Проблема нехватки жилья вызвана, прежде всего, несоответствием доходов граждан России и стоимостью жилья. Разрыв очевидный - законопослушный гражданин, имеющий образование, работающий, регулярно получающий заработную плату, не сможет собрать необходимую сумму и за многие годы усердного накопления.
Методика расчётов коэффициентов доступности жилья в России не совершенна и не отражает действительного положения. Большое значение имеют и региональные особенности. Как правило, граждане, имеющие стабильные и большие заработки, могут воспользоваться и ипотечным кредитом, а не имеющие такой возможности, остаются без вариантов решения проблемы жилья. К такой категории граждан относятся жители регионов, небольших городов и жители сельских территорий. Государство сосредоточило своё внимание на ипотечном кредитовании, как инструменте помощи для нуждающихся в жилье граждан, а что делать остальным, не имеющим такой возможности?
На таких территориях положение дел усугубляется развалом местной стройиндустрии, ветхостью жилого фонда и резким увеличением платы на его содержание, за счет роста энерготарифов. Именно это население должно получить особое внимание власти в виде альтернативных инструментов финансовой поддержки, создания индустрии строительства малоэтажного жилья, нового поколения, основанной на инновационных решениях. Жильё должно строиться энергоэффективным, экологичным, современным и иметь доступную стоимость. Однако одним снижением цен не обойтись, так как не должно страдать качество, возводимого жилья, да и на фоне инфляции такое снижение эффективным не будет. Значит надо обратить особое внимание на финансовую сторону проблемы. Тем более, что такой финансовый инструмент существует.
В странах Европы это Строительные Сберегательные Кассы (ССК), в России это Жилищные Накопительные Кооперативы (ЖНК), работающие по Федеральному Закону ФЗ - № 215 от 1 апреля 2005 года. Пока эффективность работы этих институтов не высока и этому есть ряд объяснений. Прежде всего, первые ЖНК были малочисленными, создавались в крупных городах, часто все активы вкладывали в долевое строительство, чем вызывали скандалы и споры в кооперативах. Законодатель, при формировании закона, допустил ряд неточностей, системных ошибок и не учёл сложившиеся разночтения тарификации услуг Госорганов. Всё это привело проблемам в развитии ЖНК, хотя есть ряд хорошо работающих кооперативов. Как правило, успешные ЖНК работают в регионах, где они пользуются поддержкой местных администраций, охватывают большие территории, имею большую численность кооператоров. Стабильность работы им обеспечивают Договора о сотрудничестве с местными строительными предприятиями, которые соглашаются проводить пересчёт вносимых денежных сумм в квадратные метры, по текущим ценам, сохраняя их потенциал, уберегая их от инфляции. Результаты успешно работающих кооперативов, говорят об их эффективности. Учитывая, что в регионах и на сельских территория, нет других вариантов решения проблемы жилья, стоимость получаемой денежной помощи рекордно низка, удобна и доступна для всех категорий граждан, такой вариант нуждается во внимании и применении. Учитывая, что ЖНК является некоммерческой организацией социальной направленности, необходимо установить соответствующие отношения с местными администрациями.
Предлагается формировать ЖНК по территориальному принципу, с созданием наблюдательного совета, куда обязательно должны входить члены регионального правительства и представители законодательных органов. Сама, вновь создаваемая или реконструируемая структура, должна получать название ЖНК региона. Для организации финансовой работы ЖНК, учитывая перспективный финансовый потенциал, необходимо создание Некоммерческого Народного Накопительного Банка РФ!
Соответственно, в каждом регионе РФ, при создании регионального ЖНК, должен быть организована работа, регионального отделения НННБ РФ. Все программы социальной поддержки должны проходить с участием накопительного банка, система работы, которого легко контролируется и не допускает злоупотреблений с бюджетными средствами. Сам закон о ЖНК нуждается в определённой доработке, которую легко могут инициировать власти регионов. Через НННБ легко будет финансировать различные социальные программы, где выделяемые деньги, будут тратиться на конкретные квадратные метры жилья, с конкретным адресным получателем.
