Проблему жилья в России надо решать, а не пытаться её заговорить

Подпишитесь на канал

Проблема жилья в России имеет постоянную прописку. Меняются времена, меняется общество, но жильё в дефиците постоянно. Огромные пространства страны, множество климатических зон, разная плотность населения, национальные особенности регионов создают дополнительные трудности, но системного подхода к решению самой острой проблемы как не было, так и нет.  

198f8839763b0b6d1c4f914ced93b53e.png

Ущерб от недостатка жилья в России, его низком качестве, дороговизне содержания и большого объёма жилья, в виде многоэтажных казематов, никто не считал, но он сопоставим с потерями от системных глобальных катаклизмов. Сколько теряет Государство от бытового семейного неустройства, сколько семей теряют или не используют свой потенциал, сколько детей, выращенных в «скотских» условиях, так и не стали достойными гражданами своей страны, не говоря о тех, кто мог родиться, но не родился!

Почему нет решений обеспечивающих выделение земли под жилую застройку с дорогами и коммуникациями? Почему Государство не может решить проблему обустройства застраиваемых площадей в регионах?

Давно известно, что эффективность строительства качественного и современного жилья, зависит от объёма и процента готовности «заводского» объёма строительства! Парадокс, но в России нет ведомства, отвечающего за его развитие! Наши строители имеют производительность труда в 3 – 4 раза меньше, чем в развитых странах, а проблема в правительстве не рассматривается! Именно заводское домостроение может решить проблему доступных цен на жильё, выполняя основной объём строительных работ на заводском конвейере.

Современные экономические условия и проводимые в стране реформы привели к регионализации, которая в значительной степени изменила отношение к проблемам регионального уровня. В связи с этим следует отметить, что регион – это сложный социально-экономический комплекс, в котором между социальной и экономической сферами, а также между структурами региональной власти, бизнеса и общественными организациями устанавливаются согласованность, взаимозависимость, способствующие более полному использованию природных и производственных ресурсов, трудового и научного потенциала, удовлетворению разносторонних потребностей населения.

Кроме того, социальная сфера может рассматриваться как деятельность, нацеленная на развитие человека. В этом случае сюда следует отнести социальные институты и стандарты, связи и отношения, складывающиеся между субъектами общественной жизнедеятельности. Развитие экономики невозможно без предварительного разрешения острых проблем в социальной сфере. Но именно деятельность социальной сферы проявляется в снижении социальной напряженности, ее смягчении и преодолении, устранении социальных конфликтов. Наиболее острой социальной проблемой, сегодняшнего дня в регионах, является проблема жилья и её решение, невозможно без структурных изменений и согласованных действий власти, бизнеса и общественных организаций.

Одним из таких вариантов, может быть инновационный проект, создания социального кластера, развития социально-экономического пространства и индустрии нового поколения по решению проблемы жилья, для социально значимых групп населения. Но сначала обратимся к содержанию самого понятия кластера. Термин «кластер» в переводе с английского языка означает «пучок, кисть, совокупность, скопление». В общем понимании – это совокупность элементов, которая имеет определенные свойства для решения поставленных задач.

Для социального кластера характерны те же преимущества, какими обладает, например, промышленный кластер. Это возможное увеличение сети поставщиков социальных услуг и потребителей, упрощенный доступ к отечественному и международному рынку труда и капитала. Сюда же можно отнести сотрудничество с финансовыми организациями, которое способствует привлечению денежных средств на создание новых инвестиционных проектов социального назначения. Важным преимуществом может служить активное сотрудничество с органами власти с целью защиты социальных интересов на законодательном уровне, а также получение всевозможных льгот и субсидий.

На стадии создания социальных кластеров органы власти должны оказывать значительную помощь, что может проявляться в виде кластерных инициатив, координации процесса создания кластера, предоставления финансовых и административных ресурсов, создания новых социально-экономических мотиваций. В настоящее время в России в социальном аспекте целью функционирования кластеров является ускорение формирования современной социальной среды, отвечающей требованиям цивилизации начала XXI века. Сегодня, в условиях регионов, эти требования относятся как к уровню жизни, характеризующему степень удовлетворения материальных потребностей граждан, так и к комплексной характеристике качества жизни и жилищными условиями.

Решение их является неотъемлемой функцией Государства. Однако оно дистанцировалось от решения этих проблем, т. к., во-первых, не имеет для этого необходимого количества ресурсов, а во-вторых, не может достаточно эффективно использовать выделяемые средства. В силу этих причин повышение уровня качества жизни только с помощью Государства не будет достигнуто.

Реальными возможными партнерами государства для выполнения конкретных мер и мероприятий по повышению уровня качества жизни могут быть:

  • бизнес как деловое сообщество;
  • вузы, НИИ и иные научные структуры как научное сообщество;
  • некоммерческие организации.

