Ценообразование в строительстве: ТЕРы, ФЕРы и «несостоявшиеся закупки»

Подпишитесь на канал

Территориальные единичные расценки (ТЕР),  Федеральные единичные расценки (ФЕР)

Резкий скачок цен на металлы в конце прошлого года, потянувший за собой рост стоимости других строительных материалов, в 2021 году вверг строительную отрасль в панику. Но если коммерческие структуры могли играть ценой квадратного метра, договариваться с банками и поставщиками, то подрядчикам, исполняющим госзаказы, пришлось действительно несладко.

17f7b3089e9bd7084701192cdcb97525.jpg

Госконтракты на грани срыва

Большинство из них было вынуждено бессильно наблюдать за тем, как их выручка тает, а кое-кто вообще остановил деятельность, так как оказалось, что стоять дешевле, чем работать. С начала года все исполнители таких контрактов с надеждой смотрели в сторону Правительства и Минстроя РФ, которым необходимо было что-то предпринять, чтобы не сорвать строительство федеральных, региональных и муниципальных объектов.

И только в начале августа Правительство издало Постановление № 1315, которое повлияло на контракты, заключенные по Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Минстрой РФ отреагировал изданием приказа № 500/пр, который внес изменения в методику составления сметы контрактов в сторону их увеличения.

Обо всех перипетиях, связанных с нововведениями, с которыми столкнулись различные стейкхолдеры процесса государственных и муниципальных закупок, шла речь на проведенном недавно круглом столе «Ценообразование в строительстве», который организовало Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ). А загвоздок, не до конца урегулированных вопросов и, как говорили участники мероприятия, «развилок» оказалось настолько много, что пока подрядчики госзакупок спокойными себя чувствовать никак не могут.

Из-за чего сыр-бор

«Стоимость металла с IV квартала 2020 года в 35–40 тыс. за тонну увеличилась к настоящему времени более чем в 2 раза, — рассказал директор Департамента ценообразования в строительстве НОСТРОЙ Павел Малахов. — В последние месяцы мы наблюдаем тенденцию к ее снижению, но, по прогнозам производителей, к прежней цене металл никогда не вернется».

По его словам, следом в рост пошла полимерная продукция, древесина, химия. По данным начальника департамента строительства и архитектуры Ивановской области Александра Батурина, за первые три квартала 2021 года кирпич вырос в цене на 50 %, оконное стекло — на 30 %, битумная продукция — на 50 %.

В результате все строители с периодичностью два раза в неделю стали получать письма от поставщиков с изменением цены на еще не авансированные контракты по поставке. Как это повлияло на конечную цену контракта?

«Строители физкультурно-оздоровительного комплекса из реестра типовых проектов Минстроя России в Иркутской области посчитали удельный вес металла в стоимости строительства, — рассказал Павел Малахов. — Получилось 14 %, и при увеличении цены металла только на 50% контракт должен увеличиться на 7 %. При этом сметная прибыль у компании на этом проекте — 6 %, то есть она оказывалась в убытке».

И таких контрактов со сроком действия от одного года, находящихся в стадии исполнения, по стране несколько десятков тысяч, их общая стоимость — 6 трлн руб. А еще есть контракты со сроком до года на сумму около 700 млрд руб., на которые пока вообще не обратили внимание. Также без внимания пока остаются подрядчики, выполняющие капитальный ремонт зданий. Здесь в работе 38 тыс. контрактов на сумму 349 млрд руб. Как манны небесной подрядчики капремонтов ждут изменений в Постановление Правительства № 615.

Самые неприятные данные озвучил представитель площадки «РТС-тендер» Виктор Баранов. Сотрудники площадки посчитали так называемые несостоявшиеся закупки этого года, то есть те торги по государственным и муниципальным контрактам, на которых не заявилось ни одного участника.

«Самая сложная ситуация — в закупках по капитальному ремонту, — подчеркнул Виктор Баранов. — Год стартовал с 42,5 % несостоявшихся закупок, а на июль мы имеем 64,5 %. В переводе на русский язык 6,5 закупки из 10 отправляются в корзину».

