Цифровое моделирование объектов реставрации и реконструкции

Группа компаний «ГОРКА» (до ребрендинга ООО «ГОРКАПСТРОЙ»), (г. Москва) стала победителем IV Всероссийского конкурса «BIM-технологии 2019/20», итоги которого были подведены в Москве. Компания заняла I место в номинации «Информационное моделирование объектов общественного назначения» за проект «Реставрация, капитальный ремонт, сохранение объектов и благоустройство территории: «Достопримечательное место ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ».

f7e929a2dad21cc3602b90f3dff6c61f.jpg

О компании

ООО «ГОРКА» – организация, комплексно решающая задачи строительства и проектирования, была основана почти 14 лет назад. Это полностью российская компания с центральным офисом в Москве и представительством в Санкт-Петербурге. Сегодня в группе компаний работает более 700 специалистов.

В этом году произошел ребрендинг, и появилось новое имя, родившееся при сокращении «ГОРКАПСТРОЙ». Теперь предприятие называется ГК «ГОРКА». Изменение наименования коснулось количества букв, однако смысловое содержание, предваряющее реализацию новых возможностей, расширилось.

«Новое название и логотип – это не отказ от многолетних традиций, неоспоримых достижений и солидной репутации, а их концентрация и нерушимая связь с образами и символами эпохи невероятной созидательной энергии. В логотипе компании отразилась эстетика, сопутствовавшая победам и достижениям нашего государства. Эти успехи были основаны не только на новых технологиях производства, которые преумножились на почве культуры страны, но и на вдохновении людей, с восхищением смотрящих в будущее», – сказал Алексей Сидоренков, генеральный директор ГК «ГОРКА».

Синтез передовых технологий и оптимизма сотрудников становится краеугольным камнем развития ГК «ГОРКА», осуществляющей проектирование, включая инженерные изыскания, строительство дорог и зданий, реставрацию объектов, а также выступающей техническим заказчиком при реализации объектов капитального строительства. На счету компании более 150 реализованных проектов по всей стране, и даже несколько за её пределами. 

Среди недавних, наиболее значимых работ –реставрация павильонов ВДНХ и благоустройство ландшафтного парка, решение проблем с пробками, благодаря новым путепроводам на Носовихинском, Каширском, Дмитровском шоссе. Наиболее значимые и амбициозные проекты, находящиеся в стадии реализации, – первый, 80-ти километровый, этап участка трассы «Москва – Нижний Новгород – Казань» (международный маршрут «Европа – Западный Китай»), культурные центры во Владивостоке, Калининграде, Севастополе, Кемерово, ГКБ в Балашихе, и, конечно, СКА Арена в Санкт-Петербурге для грядущего Чемпионата мира по хоккею с шайбой.

e8e0300f855508c32e9db513d4f8da53.jpg

О конкурсном проекте

В рамках мероприятий по инновации и развитию достопримечательного места «ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ» сотрудниками ООО «ГОРКА» была осуществлена разработка комплексной научно-проектной документации по реставрации и приспособлению, а также проведён комплекс ремонтно-реставрационных работ для следующих объектов культурного наследия, находящихся на территории ВДНХ:

  • объект культурного наследия федерального значения «Центральный павильон (Главный)», 1939 г., архитекторы: Ю.В. Щуко, Е.А. Столяров;
  • объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Физика» (бывший павильон Латвийской ССР), 1954 г., архитекторы: А.Я. Айвар, В.К. Закис, К.Я. Плуксне;
  • объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Химия» (бывший павильон Литовской ССР), 1954 г., архитекторы: Я.А. Кумпикевич, А.Ю. Лукошайтис;
  • объект культурного наследия федерального значения «Главный фасад павильона «Кролиководство», 1939–1954 гг., архитекторы: А.И. Зайцев, И.С. Телятников;
  • объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Геология» (бывший «Лён и другие прядильные культуры»), 1939–1954гг., архитекторы: К.Н. Афанасьев, Л.Н. Павлов;
  • объект культурного наследия федерального значения «Павильон «Главтабак», 1954 г., архитектор В.П. Кондратьев;
  • объект культурного наследия федерального значения «Строение №518 «Кафе «Лето» (бывшая «Чайная»), 1954 г., архитектор Л.И. Мариновский.

0e49ffad92cbd8ec228b14af35a0da14.jpg

В 2017–2018 гг. коллективом специалистов-реставраторов группы компаний «ГОРКА» на объектах были выполнены комплексные научные исследования, необходимые для разработки научно-проектной документации по реставрации, в том числе:

  • историко-архивные изыскания;
  • архитектурно-археологические обмеры;
  • архитектурные раскрытия;
  • комплексные обследования технического состояния зданий;
  • химико-технологические исследования строительных и отделочных материалов;
  • исследования произведений монументального искусства, в том числе живописи и скульптуры, присутствующих на павильонах.

