С 1 января будущего года начнется цифровой переход при исполнении государственных и муниципальных контрактов на строительство и капитальный ремонт, которые будут реализовываться только с помощью BIM. А всех участники этих процессов обяжут уметь работать с цифровыми информационными моделями (ЦИМ).
Об этом много говорили в Уфе в конце сентября в ходе пленарного заседания «Новая эпоха строительства: настоящее и будущее отрасли» Форума «Уралстройиндустрия-2021». При этом информация, которой делились спикеры мероприятия, важна не только и не столько застройщикам, сколько представителям органов власти, надзорных органов, экспертизы, которые, так или иначе, участвуют в обслуживании таких контрактов.
Количество организаций, которые подвергнутся цифровому переходу, по подсчетам Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), составляет более полумиллиона юридических лиц. А если к ним добавить персонал строительных организаций, который наделен правом подписи документов, подтверждающих соблюдение требований и технических регламентов, число участников электронного взаимодействия возрастет до миллиона.
Что в анамнезе?
Цифровизация строительной отрасли – это, конечно, давно не новость. О ней много говорят, но пока мало что делают. Достаточно сказать, что согласно исследованию НОСТРОЙ, лишь 20% организаций-участников указали, что используют технологии информационного моделирования (ТИМ) при осуществлении строительства.
Между тем, законодательная база для такого перехода есть и довольно проработанная. Цифровизация строительства находится на стыке двух нацпроектов: «Цифровая экономика», которую курирует Минцифры РФ и «Жилье и городская среда» Минстроя РФ.
В 2020 году вышло Постановление Правительства РФ №1416 «Об утверждении правил формирования введения классификатора строительной информации» (КСИ). Задача классификатора - идентифицировать всю информацию о строительном объекте. КСИ соответствует структуре международного стандарта ISO 12006, а при его разработке был учтен также и стандарт ISO 81346. В настоящий момент классификатор работает в пилотном режиме. Использование КСИ будет обязательным после введения xml-схем, которые утверждаются Минстроем РФ.
В этом же году появилось Постановление Правительства РФ №1431, которое описывает то, что входит в состав информационной модели и ТИМ. По словам начальника отдела технологий информационного моделирования ФАУ «ФЦС» Минстроя России Вадима Степанова, ТИМ состоят не только из самой BIM-модели, но и ряда документов: заключения экспертизы, разрешений на строительство, заключении о соответствии, договоры на поставку ресурсов. Также постановлением определяется большой список данных, куда входят численность рабочих, сроки выполнения работ, их объемы и сметные параметры.
Кроме того, в прошлом году Правительство РФ издало Постановление №1558 «О создании государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности РФ» (ГИСОГД). Она позволяет сократить процедуры согласования и получения разрешений на всю исходную документацию. Это сделано для того, чтобы время, затраченное на согласование инвестиционного проекта, значительно сократилось, что облегчило бы вхождение в бизнес новых компаний и увеличило общее количество проектов.
Наконец, в этом году вышло Постановление РФ № 331, согласно которому, со следующего года все госконтракты РФ на стадии проектирования, строительства, эксплуатации и сноса должны быть выполнены с использованием ТИМ.
«Для того чтобы эти постановления нормально работали, работа регуляторов над ними продолжается, - рассказал Вадим Степанов. – Например, коллеги разрабатывают семейство ГОСТов «Единая система информационного моделирования» (ЕСИМ). Также ведется процесс корректировки действующих норм и правил».
Во всех субъектах РФ проводится обучение на базе Университета Минстроя, а также на бесплатных курсах ДОМ. РФ. Кроме того, учиться можно в ФАУ Главгосэкспертиза. Скоро на сайте Минстроя будут размещены рекомендации по составу таких курсов.
«Минимальная потребность в обучении составляет около 18 тыс. человек, и мы надеемся, что в следующем году сможем его провести среди госзаказчиков, - отметил представитель ФАУ «ФЦС». - В этом году из-за сжатых сроков обучить можно лишь небольшую часть специалистов».
Также, по словам Степанова, активно развиваются отечественные решения по информационному моделированию: разработке и проверке моделей, интеграции со сметными системами. Список рекомендованного программного обеспечения (ПО) утвержден Минцифрой и Минстроем.
А что не так?
Однако какая бы работа ни велась, и как бы мало времени ни оставалось до начала 2022 года, пока ситуация с электронным взаимодействием выглядит не слишком радужной. По мнению директора департамента информационных технологий и анализа данных НОСТРОЙ Валерия Карпова, существует ряд рисков, которые могут поставить под угрозу выполнение заявленного цифрового перехода.
Во-первых, существует большое количество информационных систем, между которыми отсутствует какое-либо электронное взаимодействие. Это корпоративные системы заказчиков и застройщиков, реестры, государственные информационные системы органов власти. Подавляющее большинство современных платформ и ТИМ не интегрированы в ГИСОГД.
«Каждая организация создает свой личный кабинет, при этом у большинства участников рынка отсутствует доступ к таким системам и межведомственному взаимодействию, - уверен представитель НОСТРОЙ. - В России только ГИС, связанных со строительством, более двадцати. Они не умеют взаимодействовать между собой, обмениваться информацией. У большинства юридических лиц отсутствует к ним доступ, что не позволяет ГИСОГД стать единой цифровой площадкой строительной отрасли».
Второй важный риск заключается в неготовности органов власти принимать электронные документы и цифровые данные. Отсутствует законодательный порядок взаимодействия участников строительства в цифровой среде на все этапах жизненного цикла, не определены машиночитаемые форматы электронных документов.
