День открытых дверей. Можно ли школу сделать центром жилых районов?

Подпишитесь на канал

Школы играют важную роль в ткани города. С одной стороны, это центры скопления множества детей разного возраста, с другой – закрытая, почти режимная территория. Сегодня градостроители и архитекторы задумались о том, чтобы превратить эти учебные заведения в открытые многофункциональные объекты с возможностью использования всеми жителями района. Возможно ли это? Об этом рассуждали участники конференции «Комфортный город. Новые вызовы», которую организовал на днях Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы.

519f61b3170c08c0e6dc0f8a260d4600.jpg

В настоящее время в Москве насчитывается около двух тысяч школ. Территория, которую занимает каждая, составляет примерно полтора гектара. То есть их общая площадь просто огромна и значительно влияет на весь городской ландшафт. Всего насчитывается четыре типа конфигурации зданий школ, рассказала партнер Buromoscow Юлия Бурдова. При этом только школы первой волы, построенные в 1950-х годах, формировали уличный фронт, то есть их фасады «смотрели» на улицы, и школа была внедрена в ткань городской среды. Все последующие постройки относились уже к модернистскому периоду, и они были «утоплены» в центр микрорайонов и как правило, огораживались.

«В парадигме модернистского города школе изначально было отведено особое место: она должна быть расположена в парке или в зеленой зоне, и их могли свободно посещать все горожане. Однако на практике здания школ располагаются внутри плотно заселенных жилых кварталов», – рассказал генеральный директор АБ «Атриум» Антон Надточий. При этом они не вовлечены в жизнь городской среды, будучи изолированными и огороженный территориями. Это доставляет неудобство для жителей, потому что фактически они живут «между жилым домом и забором учебного заведения».

По словам архитектора, в обществе сложился запрос на образовательное пространство нового типа. Причем это касается как внешних форм, так и внутренного пространства школы. Сейчас процесс обучения не сводится к тому, чтобы «напичкать» школьников информацией. Задача стоит привить им навыки поиска информации, взаимодействия в команде, работы на результат. Поэтому стандартный учебный класс должен иметь возможности различных способов рассадки учеников. Например, иногда нужно собраться небольшими группами, или наоборот всем вместе, чтобы сделать коллективный проект. Рекреации и другие общественные пространства должны иметь множество сценариев использования. Пересматриваются даже такие функциональные транзитные зоны как коридоры. В них также могут проходить образовательные процессы, и они должны всячески способствовать неформальному общению учащихся.

Изменения касаются и архитектурно-планировочных решений самого здания школы. Так, сейчас архитекторы стараются максимально «открыть» территории школ, сделать их общественным пространством. Например, располагают здания школ так, чтобы вход в них осуществлялся непосредственно с городской территории, минимизируют или совсем избегают ограждений. Например, школа «Бескудниково» находится в середине парковой зоны. Архитекторы развернули здание так, чтобы оно своим фронтом выходило в сторону парка и пешеходной зоны. В идеале весь функционал, который может иметь двойное назначение, можно расположить по фронту улицы: спортзал, актовый зал, библиотеку. При этом все они должны иметь независимые входы непосредственно из города. Примеры проектирования учебных заведений по новым стандартам уже есть: школа-интернат для детей-сирот в Кожухово (2007 год), частная школа-кампус Летово (2018). Правда, они как раз расположены не в плотно застроенной городской среде, а на природе.

Новые идеи, как правило, приветствуются и руководством школ. Это подтверждает депутат Московской городской Думы, директор школы №1409 Ирина Ильичева. По ее мнению, сегодня уже никого не удивишь трансформируемыми перегородками или поточными аудиториями в школах. «А вот сделать так, чтобы комфортная среда объединяла весь район вокруг школы – это новый вызов», – говорит она. По ее словам, основным достижением последнего времени стало то, что в Москве уходят от практики строительства школ по типовым проектам. В своем роде школа – это архитектурный памятник, поэтому у каждой из них должно быть свое лицо. При этом не надо забывать, что любое учебное заведение строится исходя из образовательной программы, учебного плана.

8122d4171319f9042c51a30c6fffc074.jpg

Ирина Ильичева напомнила, что еще 12 лет назад строились учебные заведения с элементами новых подходов. Например, школа на Ходынке в районе Гранд-парка площадью 24 тыс. кв м. имеет три автономных входа. За это время были построены и другие современные школы, которые по большому счету являются многофункциональными центрами, поскольку актовые залы, спортивные залы и площадки давно работают на весь микрорайон. «Будущее именно за такими центрами, даже в плотной застройке старого города, – уверена она. – Учитывая перспективу массовой реновации, надо подумать либо о реконструкции, либо о строительстве новых школ на месте старых зданий в уплотненных районах».

Как побороть изоляцию школ? Архитекторы ищут различные варианты. Buromoscow, к примеру, предлагает вдвое уменьшить площадь самого здания школы и прилагаемого участка, а освободившиеся территории сделать общедоступными пространствами, разместив на них парки, спортивные площадки и другой функционал, доступный как школе, так и всем жителями района. Правда, здесь возникает вопрос безопасности: где «границы» школы? На каком этапе транспарентность может негативно сказаться на безопасности детей и качестве жизни горожан в целом?

Не менее важный вопрос – ограничения действующих СНИПов. Именно они устанавливают все требования, в том числе по площади земельного участка. Она рассчитывается, исходя из норматива 20 кв. м. на одного ученика. Если учесть, что средняя школа рассчитана на 700 учащихся, то отсюда и получается цифра в полтора гектара, объясняет советник отдела правового обеспечения Департамента образования города Москвы Денис Копичников. Также, согласно нормам, большую часть школьной территории занимает спортивное ядро. При этом не менее половины земельного участка должно быть занято зелеными насаждениями. Эти же нормы регламентируют ограждение территории учебного заведения, охрану в лице соответствующих служб и т.д. Все эти нормы придется пересматривать, если школа станет открытым многофункциональным центром.

И если видеонаблюдение за порядком можно усилить, то как быть с санитарными требованиями? Ведь они довольно строгие в отношении детей. Сложно представить, чтобы спортивный зал или бассейн использовался утром школьниками, а вечером – уставшими взрослыми горожанами. Да и сами школы строят, исходя из норм с учетом количества населения в микрорайоне. Если все начнут пользоваться благами школы, это будет колоссальная нагрузка. Таким образом, прежде чем использовать все возможности школы как открытого пространства, надо решить множество более приземленных, но от этого не менее сложных вопросов.

Людмила Изъюрова

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!