Крыши красные – традиции прекрасные

Терракотовые крыши из натуральной глиняной черепицы – символ старой, уютной буржуазной Европы, а также зримая аллегория качественного жилья, построенного на века, с расчетом на несколько поколений счастливых владельцев.

3c17152866ca9a85a332b0cce8e597f1.jpg

О создании собственного бизнеса, замешанного на философии sustainable development, и удивительных нюансах черепичного мастерства нам рассказал генеральный директор ООО «Красные Крыши» Илья Смирнов.

Последние 25 лет устроить себе «европейскую сказку на дому» могут и россияне. Среди отечественных дилеров, поставляющих в РФ престижный кровельный материал, – известная компания «Красные крыши» , провозящая в нашу страну натуральную керамическую и цементно-песчаную черепицу от нескольких ведущих мировых производителей: ABCKlinkergruppe, BRAAS, Erlus, Nelskamp,Tejas Borja, Erlus, Creaton, Koramic, и других знаменитых «крышующих» брендов.

– Илья, когда вы решили, что будете заниматься поставками черепичной кровли в Россию?

– Эта мысль регулярно посещала меня в путешествиях. Освещенные солнечными лучами, или мокрые от дождя, терракотовые крыши Прибалтики, Болгарии, Германии, Италии, Франции, Португалии, Испании ярким пятном «выныривали» из облаков в иллюминаторе самолета и заряжали меня оптимизмом, предчувствием интересных прогулок по средневековым улочкам, посещением музеев, ресторанчиков, фермерских рынков, живописных мест, а главное – «аутентичных» домов моих друзей, которые получили недвижимость в наследство от мамы или папы, а те, в свою очередь, – от своих родителей, бабушек и дедушек…

Подчас столетняя черепица была покрыта мхом и лишайниками, а один раз я обнаружил древнюю крышу, заросшую буйными зарослями каких-то цветущих растений.

Забавно, что «зеленый ковер» никак не ухудшил функционал кровли.

– Как вы думаете, почему эти черепичные крыши были широко применимы в Европе, но редко – в нашей стране? Неужели на территории Царской Российской империи, от мыса Челюскина до культурных столиц, занимавшей около 22 млн.кв.км, не нашлось подходящей глины и мастеров?

– Дело в том, что простой на первый взгляд процесс требовал кропотливого подхода, тщательного соблюдения технологий а главное, опыта, который нарабатывается веками. Те же Тejas Borja или ABC Klinker, с которыми мы сотрудничаем, имеют непрерывную, полуторавековую историю семейного бизнеса.

99f3cf8bc09433ab28417b73455fa917.jpg

Начнем с небольшого экскурса в историю мировой архитектуры. Всякий народ строил дома из подручных материалов, которые предлагала природа.

В России, традиционно богатой качественной древесиной, дома рубили из сосны, ели, кедра, не подверженных гниению, при этом покрывая крыши (в случае, как сейчас бы сказали, «эконом-варианта») соломой или гонтом, дранкой, щепой.

Если постройка была побогаче, уже экспериментировали с формой – крыли кровлю лемехом – небольшими дощечками с фигурным краем, уложенными по принципу черепицы, с небольшим нахлестом. Никто не поспорит, что деревянное зодчество в нашей стране достигло больших высот.

В тот же исторический период строители Европы уже вовсю строили каменные дома и мостили крыши качественной глиняной, обожженной при высоких температурах, черепицей. Натуральные плитки покрывали ангобом, глазурью.

Уже в 18 веке прибалты, из-за близости к Европе, быстро оценили красоту, пожаробезопасность и долговечность терракотового кровельного материала, начав покупать его за границей.

Замечу, что высокое качество черепицы обеспечивает правильная глина – средней жирности, вязкая, мягкая и чистая, без большого количества и песка и инородных включений, плюс – правильный обжиг.