Есть и риски, связанные с отсутствием компетенций и квалификации персонала, который будет осуществлять внедрение ТИМ. В цифровизации своей деятельности отстают поставщики стройматериалов и подрядные организации. Одной из причин низкого уровня мотивации является высокая стоимость программно-аппаратного обеспечения, а также риски неуспешного внедрения новых цифровых технологий.
В качестве решения НОСТРОЙ предлагает создание единой платформы - Реестра исполнительной документации (ЕИП НОСТРОЙ). Он будет предназначен для ведения и хранения документов по объектам строительства, доступ к которым должны иметь все госорганы, информационные системы подрядных организаций, заказчиков и СРО. По мнению Валерия Карпова, платформа должна будет обеспечить передачу ГИСОГД актуальных сведений, чтобы участники строительства имели в режиме онлайн доступ к актуальной информационной модели.
Также преодолеть риски и проблемы цифровой трансформации можно, создав единую цифровую среду строительной отрасли. Объединение предлагает такую интеграцию провести в рамках единого информационного пространства НОСТРОЙ. Важным шагом Карпов видит переход от простого ведения реестров к сервисным моделям взаимодействия.
«В первую очередь, необходимо сформировать цифровой профиль деловой репутации каждой генподрядной организации, - уверен директор департамента информационных технологий НОСТРОЙ. - Такой профиль будет включать в себя информацию о государственных и муниципальных строительных контрактах, сведения о специалистах, включенных в национальный реестр, наличие истории выявленных нарушений и так далее».
Следующим этапом развития может также стать создание на базе национального реестра специалистов и других внешних систем специализированного кадрового ресурса в области строительства.
Кому и как готовиться?
«Можно исполнить протокольные поручения, а можно получить реальную пользу от новых технологий», - заявил, говоря о подготовке к цифровому переходу, заместитель генерального директора Renga Software, член ТК 465 «Строительство» Федерального центра нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве Минстроя России Максим Нечипоренко.
По его мнению, формальный подход недопустим, так как, если на ранних этапах не подготовить проектировщиков и подрядчиков к созданию ЦИМ, то достоверность данных, которые будут вноситься в ГИС, останется на низком уровне.
Готовиться к переходу нужно и госструктурам, чтобы понимать, как работать с BIM-моделями, а региональной экспертизе необходимо иметь специальное подразделение, которое будет осуществлять приемку проектной документации в виде информационной модели. В работу в регионах необходимо включать управления капитального строительства (УКС), которым следует подготовить свои требования, чтобы в соответствии с ними проверялись ЦИМ.
«Всем нам нужно понимать и разбираться, что такое формат IFC, его структуру, правила формирования и технические составляющие его спецификации, - подчеркнул Нечипоренко. - Проектировщики должны научиться создавать IFC, а экспертиза и заказчик - уметь принимать такие ЦИМ и научиться выполнять некоторые автоматизированные проверки. Не только исполнять постановления и поручения, но и извлекать из этого пользу, ускоряя процесс прохождения экспертизы».
По его словам, нужно уже сейчас, не дожидаясь выпуска нового ГОСТа на исполнительную документацию, организовать взаимодействие в электронном виде, чтобы документы можно было передавать в виде электронных подлинников и pdf.
Что необходимо сделать уже в этом году? По мнению эксперта, на первом этапе всем структурам, кто выполняет функции госзаказчиков, надо определить требования к заданиям на проектирование с применением ТИМ. Далее необходимо определить бюджет проектирования с применением информационных моделей.
«Если вы сейчас не подготовите бюджет на следующий год, то у вас не будет возможности привлекать проектировщиков, - уверен Максим Нечипоренко. - Они просто не сделают проектирование в BIM, потому что такая работа стоит дороже». По его словам, уже разработана методика по определению стоимости проектирования с применением ТИМ, которую следует изучить.
Далее стоит определиться с ПО и разработать требования к проектам в формате информационного моделирования. Набор программ придется менять проектировщикам, а региональным, муниципальным структурам и органам Госэкспертизы также необходимо будет его задействовать.
«Например, администрация Усть-кутского муниципального образования Иркутской области в последние 3-4 месяца стала присылать заявки на обучение и ПО, - поделился своими наблюдениями специалист. – Они понимают, что часть инженерных задач придется решать именно на муниципальном уровне».
Максим Нечипоренко также рекомендует уже в этом году заняться изучением КСИ, данные которого нужно будет уметь раскодировать представителям власти и экспертизы. Необходимо внимательно следить за утверждаемыми xml-схемами.
Говоря о необходимости обучения заказчиков, эксперт подчеркнул, что курс в 48 часов только о системе автоматизированного проектирования не поможет. Но, если в составе большого методического курса, есть 3-4 часа, посвященные тому, как создаются ЦИМ, это должно быть полезно.
«Вы должны знать границы возможностей и ограничения в ПО, чтобы не прописать в ТЗ на проектирование или другие документы неисполнимые поручения, - предупредил топ-менеджер Renga Software.- Например, если в задании на проектирование просто написать фразу «исполнить проект в виде информационной модели согласно СП-333» (основного свода правил, который определяет правила создания информационной модели – прим. авт.), то можно «угробить» проектировщика. Потому что объем данных, описанных в СП, колоссальный, и срок проектирования может очень серьезно увеличиться».
Если все упомянутые действия будут сделаны, цифровая модель рано или поздно станет привычным способом взаимодействия между участниками строительного процесса. Она должна быть не просто красивой картинкой, которую можно показать, чтобы отчитаться. ЦИМ нужно сделать полезной в исполнении проекта, принятии технических решений, прохождении экспертизы.
Так ли это будет, мы увидим в течение ближайших лет. Полностью цифровой переход заказчики и исполнители госконтрактов должны совершить в течение 2022-2024 годов.
Семен Морон
Комментарии (0)