Причем каждый из этих партнеров имеет свои собственные индивидуальные особенности и может быть использован в различных ситуациях или обстоятельствах.

Использование кластерной технологии организации, способно обеспечить повышение результативности управления социальной сферой региона за счет более рационального распределения всех видов ресурсов, роста числа организаций социальной инфраструктуры региона, быстрого распространения нововведений в их работе, повышения уровня удовлетворенности населения качеством услуг здравоохранения, образования, жилищно-коммунального хозяйства, культуры, досуга.

В условиях перехода от традиционного к инновационному пути развития, весомым фактором в росте конкурентоспособности экономики на макро и микро-уровнях в целом, а так же повышения уровня инновационного потенциала в частности, становится формирование кластерного подхода к управлению инновационным развитием. Кластерный подход, как альтернатива традиционному отраслевому подходу, на сегодняшний день требует формирования качественно новых условий хозяйствования, нацеленных на объединении бизнес структур в инновационно-технологические комплексы, путем активизации взаимовыгодного сотрудничества. Формирование кластерной системы, как базиса инновационного развития, должно способствовать повышению эффективности инновационной политики в сфере экономики и промышленности.

Решение проблемы жилья имеет очень большое внимание государственных органов, существуют соответствующие программы, выделяются бюджетные средства для обеспечения жильём, отдельных социальных групп граждан, но пока эффективность, применяемых мер низка.

  1. В регионе отсутствует скоординированная политика достижения максимальной выгоды, от предпринимаемых мер.
  2. Выделяемые средства используются с низкой эффективностью.
  3. Предлагаемый регламент контроля за расходованием бюджетных средств на эти цели – мало эффективен.
  4. Общественные организации, призванные работать в тесном сотрудничестве с госорганами, не имеют достаточных прав и мало влияют на принятие решений и окончательные результаты, проводимых мероприятий.
  5. Отношения бизнеса и администраций не эффективны, постоянно находятся в зоне повышенного коррупционного внимания, а проводимые конкурсы и аукционы проблемы не решают.

Все эти, негативные проявления, не помогают в решении жилищной проблемы, а усугубляют её.

Они могут быть устранены или их воздействие на конечный результат снижено, при создании социального кластера регионального значения. Именно, кластер поможет устранить проблемы взаимодействия бизнеса и власти, позволит общественным организациям вплотную приблизиться к решению и контролю за реализацией региональных программ, создаст возможность реализации принятых решений на платформе Государственного частного партнёрства.

Инвестиционно-строительная деятельность представляет собой сложный многофакторный процесс, требующий взаимодействия большого количества участников, привлечения значительных трудовых и материальных ресурсов, финансовых средств на длительный промежуток времени. В настоящее время строительный комплекс находится в достаточно сложных экономических условиях, связанных, в первую очередь, со снижением инвестиционной и покупательской активности основных его субъектов, которое стало следствием экономического кризиса, начавшегося в конце 2014 г. и развивающегося в настоящее время достаточно быстрыми темпами.

Из-за снижения темпов экономического роста в строительной отрасли многие участники строительного процесса в целях минимизации своих издержек приостановили расширение объемов производства. Государство, хотя и пытается обеспечить строительные организации необходимым объемом строительно-монтажных работ в рамках реализации федеральных целевых инвестиционных программ, в силу бюджетных ограничений не в состоянии существенно повлиять на рост объемов работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство».

Таким образом, сохранение существующей модели ведения бизнеса в строительной отрасли и затягивание процессов структурной реформации не позволит строительным организациям успешно развиваться в условиях рыночной конкуренции и экономического кризиса. Одним из направлений успешного развития предприятий строительного комплекса является формирование сетевых форм объединения организаций, фокусирующихся на взаимосвязях между корпоративными структурами, инвестиционными, посредническими, научными, учебными, общественными организациями региона.

Перспективной и активно вошедшей в практику предпринимательской деятельности является кластерная форма организации бизнеса. В отличие от отраслевого подхода кластерный подход позволяет сформировать комплексный взгляд на экономическую политику развития инвестиционно-строительного комплекса с учетом потенциала его экономических субъектов.

Жилищно-строительный кластер отличается от других типов объединений тем, что объединяет всех участников процесса производства конечной строительной продукции, от поставщиков сырья до потребителей конечного продукта, включая сферу обслуживания и специализированную инфраструктуру. Жилищно-строительный кластер, по нашему мнению, это крупное объединение географически локализованных в рамках региона строительных предприятий. Это могут быть поставщики материальных, трудовых, научных и инвестиционных ресурсов, а также необходимого бизнес сообщества, которое имеет общую стратегию активизации инвестиционной деятельности для производства конкурентоспособной строительной продукции (объектов жилого назначения), обладающей совокупностью технических, экономических и эстетических свойств с целью удовлетворения потребностей населения в комфортном и доступном жилье.

