На площадке Международного форума 100+ TechnoBuild в Екатеринбурге Главгосэкспертиза России провела круглый стол по вопросам научно-технического сопровождения проектирования и строительства уникальных объектов. Модератор дискуссии – начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов - отметил важность совместной работы, а также участия представителей науки и системы образования, так как только при их поддержке проектировщики и эксперты смогут научиться эффективно работать в условиях системы добровольных требований.
«Правительство и Минстрой России взяли курс на «разрегулирование» -снижение жесткости нормоконтроля в строительстве. Большие надежды возлагаются на то, что представители проектных и экспертных организаций в условиях, когда большое количество нормативных требований перестает носить императивный характер, научатся работать с новой системой применения этих правил, а главное – с механизмом отступления от них в случае необходимости. Мы с волнением переходим в новую эру технического регулирования, где главные эксперты проектов осуществляют не просто нормоконтроль проекта, но рассматривают вместе с главными инженерами и альтернативные способы обоснования иногда более логичных и оптимальных технических решений. Это серьезное изменение нашей работы, которое носит системный характер. Экспертные организации должны регулярно обращаться к результатам научных исследований и технических обследований, работать с большим количеством расчетов», - заявил Игорь Манылов, открывая обсуждение.
Также глава ведомства добавил, что предлагается модель, при которой каждая экспертная организация должна иметь в своем составе аналог научно-технического совета. Главгосэкспертиза под руководством Минстроя России уже начала проводить такую работу на уровне сообщества – в рамках Совета государственной экспертизы. Следует учитывать также, что все эти новые направления требуют значительной научно-методической поддержки, а значит, новых форм взаимодействия с научными институтами.
Итоги и возможные направления работы по снижению административных барьеров прокомментировал в своем выступлении Андрей Копытин, исполняющий обязанности директора ФАУ «ФЦС» при Минстрое России. «Утверждением нового Перечня завершена большая координационная работа Минстроя России и МЧС России по сокращению требований пожарной безопасности, дублирующих требования сводов правил МЧС»,- сообщил спикер. Он также подчеркнул, что исключение требования из обязательного Перечня не означает утрату нормы. Такие требования остаются в доказательной базе Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, что позволяет осуществлять то самое гибкое нормирование, реализацию новых и альтернативных решений, о которых идет речь на круглом столе Главгосэкспертизы России.
Из перспективных направлений совершенствования технического регулирования строительной отрасли глава ФАУ ФЦС отметил в первую очередь переход от жесткого предписывающего метода нормирования к гибкому функционально-ориентированному (параметрическому) методу, необходимость более активного вовлечения высших органов исполнительной власти в разработку нормативно-технических документов, а также включение требований «зеленого» строительства в систему техрегулирования.
Перспективы более плотного участия образовательного и научного сообществ в реализации объектов капстроительства в условиях оптимизации обязательных требований прокомментировал начальник Научно-технического управления НИУ МГСУ Павел Капырин. Он заметил, что университетом накоплен значительный опыт работы с объектами повышенного уровня ответственности, который можно использовать в новых реалиях. Но при этом существует немало направлений, требующих внимания нормативного регулирования, таких, например, как научно-техническое сопровождение инженерных изысканий или демонтажа уникальных объектов.
«Важно, что эти ошибки в проектах выявляются достаточно поздно – на стадии государственной экспертизы, тогда же соответственно возникает необходимость привлечения научно-технического сопровождения. Эксперты и организации, проводящие НТС, вынуждены находить решения в сжатые сроки, по сути, переделывать проект, что затягивает сроки реализации. И здесь сказываются нехватка требований по аудиту проектной документации, некачественные инженерно-геологические изыскания для расчетных обоснований сложных объектов, отсутствие конкретных показателей уникальности объектов. Также не урегулирован вопрос взаимодействия между заказчиком, проектировщиком и организацией, осуществляющей сопровождение», - заявил Павел Капырин.
Как важный положительный фактор, который может оказать положительное влияние на изменение сложившей ситуации, спикер указал включение Минстроем России в план разработки нормативно-технической документации подготовку свода правил по научно-техническому сопровождению инженерных изысканий, проектирования и строительства на разных стадиях, где в том числе будут закреплены критерии объектов, которым такое сопровождение необходимо.
«Решать многие вопросы действительно необходимо на более ранних этапах, львиная доля случаев, когда мы сталкиваемся с ситуацией необходимости разработки специальных технических условий, связана с тем, что неверное решение было принято еще где-то в начале процесса, а сейчас время уже упущено. Поэтому мы внедряем институт экспертного сопровождения на предпроектной и проектной стадиях, говорим о параллельном проектировании, экспертизе и строительстве», - поддержал представителя НИУ МГСУ Игорь Манылов.
Комментарии (0)