Разговоров по теме много и на всех уровнях власти, но вот действенных мер нет, как и нет результатов. Что это? Неспособность решать или простое непонимание задачи? Может власть надеется на чудотворные возможности рынка? Пока одни вопросы! Мы живём в открытом мире и видим, как живут соседи, как решается этот вопрос в других странах и понимаем, что имея определённый потенциал, мы вправе рассчитывать на соответствующие условия проживания. Есть и статья в Конституции, по которой мы вправе надеяться на это. В развитых странах эта проблема решена, так или иначе можно заимствовать рецепты и способы достижения цели. Но мы Россия и проторенными дорогами не ходим.
Однако у нас есть существенные отличия от остального мира:
- Российский климат предъявляет свои требования к жилью;
- Основной жилой фонд не обладает современными качественными характеристиками;
- Более 86% жилья в собственности жильцов, которые не всегда состоятельны;
- Более 90% жилья не имеют энергосберегающих характеристик;
- Городское хозяйство ЖКХ изношено и требует капитального ремонта;
- Строительная отрасль в регионах развалена;
- Менталитет народа воспринимает только фундаментальные строения из кирпича и бетона, дорогие по строительству и эксплуатации;
- Предлагаемые финансовые инструменты для поднятия платёжеспособности населения из набора лисы Алисы и кота Базилио;
- Схемы социальной помощи сложны и кишат лабиринтами с тупиками;
- У нас огромное количество земли, но для строительства жилья её нет!
Можно продолжать, но смысла нет, так ничего нового не добавилось, весь этот набор давно известен и сохраняется многие годы. Может решать не проблему жилья в целом, а разобрать по отдельным вопросам и пройтись по ответственным за их решение? Да и сама идея, свободного рынка, как единственного метода решения жилищной проблемы, уже давно была отвергнута мировой практикой, в том числе, и в самой цитадели капитализма, в Соединенных Штатах.
Резкое сокращение государственного участия в жилищном строительстве стало огромным подарком для строительных подрядчиков, которые получили возможность извлекать дополнительную прибыль за счет естественного роста цен при высоком спросе и весьма ограниченном предложении жилья на рынке. Безудержному росту цен на жилье был дан "зеленый свет". Таким образом, нынешний острый дефицит жилья в России был создан государством искусственно, и ответственность за это лежит на правительстве.
Приватизация жилья и передача его несостоятельному собственнику усугубило ситуацию, а стремительный рост тарифов на энергетику подвёл вопрос к границе между жизнью и смертью.
В современном мире на защите основных прав человека, включая и его право на жилье, стоят авторитетные международные организации, прежде всего ООН. Во Всеобщей Декларации Прав Человека и Гражданина, принятой ООН еще в 1948 году, говорится: "Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". Иными словами, ООН считает право на жилье одним из основных жизненно важных прав человека. Кто же должен обеспечивать реализацию этих прав?
2006 году Европейская Экономическая Комиссия ООН, разработала документ, который называется "Рекомендации по социальному жилью". В нем она сформулировала обязанности государства в обеспечении своего населения жильем: "Основная задача жилищной политики государства,- говорится в документе, - состоит в обеспечении всего населения страны адекватно оборудованными жилыми помещениями приемлемого размера, нормального качества, по разумной стоимости и в нормально функционирующей окружающей среде".
Несмотря на расплывчатый характер данной формулировки, из нее можно извлечь очень важный для нашей проблемы момент. А именно, она отводит государству основную роль в решении жилищной проблемы, а, следовательно, возлагает на него и главную ответственность "за обеспечение всего населения страны адекватно оборудованными жилыми помещениями...".
Появилась тема малоэтажного строительства, её заявили и преподнесли как панацею, но это процесс не простой и его надо опять стимулировать и продвигать. Очевидно, что наши просторы более подходят под такой формат жилья, но ожидаемая дешевизна эфемерна. Строить надо 70-80 млн. м2 малоэтажного жилья в год и по всей России, а где взять участки для застройки, обеспеченные инфраструктурой? Дороги, коммуникации и т.д.
Пока малоэтажка создавалась «самостроем» на собственный деньги застройщика. Если надеяться на это, то рост объёмов строительства будет небольшим. Профессиональные строители пока обходят стороной этот бизнес, так как заработать на нём сложно. В регионах обстановка не лучше, индустрии нет, а строительство жилья, временными бригадами, не обеспечивает качества, энергоэффективности и стоит дорого. Если взять регламенты и правила, то и здесь порядка мало, так как даже понятие «индивидуальное жилищное строительство» трактуется по-разному и почему-то блокированная застройка, на двух хозяев, наиболее экономичная и часто практикующаяся на селе, выпала из этого списка.
Архитекторам в районах предоставлен многовариантный выбор взаимоисключающих правил, как говорится «что хочу, то и ворочу». Так что нужна предварительная огромная работа, по организации процесса строительства малоэтажного жилья. Нужна система взаимоотношений Государства, местных властей, бизнеса и народа, нуждающегося в современном, комфортном жилье.
- Необходимо определить приоритет малоэтажного строительства в регионах и ограничить строительство многоэтажного жилья.
- Обеспечить выделение земельных участков для комплексной застройки малоэтажным жильём в объёмах, на уровне планового строительства и обеспечить их коммуникациями и дорогами.
- Нужно стимулировать создание индустрии малоэтажного строительства на базе технологии, позволяющей выпускать домокомплекты повышенной заводской готовности, обладающих основными качественными характеристиками: цена, прочность, энергоэффективность, экологичность, скорость и экономичность строительства и эксплуатации.
- Необходимо создать возможности компактной, комплексной малоэтажной застройки, обеспеченной инфраструктурой, для переселения части жителей из мегаполисов, обеспечив их комфортное проживание и возможности работать и зарабатывать.
- Создать информационное просвещение населения о качественных характеристиках жилья заводской готовности, их энергоэффективности, экономичности, экологии и т.д.
- Привести в порядок регламентирующие документы по малоэтажному строительству, по порядку выделения земельных участков под застройку, разрешения на строительство и сдачу в эксплуатацию, а так же необходим контроль за качеством такого строительства.
- Усилить позиции Жилищных накопительных кооперативов в зонах малоэтажного строительства, как наиболее устойчивого финансового инструмента, с обязательной Государственной поддержкой по образу и подобию строительных сберегательных касс стран Европы. Скорректировать законодательство по ЖНК и конкретно ФЗ - № 215 в части Государственной поддержки кооперативов, участие их в социальных программах и тарифах за предоставляемые Государственные услуги на платной основе.
- Обязать местные власти регионов России ввести планирование строительства малоэтажного жилья заводской готовности и отчитываться за ввод в эксплуатацию этого жилья, с конкретными качественными характеристиками.
- Бизнес и рынок в этой области пока не эффективны, нужно Государственное участие и не фрагментарно, а на уровне политики с законами и экономическим стимулированием. Государственно – частное партнёрство могло бы стать основой, для создания структуры организующей и отвечающей за этот процесс.
Уровень проблемы определяет и меры для её решения. Слишком много сконцентрировано сегодня на вопросе жилья, ЖКХ, тарифов и трактовки причин, все они разные и разные рецепты решения, но ясно одно, что затягивать процесс нельзя. Потенциал народа и каждого члена общества зависит от многих факторов, но главный из них это быт гражданина и его семьи, вот об организации достойного жилья и надо сегодня заботиться, а завтра уже может быть поздно.
Комментарии (0)