Российские умельцы, по требованию Петра I, тоже пробовали экспериментировать с черепицей, но, к сожалению, не владели технологиями. Мастера-горшечники формовали черепицу из местных голубых глин и сушили ее на стеллажах без попытки обжига. Как следствие, кровельный материал получался хрупким, плохого качества и не выдерживал погодных нагрузок.

В XIX веке в России интерес к черепице существенно вырос, открылись Керченский, Балаклавский, Георгичевский заводы по ее изготовлению. Главными производителями черепицы оставались Украина и Прибалтика.

f05ed50727d6a132b3e999d25f0cb595.jpg

Российские партийные бонзы, бывавшие за границей, тоже были не чужды прекрасному, впечатлившись красотой старых европейских городов. По указу правительства в СССР институтом «Союзгипросторм» были разработаны типовые проекты черепичных заводов мощностью от 1 до 12 млн. штук черепицы в год, оснащенные современным оборудованием. Однако качественные технологии оказались дóроги в масштабе страны. Как не крути, крыть крыши построек рулонными кровельными материалами и асбесто-цементными листами оказалось дешевле, быстрее и проще, чем штучным материалом. В общем, идея широкого развития не получила.

– Итак, терракотовые кровельные пластины привлекли ваш взгляд. Что же дальше?

– Дальше было несколько лет работы в BRAAS – единственного российского производителя цементно-песчаной черепицы и одного из крупнейших производителей кровельных материалов в мире. Визуально цементно-песчаное покрытие близко к керамике. В основе сырья – высококачественный вымытый песок, известняк, обожженный до цемента, а также пигменты окиси железа и воды. Цементно-песчаная натуральная черепица имеет достаточно прочную структуру, водонепроницаема и морозостойка: выдерживает свыше 1000 циклов попеременного замораживания и оттаивания. При этом она не обжигается как глиняная, поэтому ее производство является менее энерго- и капиталоемким и, соответственно, и обходится дешевле, чем производство глиняной черепицы. В России данный вид кровли – масс-маркет.

В итоге, почувствовав рынок, в 2003 году я покинул BRAAS и организовал собственную компанию «Красные Крыши», продающую уже разные виды черепицы: и цементно-песчаную, и клинкерную, и сланец, но в основном все же сделал упор на штучную керамическую черепицу.

– Илья, почему Вы упорно, вопреки логике быстрой наживы, делаете ставку на элитный сегмент? Ведь натуральная глиняная черепица – это, хотя и мега-качественно, но все-таки довольно недешево?

– Во-первых, мне приятно заниматься тем, что люблю и во что верю. А верю я в то, что идеи устойчивого развития прочно поселятся в головах наших чиновников, да и всего населения. Нельзя ведь жить сегодняшним днем и не думать о том, что останется нашим потомкам. То есть удовлетворять свои потребности в комфорте нужно с расчетом на сотни лет вперед.

Натуральная глиняная черепица может быть возвращена в природу без ущерба окружающей среде. По сути, этот материал не нуждается в рециклинге или обезвреживании перед утилизацией.

На самом же деле, терракотовая кровля способна служить более 100 лет, не теряя функционала и декоративности. Она устойчива к огню, морозу, солнечной радиации, агрессивным средствам, отлично поглощает шум, не накапливает статическое электричество, медленно нагревается в жару и обеспечивает необходимую вентиляцию подкровельного пространства за счет своей формы, сохраняя в доме комфортный микроклимат. То есть, древние европейские строители были совсем не дураки, выбрав такой способ покрытия дома.

f6934f5d9189601edfc7e7f4c4e82cff.jpg

Слоган нашей компании «Этика, компетенция и ответственность». Мы считаем, что этично продвигать экологичные технологии, и не идти по пути наименьшего сопротивления, делая деньги на обороте дешевых материалов.

Что же касается цены, то любые качественные материалы требуют определённых затрат на этапе строительства, но эти затраты стократно окупаются со временем. Цены на керамическую черепицу у нас варьируются от 1300 рублей за квадратный метр до 5-8 тысяч. В масштабе себестоимости качественного каменного дома небольшой площади (150-250 кв.метров) затраты на кровлю сопоставимы со стоимостью напольной плитки, которой обычно покрывают зоны теплых полов, кухни и санузлов.

