От проектирования до сноса. Как технологии информационного моделирования BIM помогают демонтажной индустрии

Подпишитесь на канал

За последние четверть века технологии сноса и демонтажа кардинально изменились. О новых подходах и применении BIM в этом сегменте шла речь на втором Международном демонтажном форуме – Russian Demolition Forum 2021 (сокращенно – RDF), который состоялся 7 сентября 2021 года, при поддержке Национальной Ассоциации Демонтажных Организаций (НАДО), Университета Минстроя НИИСФ РААСН, Европейской демонтажной ассоциации (EDA), Национального объединения производителей строительных материалов изделий и конструкций (НОПСМ) и Национальной ассоциации арендодателей строительной техники (НААСТ).

fce18d49f7399c4bb869303bb17caeaa.jpg

Особенность форума RDF в том, что это уникальное профессиональное мероприятие в России для специалистов демонтажной индустрии и обращения с отходами от сноса зданий и сооружений. Представители ведущих компаний отрасли из России, Европы, США, Саудовской Аравии, Бразилии, ЮАР и Индии выступили с докладами, поделились своим опытом и подняли важные проблемы развития индустрии сноса объектов капитального строительства, а также переработки и рециклинга образующихся при этом отходов. 

В рамках форума состоялась церемония награждения RDF-2021, на которой были отмечены подрядные организации и производители техники, показавшие свое превосходство и лучшие практики, по мнению международной судейской коллегией экспертов и лидеров отрасли.

«В России индустрия сноса зданий долгое время несправедливо считалась второстепенной, отдавая первенство строительной отрасли. Однако демонтаж – это отдельная, самостоятельная бизнес-индустрия, и ее проблематика для страны становится все более актуальной», – отметил с своем приветственном слове организатор RDF, управляющий Ассоциации НАДО Артем Кондратьев

По его словам, у каждого сегмента промышленности, как правило, существует свое профессиональное сообщество – платформа для деловых переговоров, обсуждения и решения отраслевых проблем. Это признак зрелости единомышленников и цельности бизнес-сообщества. Не является исключением и Россия, где профессиональной площадкой для индустрии сноса стала Национальная ассоциация демонтажных организаций (НАДО), а местом для делового общения специалистов – первый Международный демонтажный форум России состоявшийся в 2020 году. 

«Это начало пути ухода от «пиратства» в сторону осознанного, уверенного движения для защиты интересов членов Ассоциации с четко выраженной, очерченной структурой, имеющей не только экономические, но социально-значимые цели и задачи, которые соответствуют государственным интересам, потому что они направлены на создание более безопасной и экологичной отрасли в нашей стране», – подчеркнул Артем Кондратьев.

Передовые практики

Значительные возможности развития технологий для демонтажа предоставляют технологии информационного моделирования (ТИМ). Как напомнил ведущий научный сотрудник Университета Минстроя, начальник управления организации экспериментального проектирования и строительства ГБУ «Мосстройразвитие» Алексей Чиков, в 2019 году понятие информационной модели впервые было введено в Градостроительный кодекс РФ. С этого времени строительная отрасль официально начала переход от плоских чертежей и «двухмерного» проектирования к компьютерным информационным «трехмерным» моделям зданий, сооружений и территорий. 

928fd8627dcd73b1be02f866cff4d1cf.jpg

Проектирование с использованием CAD и BIM программ объектов капитального строительства ведется уже более 30 лет, но создание законодательной и нормативно-технической базы для их использования создается в наши дни. С января 2022 года формирование и ведение информационной модели объекта становится обязательным для заказчика, застройщика, технического заказчика и эксплуатирующей организации для всех объектов, которые строятся за счет бюджетных средств. В дальнейшем, как предполагается, применение ТИМ станет необходимым для реализации всех проектов.

Алексей Чиков подробно рассказал о преимуществах, которые может дать переход на повсеместное применение современных цифровых технологий для управления жизненным циклом строительных объектов, начиная от проектирования и строительства, заканчивая эксплуатацией и сносом. 

«Считается, что снос – это завершающий этап жизненного цикла. Однако в Москве сложилась практика, при которой снос и подготовка территории становятся не завершающим, а начальным этапом жизненного цикла, – рассказал эксперт. – Такой подход оправдан потому, что например, по программе Реновации предусматривается снос более полутора тысяч морально устаревших и ветхих пятиэтажек первого индустриального периода строительства, на месте которых будут возведены новые современные жилые здания». 

Другая значимая тенденция – освоение промзон. «Принципиально важно, что на всех этих проектах технология демонтажа выступает в начале, а не в конце инвестиционно-строительного цикла, – пояснил Алексей Чиков. – Ведь требования, которые закладываются для объектов нового строительства, в том числе формируются с учетом подготовки территории и возможности демонтажных организаций».

