Береговая линия Владивостока, как объект архитектурно-экологической реновации

edb0ca18b036033b1df003062d20e828.jpg

Реновация участка побережья бухты Золотой рог в районе ул. Петра Великого, Анастасия Смеловская (схема из диссертации магистра архитектуры)

2c39eea4b4fcb1580c6c192b6f40ee8f.jpg

Чайки выбрали не обустроенный, но вертикально уходящий в воду берег Набережной Цесаревича, а каменистую насыпь, оставшуюся от строительства Золотого моста

Современные тенденции развития и реновации городских прибрежных территорий связаны с изменением представлений о комфортной городской среде. Экологический урбанизм в своей трактовке комфортной городской среды исходит в первую очередь из понимания того, что человек – часть экосистемы, и невозможно создать нормальные условия для его жизнедеятельности, если сама природная экосистема деградирует. Согласно этому постулату, компоненты природных экосистем должны быть встроены в урбанизированную среду, а фактор интеграции природных систем является ключевым в формировании комфортной городской среды [8]. Городские прибрежные территории в этом случае рассматриваются как один из ключевых элементов восстановления природного каркаса города, требующих первоочередной экологической реновации. Тем более, что вынос за городскую черту сложившихся в XIX - начале ХХ вв. прибрежных промышленно-транспортных и портовых зон (как один из результатов постиндустриальной революции) открывает широкие возможности для архитектурно-экологической реновации побережья.

Города, обладающие морской акваторией, формировались с учётом ландшафта и специфики береговой линии. В процессе развития береговая черта приморских городов подвергалась активному вмешательству человека, так как является наиболее ценным экономическим ресурсом их территории. Владивосток, основанный как главный морской город России на Тихоокеанском побережье, не исключение. К настоящему времени город практически утратил свою естественную береговую черту. Формирование порта, промышленно-транспортных зон в пределах основного градостроительного пятна вдоль побережья бухт Золотой рог, Диомид, Улисс и побережья Амурского залива привело к нарушению функциональных и композиционных связей основного массива городской застройки и прибрежной акватории, а также к полной деградации исходных экосистем литоральной зоны морской акватории и прилегающего побережья. 

К сожалению, негативные архитектурно-градостроительные и экологические последствия урбанизации побережья Владивостока, как правило, рассматриваются вне их взаимосвязи. Предлагаемые проекты реновации городского побережья и акватории рассматривают и решают или только архитектурно-градостроительный аспект проблемы (реализованная Набережная Цесаревича, проект реновации побережья центральной части Владивостока, разработанный компанией NikkenSekkei[18]), или экологические составляющие (разработанная Инженерной школой ДВФУ программа очистки акватории бухты Золотой рог [12]). Тогда как в мировой градостроительной практике реновации прибрежных территорий с начала XXI в. преобладает комплексный подход.

полный текст статьи "Вестник Инженерной школы ДВФУ"  https://www.dvfu.ru/upload/medialibrary/e81/2020-4...

9f2d966965b3c84750f8efdfc010a8c2.jpg

Обложка и видовые кадры реновации береговой линии завода "Восточная верфь" - Софья Туценко, ВКР бакалавра архитектуры

Устойчивое развитие Владивостока https://www.forma.spb.ru/archiblog/2020/11/07/arh... pdf 61 стр. текст и иллюстрации  https://yadi.sk/i/WE9A-6z6U-JBlQ

П.А. Казанцев, А.М. Смеловская, В.Е. Кутенков - Береговая линия Владивостока как объект архитектурно-экологической реновации. ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2020. № 4(45). - с. 154-167.DOI: http://www.dx.doi.org/10.24866/2227-6858/2020-4-15

PS. Статья о том, что не станут живыми городские бухты Владивостока, пока их окружает "мертвый" город (по крайней мере, мы много делаем для того, чтобы он таким стал). Но прежде всего о том, что может и должен в этой ситуации сделать зодчий. И о том, что освобождая побережье от прома, прежде всего необходимо рассматривать берег и литоральную зону морской акватории, как единую экосистему. Но пока в отечественном практическом градостроительстве такой подход выглядит как утопия

fe622b99a116adf87509d4130e260bbb.jpg

Комментарии