В связи с введением в действие постановления № 1315 ситуация с госзакупками в строительстве по законам № 44-ФЗ и 223-ФЗ чуть лучше, но все равно кривая несостоявшихся закупок неумолимо ползет вверх.

«Во всех проектных областях, которые мы исследовали, видны всплески закупок в апреле — мае, когда, по сути, начался строительный сезон и основная контрактация, — продолжает Баранов. — Подрядные организации начали выходить на объекты и столкнулись с ростом цен. А в летний период закупки стали снижаться».

По его словам, исходя из данной информации, выводов напрашивается два. Первый: сложившаяся ситуация — это не процессуальные проблемы, не проблемы законодательства, а проблемы рынка. Рынок отражается на всех проектных областях, влияет на историю вовлечения подрядной среды в закупки по всему периметру. Второй вывод: к сожалению, на сегодня стабилизации ситуации и снижения доли несостоявшихся торгов в обозримом будущем не видно.

e2caa22ec7d5277480fa7351582c2a8a.jpg

Что сделано властью

«Первое, что мы получили, — это разъяснение о возможности изменения цены контракта в рамках п. 8 ч. 1 ст. 95 закона № 44-ФЗ, — рассказывает о принятых новеллах Павел Малахов. — Если раньше изменение цены контракта трактовали как предпринимательские риски, то теперь считают, что законодатель изначально закладывал в статью возможность изменения цены контракта выше инфляционного уровня. В развитие этой темы было принято Постановление № 1315».

По нему утверждена возможность изменения цены контракта не более чем на 30 % в пределах лимитов бюджетных обязательств. Данное постановление распространяется на контракты по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия и которые заключены в соответствии с законом № 44-ФЗ для обеспечения федеральных нужд.

Что касается методики составления сметы контрактов, согласно приказу Минстроя № 500/пр она регулирует случаи увеличения цены контракта до 30 % в связи со значительным ростом цен на строительные материалы. Методика делит контракты на три уровня: до 30 млн руб., от 30 до 100 млн руб. и свыше 100 млн руб. В рамках контрактов до 30 млн руб. проводится конъюнктурный анализ материалов, которые подорожали, и решение о повышении цены контракта принимается заказчиком самостоятельно.

«По контрактам от 30 млн и выше необходимо произвести всю сметную стоимость невыполненных работ в текущий уровень цен через индексы, которые выпускаются ежеквартально для всех регионов Минстроем России, — продолжает Малахов. — Здесь важным аспектом является качество этого индекса, чтобы изменения цены и рост стоимости материалов были учтены в субъектах РФ. При контрактах свыше 100 млн руб. требуется проведение повторной экспертизы расчета, который готовит заказчик вместе с подрядчиком».

Как бы то ни было, уже сейчас ясно, что Постановление № 1315 надо дорабатывать.

«Мы подготовили проект изменений, который предусматривает два ключевых момента, — поделился планами заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко. — Первый — возможность увеличения цены контракта на работы, которые выполнялись с 1 января 2021 года. Второй — мы увеличили количество заказчиков-ФОИВов. Раньше их было 39, мы добавили туда силовые структуры».

По его словам, министерство постоянно мониторит ситуацию с выпуском региональных актов в соответствии с постановлением. На текущий момент 29 таких актов уже готовы, 17 находятся в высокой степени готовности, 37 — в работе. Оставшиеся субъекты либо считают, что пока им не надо повышать цены, либо отказались от создания акта и идут путем прямого изменения каждого контракта. «Сейчас есть возможность доработать и внести изменения в Постановление № 1315, которые позволяли бы эти процедуры улучшить, если они работают плохо», — уверен Сергей Музыченко.

Замминистра отметил еще две проблемы. Постановление № 1315 не затрагивает контракты со сроком действия до года. Этот вопрос новым составом ГД будет рассматриваться в первую очередь, как один из важнейших. Также подготовлены необходимые изменения в Постановление № 615 по капремонту. Проект прошел все процедуры согласования и будет внесен на рассмотрение Правительства в ближайшие дни.

43a43397a3934c2a77b7deab66741963.jpg

Задача: устранить «развилки»

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков остановился на работе, которую объединение проводит совместно с Минстроем и которая касается практики применения постановления № 1315 и приказа № 500/пр.