Поскольку власти заявляют о намерении реализовать эти масштабные проекты по современным стандартам, неизбежно возникает проблема вторичного использования строительного мусора, который образуется после сноса жилья и объектов промышленного назначения. Поэтому еще одной важной задачей для столичного стройкомплекса является разработка и внедрение новых прогрессивных подходов и стандартов, которые впоследствии могли бы использоваться в других российских регионах. 

Первые шаги в этом направлении уже сделаны – в Москве и Московской области в 2020 году были приняты нормативные акты, согласно которым все отходы и все способы их утилизации должны быть представлены в цифровых информационных системах.

Фокус внимания – нормативная база

Общие требования к организации работ по сносу или демонтажу зданий, строений и сооружений объектов капитального строительства присутствуют в качестве самостоятельного раздела в постановлении Правительства России от 16 февраля 2008 года № 87«О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию». Национальное объединение строителей в 2011 году разработало стандарт СТО НОСТРОЙ 2.33.53-2011 «Организация строительного производства. Снос (демонтаж) зданий и сооружений». В 2018 году в Градкодексе РФ появилась глава 6.4 «Снос объектов капитального строительства». Там введено понятие лица, осуществляющего снос объекта, и требование о выполнении этих работ только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства.

8168dde376d5551bf858410b2cfe5e9c.jpg

В настоящее время необходимо совершенствовать нормативную базу для применения ТИМ в демонтажах работах.

Что это значит в отношении этапа сноса? «Все те же документы, плюс графическая часть проекта организации работы в виде информационной модели, – прокомментировал Алексей Чиков. – Фактически это означает, что мы перестанем чертить на бумаге, и вся документация будет разрабатываться в электронном виде и загружаться в государственные информационные системы. Формируется базовый набор требований, по которым цифровая модель объекта на соответствующем этапе его жизненного цикла должна создаваться», – добавил эксперт.

Взгляд в будущее

Специфика реализации любого инвестиционно-строительного проекта заключается в том, что ни один из его этапов не является самостоятельным. «BIM позволяет управлять строительными процессами на всех стадиях, не ограничиваясь этапом сдачи объекта в эксплуатацию или его сносом в будущем, – продолжает Алексей Чиков. – Но здесь возникает серьезная техническая проблема преемственности данных в течение всего жизненного цикла объекта капитального строительства. 

Зачастую проектировщику или инженеру, разрабатывающему проект демонтажа, бывает очень полезна информация, которая создана в 90-е – 2000-е годы, но извлечь и ее из устаревших носителей не представляется возможным». Тем не менее он считает хорошей практику крупных компаний, которые системно подходят к решению этой проблемы и стабильно поддерживают созданные информационные модели на всех стадиях жизненного цикла и обеспечивают их администрирование на этапе эксплуатации.

Что же делать с теми объектами, которые подлежат сносу, но у которых нет информационных моделей? «Все определяется целесообразностью, – отвечает эксперт. – На практике распространены два подхода. Первый подход: подрядчик заходит на «простой» объект, разрабатывает формальный, не детализированный проект демонтажа и начинает работы. Все вопросы и проблемы решаются на стройплощадке. Информационную модель в этом случае не создают, потому что это увеличивает сроки и экономически невыгодно. 

Другой подход применяется на сложных и опасных объектах, где требуется не просто разобрать здание или производственный комплекс, а применить специальную технику, осуществить защитные мероприятия. В этом случае выгоднее получить полную картину технического состояния сооружения. И тогда на помощь приходят современные технологии обследования и паспортизации здания, например, построение его объема по результатам лазерного сканирования. Объект и прилегающие к нему сооружения оцифровываются в виде облака точек, с которым проектировщик может работать, даже не находясь физически в аварийном здании. 

Помочь в обследованиях методом фотограмметрии может фотосъемка объекта с беспилотников и с дистанционно управляемых камер. Все это позволяет быстро и качественно воспроизвести в информационной модели структуру здания и разработать схему демонтажах работ».

Пока на сегодня в России невозможно полностью реализовать проект в ТИМ (BIM) на всех этапах от проектирования до сноса, но можно сделать проект с элементами ТИМ (BIM). Экспертное сообщество в лице Университета Минстроя предлагает отработать «теоретические» гипотезы о применении ТИМ на «пилотных» проектах, чтобы апробировать все нововведения и оценить их реальный положительный эффект. 

«ТИМ (BIM)-технологии для строительной отрасли незаменимы, но основной эффект от комплексного перехода на «цифровые» технологии в управлении строительными проектами на бюджетных объектах мы ощутим в перспективе 10-15 лет, с выходом построенных объектов на эксплуатацию. Сейчас можно применять элементы ТИМ (BIM) для удобства и повышения качества и скорости проектирования, что особо актуально для реализации крупных инфраструктурных проектов. И в этом значительную роль играют компетенции Заказчика», – резюмирует Алексей Чиков.

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!