В ходе проведения историко-архивных исследований, значительный объём информации о первоначальном облике павильонов был получен при работе в фондах архива ВДНХ. Хранящаяся там проектная и исполнительная документация, датируемая периодами подготовительных работ, разработки проектов и строительства дала достаточно полное представление об авторских объёмно-планировочных и конструктивных особенностях памятников, применённых строительных материалах, запроектированных и реализованных инженерных системах и техническом оснащении зданий.

c311a5e282209f1d225bbf6dbfc66160.jpg

Специалистами группы компаний «ГОРКА» была детально изучена сохранившаяся в архиве фотофиксация павильонов, выполненная в 1939 г. и в 1954–1956 гг., то есть вскоре после завершения создания ансамбля ВДНХ. Данный материал позволил проследить композиционную и стилистическую трансформацию памятников в ходе послевоенной реконструкции выставки, определить степень утрат их исторического и архитектурного облика и принять обоснованные решения по их воссозданию.

«Особое внимание было уделено научным исследованиям произведений монументального искусства, украшающих здания, а их немало. Это настенная и потолочная живопись в интерьерах, скульптурные композиции из металла и бетона, лепные барельефы на фасадах, а так же уникальные технические приёмы исполнения элементов фасадов и интерьеров. Здесь следует отметить смальтовое покрытие скульптурных картушей на фасадах «Центрального павильона», полихромную керамическую облицовку фасадов павильона «Главтабак», терразитовую штукатурку на фасадах большинства павильонов, напольное покрытие типа терраццо и брегчия в интерьерах и др. По результатам этих исследований специалистами-реставраторами был разработан комплекс индивидуальных методик по реставрации и консервации всех элементов памятников, впоследствии успешно применённых при выполнении ремонтно-реставрационных работ», – отметил Алексей Сидоренков.

c86f77e1b251d7b2fdc4603c5b387ccd.jpg

По результатам комплексных научных исследований в отношении каждого объекта культурного наследия был разработан проект реставрации с приспособлением под выставочные пространства. Проектным коллективом было предложено проведение максимально полной научной реставрации авторского облика фасадов и интерьеров зданий на время их постройки с сохранением и реставрацией отдельных сохранившихся подлинных элементов и их воссозданием в тех случаях, когда авторские детали утрачены. Все проектные предложения были подтверждены материалами архивных и натурных исследований.

Проектные решения по приспособлению предполагали приведение интерьеров зданий в соответствие с современными требованиями к организации выставочных пространств, с обеспечением соответствующего температурно-влажностного режима, а так же повышение комфортности пребывания в них обслуживающего персонала, при этом, не оказывая влияния на сложившуюся объёмно-планировочную структуру павильонов.

Информационное моделирование объектов культурного наследия

Параллельно с историко-архивными изысканиями, специалистами компании были проведены и натурные исследования павильонов ВДНХ.

Для выполнения точных обмерных чертежей зданий, был применён метод лазерного сканирования памятников с последующей цифровой обработкой. Проведённые инженерно-технологические исследования павильонов позволили определить техническое состояние несущих и ограждающих конструкций зданий и разработать меры по их стабилизации и усилению.

«Для объекта реставрации первостепенное значение имеет внешний облик. Поэтому информационная модель, нацеленная на реставрационное проектирование должна иметь абсолютно выверенную геометрию. В BIM мы имеем возможность одновременно получить цельную форму и проработать мельчайшие элементы декора. Уникальные элементы (декор фасадов, наличники, двери, оконные рамы, лепные колонны, розетки) моделировали, либо получали геометрию по данным лазерного сканирования или фотограмметрии», – пояснила руководитель группы информационного моделирования ГК «ГОРКА» Екатерина Гарипова.

Внесение изменений в существующее здание – дело очень деликатное. Применительно к историческим постройкам добавляется необходимость их адаптации к современным условиям. А это уже новые требования к прочности, теплозащите, комфорту, системам отопления, пожаротушения, телекоммуникации, вентиляции и т. п. Для памятника архитектуры, который строился без учёта всех этих современных условий и требований, компьютерное экспериментирование становится единственным способом подбора и компоновки оборудования, оптимизации решений.

Нельзя забывать, что новое инженерное оборудование – это дополнительные нагрузки на конструкции, на что старое здание рассчитано не было. BIM позволяет визуализировать и анализировать конструкции.

06a89dfbe4dc5b70f1d5c1985ac6d8fd.jpg

«С помощью BIM можно быстро и оптимально производить корректировку проектной информации, получать исполнительные чертежи, если в случае раскрытия памятника выявляются новые неизвестные обстоятельства, требуются новые реставрационные решения. Исследования и проектирование ведутся непрерывно, параллельно производству работ. Это нормальный живой процесс», – продолжила Екатерина Гарипова.

В процессе информационного моделирования было, в том числе, реализовано стадийное проектирование: получены демонтажные планы и ведомости демонтажных работ. На базе одной и той же модели осуществлялась генерация чертежей, 3D-представлений, списков объектов и материалов, фотореалистичных изображений, видеофайлов.

«BIM–технологии делают процесс реконструкции прозрачным и доступным для анализа со стороны. Кроме того, осуществляется качественная оцифровка объектов культурного наследия для будущих поколений.

Важно и то, что созданная цифровая модель может быть использована для дальнейшей грамотной эксплуатации здания.

Проблемы вовлечения старых зданий в новую жизнь без BIM вряд ли удастся эффективно решать», – резюмировала свой рассказ Екатерина Гарипова.

56f899ea9794e28a06024a3feb91423b.jpg

Комментарии