ЭТО ИНТЕРЕСНО:

Самые древние образцы кровельной черепицы были обнаружены архитекторами при раскопках в греческой деревне Милой (Myloi). Их возраст – 2300 лет до Рождества Христова!

Итальянцы заимствовали технологию покрытия крыш терракотовыми плитками от греков, затем эстафету подхватила вся Европа. Все иноязычные слова, обозначающие черепицу, будь то английское «tile», французское «tuile», немецкое «ziegel», фламандское «tegel», произошли от одного корня – латинского «tegere», что означает «накрывать, покрывать».

– Вы импортируете черепицу из Европы. Есть проблемы с логистикой в период пандемии?

– Мы решаем эту задачу так: создали самый большой склад в РФ, в Истринском районе Подмосковья, и всегда держим запас около 20 тысяч кв.м. керамической черепицы в разных цветах. Соответственно, срок поставки заказных позиций от 1 до 8 недель. Сейчас из Германии машина приезжает, с учётом таможни, за 10 дней, Из Испании – за месяц, поскольку контейнер идет морским путем. Поэтому большие объемы черепицы для крупных проектов лучше заказывать заранее.

– Ваша компания не только занимается монтажом черепицы, но и обучает подрядчиков?

– Да, у нас собственное строительно-монтажное управление, служба технадзора, технической поддержки. Мы берем на себя ответственность за контроль качества монтажа черепичных крыш на текущих объектах, а также, на базе собственного учебного центра, проводим обучение своих мастеровых бригад и бригад внешних партнёров, подрядчиков, генподрядчиков, с выездом на объект.

– Компания «Красные Крыши» выступила инициатором конкурса «Черепица в архитектуре». Каковы Ваши ожидания от этого мероприятия? Что бы Вы пожелали его участникам?

– Цель конкурса – повысить осведомленность молодых российских архитекторов о свойствах и декоративных возможностях современной натуральной черепицы, способствуя популяризации этого материала в строительной и архитектурной среде.

В последние годы, с появлением У/Ф-печати, мы наблюдаем настоящую революцию в сфере керамики. Эксперименты, впервые возникшие в мире интерьерного керамогранита, распространились теперь и на скатные кровли. Разнообразие цветов, фактур и форм черепицы, созданной с помощью 3D-технологий, поистине ошеломляет. Пионером в этом направлении является наш партнер Tejas Borja, много лет работающий с глиной в 3D-формате. Например, сейчас технологии позволяют отсканировать древнюю столетнюю крышу и выдать ее в современном клинкерном качестве. А еще у этого производителя есть серия оформления черепицы под разные сорта дерева (по первичному запросу американских заказчиков). 

Огромное разнообразие принтов натуральных камней и сланца было создано для Англии и Северной Америки. Итальянцы заказали черепицу с текстурой знаменитой Коты, которую так любят на Апеннинах. Это керамика с супервысоким температурным обжигом, которая выглядит, как ретро-черепица с обжигом низкой температуры.

0106c4a28bbb608e703fdbf3ac135161.jpg

Мы очень надеемся, что в ходе конкурса поступят интересные запросы на новый дизайн черепицы от российских архитекторов, работающих в сфере элитного коттеджного строительства и загородных вилл. Современная черепица может выглядеть как бетон, камень, сланец, оксидированная медь, морёное дерево или вологодские кружева. Эти образцы уже есть в ассортименте нашей компании.

В рамках нашего конкурса есть специальная номинация «Нестандартные решения применения черепицы». Полем для экспериментов здесь могут стать не только кровли, но и малые архитектурные формы, отделка фасада и даже интерьерные решения.

Участникам конкурса «Черепица в архитектуре» я, разумеется, желаю творческих успехов, высокого полета фантазии, побольше смелости, драйва, накала креативного мышления и, конечно, всей душой полюбить черепицу!

Комментарии