правительстве.
Соседний Казахстан работает и развивает накопительную систему с 2000 года. Основой развития системы жилстройсбережений в Казахстане послужило принятие Закона «О жилищных строительных сбережениях в Республике Казахстан» в декабре 2000 года. При разработке законопроекта использовался опыт строительных сберегательных касс Германии, которые успешно функционируют в Европе уже в течение многих десятилетий.
За эти годы система накопительная экономика стала реальным инструментом улучшения жилищных условий граждан Казахстана, завоевала заслуженный авторитет и доверие. Заключено более 440 тыс. договоров о сбережениях на общую договорную сумму 6 млрд. долларов США. Это именно та сумма, на которую участники проекта рассчитывают улучшить свои жилищные условия в среднесрочной перспективе. До 2020 года планируется заключить 1,5 млн. новых договоров.
На счетах вкладчиков в накопительных фондах накоплено более 1 млрд. долларов США. Это в стране с населением менее 18 млн. человек! Люди получают кредиты по ставкам от 3,5% годовых, а учитывая, что 2% начисляется на сумму в период накопления, то можно говорить о 1,5% годовых.
Ещё один экономический аспект, в виде привлечения зарубежных инвестиций. Уж очень мы надеемся на инвесторов, которые представляются как «дураки» с мешками денег, они бегают и ищут, кому бы их отдать. Но они далеко не такие простые, они знают, что, сколько и куда, в отличие от ищущих их людей. Если мы приглашаем их, то должны понимать, что доход от их присутствия, будет их доходом, а надежды на мультипликативный эффект надо убрать. Эффективней и надёжней рассчитывать на своих предпринимателей, но нужны условия для их появления и работы.
Не многие помнят, что Ленский расстрел в 1912 году, был следствием действий английских инвесторов. Уж очень модно было тогда привлекать инвесторов и создавать проблемы, чем это закончилось? Сегодня иностранный инвестор имеет большую фору, по отношению к нашим новаторам. Сравните рынки кредитования у них и у нас? Гандикап в 10% и более, это ли не приоритет! Вот вам и экономический барьер, который преодолеть невозможно.
Много говорится о мультипликативном эффекте вложения средств, в строительную отрасль, величина которого зависит от многих параметров и, в том числе, от оборота капитала. Давайте вспомним понятие «мультипликатора» (от латинского multiplicator – умножающий). Этот термин впервые был введён в экономическую теорию в 1931 году английским экономистом Ричардом Каном.
Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Президента США Франклина Рузвельта. Господин Кан отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и так далее занятость.
Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств, приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объёма производства и национального дохода от изменения инвестиций.
Было доказано, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причём на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости. Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности.
Только в этом случае становится возможным «дешёвое» наращивание объёма производства за счёт незначительных дополнительных инвестиций, как пример можно рассматривать сегодняшнюю ситуацию в России. Положительное влияние повышения эффективности производства, непосредственным образом влияет на величину издержек, прибыль и доступный финансовый ресурс, хотя снижение уровня затрат и приводит к уменьшению мультипликатора.
Таким образом, если формально мультипликатор уменьшается, мультипликативный эффект всё же может расти – за счёт большего роста инвестиций и объёмов производства. Мультипликативный эффект можно и нужно анализировать, и есть пути его резкого повышения, специалисты говорят о 12-15, при сегодняшнем 2,4 и обороте капитала 172 дня. Большое значение, при этом, имеет объём потребляемой отраслью импортной продукции и чем меньше её доля, тем выше эффект. Все это должно учитываться при формировании отраслевой политики. Тем более странно наблюдать, когда первые лица Минстроя с воодушевлением воспринимают экспансию иностранной продукции на рынке России.
Изменение уровня издержек в анализируемом виде деятельности не может не сказаться на результатах расчета мультипликативного эффекта. При этом, положительное влияние повышения эффективности производства, непосредственным образом влияет на величину издержек, прибыль и доступный финансовый ресурс, хотя снижение уровня затрат и приводит к уменьшению мультипликатора. Достаточно простые истины, но их надо применять, их надо учитывать.
Государственная поддержка накопительной системы будет намного эффективней поддержки ипотеки, так как рубль в регионе, в условиях ускоренного оборота и развития региональных кластеров, будет иметь многоцелевой эффект, а это в условиях бюджетного дефицита очень важно.
Немаловажную роль играет в экономических прогнозах показатель производительности труда. Россия далеко отстала, по этому показателю, от развитых стран. Время соревнований, почетных грамот и другой эквилибристики прошлого века закончилось, нужны формы организации рабочих мест и их оснащения. Давно закончилась эпоха строительства, со 100% объёмом работ, выполняемых на строительной площадке.
Экономика показала, что чем больше объёма строительных работ перенесено в заводской цех, тем больше эффективность процесса строительства, тем выше производительность труда строителей. Аксиома! Но где Государственная политика, стимулирующая это направление, где меры Минстроя и его ведомственные решения? Индустрия нового поколения не возникнет на пустом месте, её надо стимулировать, её надо «выращивать», это капиталовложения, которые имеют долговременные сроки окупаемости и большую зависимость от объёма работ.
Однако экономика не возникает сама собой, её планируют и реализуют люди подготовленные, знающие, умеющие, составляющие человеческий потенциал отрасли, страны. Какой он будет, насколько эффективно будет работать, зависит от проводимой политики Государством и Минстроем.
Не будем считать социальный эффект, при решении жилищной проблемы, он огромный, а экономика получит системную и большую подпитку в регионах, что не менее важно в современной экономической ситуации.
В строительной отрасли инновационное развитие находится в зачаточной стадии и имеет точечные успехи. Развитие отрасли сдерживается практически полным отсутствием современной базы машиностроения, ориентированной на стройиндустрию. Для вывода строительной отрасли в число передовых, необходима модернизация промышленности строительных материалов и изделий на технологическом оборудовании, произведённом российскими машиностроительными предприятиями.
Обеспечение новых технологических процессов нормативной технической документацией и НИОКР это сложный процесс, финансирование на эти цели государством выделяется в очень малом объёме, что не позволяет запускать новые технологические процессы.
Негативно сказывается и наличие двух министерств, курирующих отрасль. Одно министерство курирует производство стройматериалов, а другое организует их применение, но не всегда этот процесс скоординирован. А вот внедрение прогрессивных технологий в строительстве, в виде «Заводского домостроения» провалилось между ними. В результате мы имеем отсталые технологии на строительных площадках, низкую производительность труда и высокую стоимость жилья.
Проблема земельных участков для строительства жилья, давно стала объектом криминальных сводок. Это часть жилищной проблемы давно нуждается во внимании и корректировке регламента её выделения и закрепления. Перспективные участки для жилищной застройки, не должны быть предметом коммерческих сделок и коррупционных проявлений. Кто должен инициировать эти изменения?
Эффективность работы строительного комплекса России зависит от многих факторов, часто взаимосвязанных и взаимозависимых, поэтому все мероприятия по его развитию должны иметь комплексный характер. Преодолеть отсталость базовой отрасли в строительном комплексе – промышленности строительных материалов и изделий без участия государства не удастся.
Остаётся надеяться на то, что ответственность за будущее определит действия, сформирует градостроительную политику и строители получат вменяемые и рабочие инструменты для решения проблемы жилья и развития отрасли в целом.
Комментарии (0)