«Хотя некоторые субъекты Федерации уже приняли свои подзаконные акты, анализ этих документов говорит о том, что большая часть из них очень похожи друг на друга, не учитывают региональной специфики и написаны без учета имеющейся практики, — подчеркнул Антон Глушков. — Поэтому «развилок» в применении возникает достаточно много».

Одна из них — муниципальные заказы. Формально для корректировки цены контракта им достаточно распоряжения Главы, но оно должно либо базироваться на внутреннем локальном нормативном акте, который принимает муниципалитет, либо отсылать к документу, который принимает субъект, а его может и не быть.

Довольно большое количество объектов в РФ строится по принципу софинансирования, когда в проекте участвуют бюджеты разных уровней, причем заказчиками, как правило, выступают органы местного самоуправления. До последнего момента этот вопрос не был урегулирован.

«Мы решили, что данный момент в методике учтен, и им надо учиться пользоваться, кроме того, под это появились федеральные средства, — уверен Глушков. — Но схема их распределения достаточно сложная».

Есть и другие проблемы. По словам Александра Батурина, при пересчете согласно методике по индексам к общей стоимости строительно-монтажных работ итог, который получили в Ивановской области, строителей не устраивает. Необходим переход на расчет индекса по элементам затрат.

«Мы уже подписали соответствующее письмо губернатора, — подчеркнул Батурин. — Просьба Минстрою и Главгосэкспертизе услышать наши предложения и в кратчайшие сроки пересчитать данные индексы. Думаю, что эта проблематика касается всех регионов».

По мнению Антона Глушкова, помимо перехода на элементы затрат часть субъектов столкнулись с проблемой, что прежде расчет производился в территориальных единичных расценках (ТЕРах). В конце 2020 года ТЕРы отменили, и сегодня все расчеты производятся исключительно в ФЕРах (федеральных единичных расценках). И не всем понятно, каким образом переводить ТЕРы в ФЕРы и переделывать весь сметный расчет.

«В Красноярском крае, например, ТЕРы во II квартале 2020 года оказались выше, чем ФЕРы II квартала 2021 года, — рассказал Антон Глушков. — В этой связи ситуацию переводного коэффициента для объектов, которые были отторгованы в ТЕРах, тоже нужно регулировать».

В ходе мероприятия о своих проблемах докладывали представители региональной власти, Главгосэкспертизы, Фонда капитального ремонта, подрядных организаций. И у всех есть те или иные проблемы, связанные с Постановлением № 1315. Антон Глушков и Сергей Музыченко призвали собравшихся разбирать частные случаи в рамках Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС), а общие обещали рассмотреть на серии ВКС-совещаний.

Другого варианта нет

Увы, факты говорят о том, что желающих участвовать в государственном заказе все меньше и меньше. При этом рыночный спрос оттесняет государственный заказ, малый и средний бизнес уходит работать к частному заказчику, где ценообразование рассчитывается договорным способом. Бюджет в этом смысле отстает, и это повод для власти задуматься.

Но изменения в контрактной системе — не такой простой вопрос, требующий постоянного изменения законодательства. «Давайте скажем честно, что каждый из нас мечтал об аналогах постановлений, которые были в 2008, 2015, 2016 годах, когда объекты пересчитывались одними переводными коэффициентами. Снималась ответственность с подрядной организации, с заказчика, и всем было удобно», — говорит Антон Глушков.

Но сегодня с учетом значительного увеличения бюджетных ассигнований в стройку бюджетных объектов стало значительно больше и объем бюджетной нагрузки на строительную отрасль вырос. Государство объективно не может воспользоваться прежними механизмами. Ведь даже принятие документа № 1315 решалось на уровне первых лиц государства при активном сопротивлении Минэкономики и Минфина.

«Да, неудобно. Да, очень много вопросов к нынешней методике, но это возможность помочь подрядным организациям, — резюмировал Антон Глушков. — Другого варианта нет, поэтому придется руководствоваться ею и пытаться, по крайней мере, не ухудшить свои финансовые показатели».

Семен Морон

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!