Банк легко будет отслеживать соблюдение ЖНК обязательных финансовых показателей, характеризующих их деятельность. Необходимо организовать кредитные линии от Центрального Банка РФ в НННБ РФ, минуя коммерческие банки, что значительно снизит их стоимость, но при этом они будут хорошим стимулятором для финансирования строительной отрасли в регионах и на сельских территориях, что окажет положительный результат на экономику регионов, будет стимулировать рост малого и среднего бизнеса. Всё это, решающим образом, скажется на социальном климате, позволит снизить миграцию населения из регионов в крупные города.
Развитие региональных ЖНК, создание благоприятного, экономического климата в регионах, позволит уйти от «серых» и «чёрных» схем финансирования строительства жилья в регионах, а это миллиарды неучтённых платежей работы «диких» строительных бригад. Они, как правило, работают без Договоров, без гарантий, где все расчёты ведутся в наличной форме. Сегодня в РФ строится более 40 млн. м2 малоэтажного жилья и большая часть построенного, выполнена без Договоров, с оплатой наличными, а это уже цифры стратегического значения.
По планам Минстроя РФ, объёмы строительства жилья должны прирастать «малоэтажкой», как минимум на 20-30 млн.м2 жилья в год! Так что программа развития деятельности ЖНК, это уже не просто социальный проект, а проект большого экономического содержания. Важен фактор наличия территории перспективной застройки, который будет стимулировать участников ЖНК на принятие решений по месту жительства, по перспективе развития их жизни и будущего детей.
Необходимо законодательно, закрепить обязанность властей регионов по бесплатному выделению земельных участков под перспективную застройку для ЖНК, в соответствии с программами строительства жилья. Должны быть определены сроки и бюджеты для их развития. Это должны быть площади для строительства 500 домов и более, что позволит создать перспективу по созданию инфраструктуры в поселениях, обеспечению их современными благами цивилизации.
Само строительство малоэтажного жилья, должно быть переведено в заводской цех, нужна новая, современная индустрия, которая обеспечит строительство современного, энергоэффективного, экологичного жилья, по доступной цене.
Не будем считать социальный эффект при решении жилищной проблемы – он огромный, а вот экономика получит системную и большую подпитку в регионах, что не менее важно в современной экономической ситуации. Много говорится о мультипликативном эффекте вложения средств в строительную отрасль, величина которого зависит от многих параметров и в том числе, от оборота капитала.
Мультипликативный эффект можно и нужно анализировать, и есть пути его резкого повышения – специалисты говорят о коэффициенте 12-15 при сегодняшнем 2,4 и обороте капитала 172 дня. Большое значение, при этом, имеет объём потребляемой отраслью импортной продукции и чем меньше её доля, тем выше эффект. Все это должно учитываться при формировании отраслевой политики. Тем более странно наблюдать, когда первые лица Минстроя с воодушевлением воспринимают экспансию иностранной продукции на рынке России.
Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) впервые было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Рузвельта, он отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и т.д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения.
Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта. Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объема производства и национального дохода от изменения инвестиций. Было доказано, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости.
Эффект мультипликатора ощущается не в любой экономике, а только в той, где имеется незанятая рабочая сила и неиспользуемые производственные мощности. Только в этом случае становится возможным «дешевое» наращивание объема производства за счет незначительных дополнительных инвестиций, как пример можно рассматривать сегодняшнюю ситуацию в России.
Изменение уровня издержек в анализируемом виде деятельности не может не сказаться на результатах расчета мультипликативного эффекта. При этом, положительное влияние повышения эффективности производства, непосредственным образом влияет на величину издержек, прибыль и доступный финансовый ресурс, хотя снижение уровня затрат и приводит к уменьшению мультипликатора. Таким образом, если формально мультипликатор уменьшается, мультипликативный эффект все же может расти – за счет большего роста инвестиций и объемов производства.
Достаточно простые истины, но их надо применять, их надо учитывать. При этом поражает скудность предложенных вариантов, которым Государство уделяет внимание - ипотека и строительство жилья многоквартирного формата. Полученный ипотечный кредит сегодня, не обеспечивает благополучие на всю жизнь, его ещё надо обслужить. Это не вариант для людей, имеющих даже средний уровень доходов. Сетуем на высокую стоимость жилья, но не предпринимаем системных мер по её снижению. Азбука жанра, но снижение цены, без потерь качества жилья заложена в поточном, заводском исполнении типовых фрагментов зданий.
Комментарии (0)