Директор по маркетингу PR и рекламе ГК «Колди» выступила в деловой программе осенней выставки-ярмарки «Недвижимость от лидеров». В рамках конференции «Коммерческая недвижимость в жилых комплексах», организованного Ассоциацией инвесторов Москвы, эксперт компании рассказала о текущих реалиях и трендах рынка в бизнес-классе.
«В 2018 году наблюдается постепенный подъем, спрос оживился и сместился в сторону центра, в удобные локации, которые были многим «не по карману». За последние 4 – 5 лет снизилась средняя площадь приобретаемых и арендуемых коммерческих помещений: 39 кв.м (в 2018 году) вместо 62 кв.м (в 2014 году).
При этом доля вакантных площадей продолжает планомерно сокращаться, отметила Елена Орешкина. – Относительно низкий порог входа, в 2-3 раза более быстрый возврат инвестиций по отношению к жилой недвижимости и концепция «живи-работай-отдыхай» станут причиной взлета на коммерческом рынке через 2-4 года».
По словам Орешкиной, запросы покупателей и мода стремительно меняются. Поэтому коммерческие пространства должны быть «гибкими» и трансформируемыми. Пример эффективной интеграции тенденций в единую среду – комплекс Coloft в Даниловском районе.
На территории комплекса запланирован сервис, который увеличит отклик рекламных кампаний арендаторов и вовлеченность жителей: собственный комьюнити-центр с мобильным приложением для общения и онлайн-афишей внутренних мероприятий, фитнес- и кинозалы, зона для проведения мероприятий, коворкинг, площадки для презентаций и деловых встреч.
Спикер уточнила, что ритейлеры переориентируются на площадки лофт-проектов. В центральных районах Москвы для бизнеса часто используются помещения в зданиях сталинского или дореволюционного домостроения, не соответствующие техническим требованиям по высоте потолков, площади витринного остекления, нагрузке на перекрытия и электрические сети. В жилых зданиях также действуют ограничения по профилю бизнеса. В лофтах девелоперу важно контролировать соответствие ритейла идеологии проекта, но юридический статус объектов предоставляет бизнесу большие возможности и меньшую стоимость квадратного метра. В отличие от традиционного ритейла, 90% коммерческих помещений в лофтах приобретают в собственность, а не арендуют.
«ЖК бизнес-класса часто расположены вдалеке от основного трафика или имеют полностью огороженную территорию. У коммерческих помещений в лофт-комплексах большая проходимость, а стоимость проектов ежегодно растет на 15%. Поэтому жители традиционных комплексов в среднем приобретают лишь 10-15% коммерческих площадей. В лофт-комплексах (например, Klein House и Loftec) этот показатель около 50%», - резюмировала Орешкина.
Комментарии (0)