Программа ипотеки на строительство частных домов может стать драйвером развития подмосковной «загородки», однако пока 76% в структуре сделок занимают УБП

Специалисты Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость изучили нынешний спрос на первичной «загородке» Подмосковья. В рейтинге покупательских предпочтений по-прежнему царят участки без подряда (УБП): их доля в совокупном объеме продаж увеличилась за год на 11 п.п., до 76%. 

f8d9b5e443280878f6783798f198fcd1.jpg

При этом число реализованных лотов экономкласса в общей структуре сделок и вовсе достигло рекордных значений – 86%. Это неудивительно, если учесть, что 95% экспозиции в данном сегменте представлено как раз форматом УБП. 

Покупатели участков ставят своей целью уложиться в бюджет не более 2 млн руб., рассматривая наделы площадью 6-10 соток, в то время как желающие приобрести таунхаус ограничиваются суммой 8 млн руб., коттедж – 10 млн руб. 

Стандартные требования к домовладению – метраж 100-120 кв. м, высокая степень готовности, наличие коммуникаций и расстояние до 30 км от Москвы. Пока такого предложения очень мало, но эксперты компании связывают надежды с обсуждаемой программой ипотеки на строительство частных домов: в случае установления ставки в размере около 10% данная инициатива может привести к росту количества проектов с застройкой в разы.

Во втором квартале 2019 года на подмосковной первичной «загородке» было реализовано 3 804 объекта, что на 7% меньше, чем в аналогичном периоде 2018-го. Доля проданных УБП возросла за год на 11 п.п., достигнув уровня 76%, объем приобретенных квартир в «малоэтажках», напротив, уменьшился на 8 п.п., до 14%, только 6% клиентов выбрали коттеджи (без изменений) и 4% – таунхаусы и дуплексы (против 7% в 2018-м).

Рост присутствия УБП в общем объеме сделок коррелирует с увеличением доли проданных объектов экономкласса: с 82% годом ранее до рекордных 86% во втором квартале 2019-го. Такая динамика объясняется в том числе тем, что 95% предложения в самом бюджетном сегменте занимают именно УБП. При этом популярность лотов остальных ценовых категорий снизилась. Так, в случае с классом «комфорт» уменьшение составило 2 п.п. (9% сделок), «бизнес» – 1 п.п. (3%), «премиум» – также 1 п.п. (2%).

«Покупатели, которые выходят на сделку к лету, обычно успевают просмотреть достаточно много предложений и хорошо понимают текущую рыночную ситуацию, – рассказывает директор Департамента загородной недвижимости ИНКОМ-Недвижимость Антон Архипов. – У «летней» покупки есть свои плюсы. Помимо возможности оценить окружающую природу во всей красе, а также загруженность дорог в высокий сезон они заключаются и в том, что у клиента есть время, чтобы понаблюдать за динамикой возведения приглянувшегося поселка, ведь это самый разгар строительных работ. Наконец, люди решаются заключить сделку летом, чтобы и самим успеть воспользоваться теплым временем года: например, обустроить дом, если речь идет о приобретении с застройкой, или начать возводить фундамент, если они купили участок».

По данным Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость, средняя площадь купленного дома на загородной «первичке» составляет сегодня 106,4 кв. м, УБП – 9,5 сотки. За год средний метраж приобретаемого домовладения сократился на 9%, земельного надела – на 3%.

919eadb14c69611713a24a1978815c67.jpg

«Покупатель УБП, в первую очередь, старается уложиться в бюджет 1-2 млн руб., размер участка для него не играет главной роли, – комментирует Антон Архипов. – Это могут быть и 10 соток на удалении 40 км от Москвы, и 6 соток, но ближе к МКАДу. Важна транспортная доступность, наличие инфраструктуры и коммуникаций – как минимум, электричества и газа. Что касается коттеджей и таунхаусов, в этих форматах покупатели ищут объекты площадью 100-120 кв. м, желательно в высокой степени готовности и со всеми коммуникациями. Если планируется использовать загородный дом как основное жилье, критично важным становится его удаленность от столицы – в идеале не более 30 км. Стоит заметить, что предложение с таким набором характеристик сейчас в большом дефиците. В случае приобретения коттеджа клиенты обычно рассчитывают на бюджет 8-10 млн руб., таунхауса – 6-8 млн руб.».

Рейтинг самых популярных направлений у покупателей возглавляет Новорязанское шоссе – там находятся 12% проданных лотов. Второе место – у Новой Риги (10%). Третью и четвертую строчки с 9% сделок разделяют Дмитровское и Каширское шоссе. 31% реализованных объектов расположен на расстоянии до 35 км от Москвы, 46% – от 36 до 75 км, 23% – далее этой отметки.

Говоря о перспективах, специалисты компании связывают оптимистичные прогнозы с обсуждаемой программой ипотеки на строительство частных домов. «Данная инициатива может оказать серьезное позитивное воздействие на “загородку”, стать ее драйвером роста, если, конечно, ипотечные ставки в сегменте будут близки к показателям городского рынка, т.е. 10%, – отмечает руководитель Аналитического центра ИНКОМ-Недвижимость Дмитрий Таганов. – От такого сценария выиграют все: покупатели получат доступную ипотеку, а девелоперы – дополнительную уверенность для вывода проектов с застройкой. Если такие условия будут выполнены, то через несколько лет мы можем увидеть, как предложение с застройкой вырастет в разы, а за ним поднимется и спрос».

Комментарии