Одной из ключевых целей формирования и развития жилищно-строительного кластера является удовлетворение потребности населения в новом жилье. Жилищно-строительный кластер является разновидностью отраслевых кластеров с преобладанием горизонтальных связей между участниками. Наличие задач социального плана, при правильно созданной структуре и налаженных связях между участниками, обеспечит прогнозируемый объём строительства и финансирование отдельных объёмов, за счёт бюджетного финансирования. Координатором формирования и функционирования кластера может стать некоммерческая организация под условным названием «Координационный совет кластера».

К основным задачам формирования регионального социального жилищно-строительного кластера можно отнести:

  • Формирование переговорной площадки для участников инвестиционного строительного комплекса.
  • Выработка для всех участников принципов вертикальной интеграции.
  • Разработка и принятие экономической модели, обеспечивающей эффективное использование бюджетных средств, выделяемых Государством на решение жилищной проблемы для отдельных социальных групп населения, создание возможностей для участников программ накопления своих денежных средств и использование их с максимальной выгодой.
  • Разработка единых стандартов качества строительной продукции, контролирование выполнения работ с целью получения современного, качественного жилья по доступным ценам и экономной его эксплуатации.
  • Решение проблемы подготовки кадров для жилищно-строительного кластера.

Повышение эффективности строительного производства за счет:

  • снижения производственных издержек;
  • повышения качества управления;
  • повышения эффективности системы сбыта;
  • реализации стратегии диверсификации;
  • модернизации производственной базы.

Цель кластерной политики региона – укрепление взаимосвязей между экономическими субъектами кластера. Дополнительно достичь упрощения доступа к новым технологиям, минимизации рисков, за счет различных форм совместной экономической деятельности. Организации общих НИОКР, коллективного использования знаний и основного капитала, ускорения процессов обучения за счет концентрации и контактов специалистов высокого уровня, снижения издержек в различных сферах, за счет усиления доверия между участниками кластера. Инициаторами проведения кластерной политики выступают не только государственные служащие, но и союзы предпринимателей, которые предлагают проекты развития региональных кластеров.

Основные отличительные параметры формирования и реализации региональной кластерной политики по сравнению с традиционной промышленной и строительной политикой: стратегия развития территории, взаимоотношения власти и бизнеса; производство и технологии; критерии экономической эффективности; рынок труда; институциональная среда; тип доминирующих коммуникаций между предприятиями. Основные отличительные черты кластерного подхода к управлению по сравнению с отраслевым представлены в таблице.

Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое! Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки.

Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья. Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно.

Индустриализация в строительстве – это процесс развития и совершенствования применения крупноразмерных элементов зданий высокой заводской готовности, с использованием средств механизации и автоматизации строительных процессов. Цель индустриализации – повышение производительности труда, замена ручного труда на механизированный процесс, ускорение темпов строительства и ввода объектов, снижение их стоимости и повышение качественных характеристик. Ситуация в малоэтажном строительстве уже требует радикальных преобразований, а задачи кратного увеличения объёмов ввода жилья в регионах и на сельских территориях не могут быть выполнены без создания индустрии нового поколения.

С точки зрения исполнения нужна индустриализация процесса, нужна конвейерная технология «Заводского домостроения». Нужны революционные преобразования, так как только эта часть жизнеобеспечения человека, причём самая важная, за последние 100 лет простояла на месте, а на фоне технологических прорывов в автомобилестроении, связи, телевидении, электроники и т.д. выглядит доисторическим мамонтом. Повышение требований к качественным характеристикам современного жилья, глобальные изменения в стоимости энергоресурсов, возросшие требования к экологическим стандартам, всё это в совокупности обязывает пересмотреть существующие нормы и регламенты строительства.

Четверть века прошли от социализма, а жильё строим по старым лекалам! Многоквартирная застройка, хороша для бизнеса, хороша для отчёта, но не является панацеей, более того, создаёт предпосылки для больших проблем социальной значимости. Это испытали на себе развитые страны, но их опыт не учитывается, мы хотим сами попробовать, что это такое! Уговаривать строителей снизить стоимость жилья не надо, надо создать для этого предпосылки. Надо поменять формат жилья и повернуться лицом к малоэтажному строительству, надо создать фундамент для развития российской семьи. Тем более, что уже давно озвучены ориентиры, в виде 70% от общего объёма строительства жилья, должно строиться жилья малоэтажного формата.

Для этого надо создать возможность развития новой, современной индустрии, переместить основной объём строительных работ в заводской цех, что позволит существенно снизить стоимость строительства, без снижения качественных показателей. Заводское домостроение позволит применить весь спектр современных решений в домостроении, позволит строить энергоэффективное, экологичное жильё, с элементами «умный дом», красиво и современно. Рассмотренная проблема эффективного проектирования и строительства малоэтажных жилых домов — чрезвычайно актуальна для настоящих условий и будущих.

Проектируя высококомфортную жилую среду для человека, необходимо учитывать большое количество разнообразных требований и факторов, влияющих на качество человеческое жильё. При этом основополагающим принципом является учет природно-климатических условий, социально-психологических факторов, архитектурно-строительных, экономических и других требований. Чрезвычайно остро сегодня стоят и экологические проблемы. Их решение требует бережного отношения ко всем природным ресурсам, всестороннего учета направления господствующих ветров, характера рельефа, утилизации отходов жизнедеятельности и проведения других природоохранных мероприятий при эксплуатации жилых домов.

Ипотека, как финансовый инструмент, хороша для очень ограниченного числа населения, а что делать остальному народу? Накопительная система в стране не приживается и это «заслуга» законодателей и администраций регионов, но шанс её развития есть. Необходимо обобщить, имеющийся положительный опыт, необходимо изменить общественное мнение, надо создать возможности развития ещё одного финансового инструмента, для населения с небольшими и не стабильными доходами. Мировой опыт говорит об его эффективности, но нам нужна политическая воля. Всё это можно изложить в виде идеологических тезисов, выработать детальный план движения, ещё раз вернуться к формированию программы решения жилищной проблемы, но на новой основе, которая бы учитывала реальное положение дел в стране и в обществе.

Государство сосредоточило своё внимание на ипотечном кредитовании, как инструменте помощи для нуждающихся в жилье граждан, а что делать остальным, не имеющим такой возможности? На таких территориях положение дел усугубляется развалом местной стройиндустрии, ветхостью жилого фонда и резким увеличением платы на его содержание, за счет роста энерготарифов. Именно это население должно получить особое внимание власти в виде альтернативных инструментов финансовой поддержки, создания индустрии строительства малоэтажного жилья, нового поколения, основанной на инновационных решениях.

Жильё должно строиться энергоэффективным, экологичным, современным и иметь доступную стоимость. Однако одним снижением цен не обойтись, так как не должно страдать качество, возводимого жилья, да и на фоне инфляции такое снижение эффективным не будет. Значит надо обратить особое внимание на финансовую сторону проблемы. Тем более, что такой финансовый инструмент существует. В странах Европы это Строительные Сберегательные Кассы (ССК), в России это Жилищные Накопительные Кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному Закону ФЗ - № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов не высока и этому есть ряд объяснений. Прежде всего, первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах.

Законодатель, при формировании закона, допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учёл сложившиеся разночтения тарификации услуг Госорганов. Всё это привело проблемам в развитии ЖНК, хотя есть ряд хорошо работающих кооперативов. Как правило, успешные ЖНК работают в регионах, где они пользуются поддержкой местных администраций, охватывают большие территории, имею большую численность кооператоров. Стабильность работы им обеспечивают Договора о сотрудничестве с местными строительными предприятиями, которые соглашаются проводить пересчёт вносимых денежных сумм в квадратные метры, по текущим ценам, сохраняя их потенциал, уберегая их от инфляции.

Результаты успешно работающих кооперативов, говорят об их эффективности. Учитывая, что в регионах и на сельских территория, нет других вариантов решения проблемы жилья, стоимость получаемой денежной помощи рекордно низка, удобна и доступна для всех категорий граждан, такой вариант нуждается во внимании и применении. Учитывая, что ЖНК является некоммерческой организацией социальной направленности, необходимо установить соответствующие отношения с местными администрациями. Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов.

Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «чёрных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтённых платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без Договоров, без гарантий, где все расчёты ведутся в наличной форме. Сегодня в РФ строится более 40 млн. м2 малоэтажного жилья и большая часть построенного, выполнена без Договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения.

По планам Минстроя РФ, объёмы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой», как минимум на 20-30 млн. м2 жилья в год! Так что программа развития деятельности ЖНК, это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей. Необходимо законодательно, закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК, в соответствии с программами строительства жилья.

Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития. Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации. Это комплексная задача и её решение должно быть организовано совместными усилиями бизнеса, Государства и общественных организаций региона.

Только такой синтез позволит решить проблемы жилья для социально значимых групп населения, можно будет организовать системную замену старого жилого фонда на современное жилище и обеспечить население комфортным, современным, экологическим жильём по доступным ценам. Все элементы такого объединения нами опробованы, все они показали свою эффективность, дело за руководством регионов. 

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!