На Российской строительной неделе, проходящей в эти дни в Москве, Главгосэкспертиза России провела круглый стол, на котором обсудили цифровой вектор развития института экспертизы в текущих реалиях. Начальник Главгосэкспертизы Игорь Манылов призвал всех участников строительно-инвестиционного процесса быть в активном диалоге для выработки совместных практических решений, которые позволят оптимизировать и улучшить многие процессы в строительстве.
«Строительный комплекс продолжит развиваться несмотря на все сложности, связанные с пандемией и геополитической ситуацией. Перед нами по-прежнему стоят амбициозные задачи. И роль каждого участника строительно-инвестиционного процесса в текущих условиях многократно возрастает. Нам необходимо пересмотреть само содержание экспертной деятельности, стать для отрасли помощником, консультантом, партнером, а не барьером. И ключевыми направлениями на этом пути остаются цифровизация, переход к управлению данными, строительному инжинирингу – все то, что поможет оптимизировать и улучшить процессы инвестиционно-строительного цикла», – заявил начальник Главгосэкспертизы России, открывая круглый стол.
Накануне на пленарном заседании Российской строительной недели вице-премьер РФ Марат Хуснуллин также сообщил, что в ближайшие дни будет утвержден антикризисный план, который включает в себя поддержку жилищного строительства, сокращение инвестиционно-строительного цикла, вопросы ценообразования и поставок стройматериалов.
Говоря о новых подходах к деятельности эксперта, в частности, о внедрении в работу комплексного экспертного консалтинга, заместитель начальника Главгосэкспертизы России и руководитель Инжинирингового центра учреждения Алексей Серебряков заметил, что в обязанности эксперта кроме оценки соответствия технических параметров и сметных расчетов установленным нормам должна входить оценка оптимальности и эффективности проектных решений. Оценка оптимальности – это профессиональная инжиниринговая задача, решение которой, в особенности на предпроектном этапе, позволит обеспечить вариантность проектных решений, а также минимизировать затраты на их корректировку в ходе реализации проекта. Расширение полномочий экспертов предусмотрено и в проекте Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года.
«Трансформация экспертной деятельности – это переход к экспертному консалтингу, оценке рисков, к комплексному предоставлению услуг на всех стадиях инвестиционного проекта. В глобальном смысле ожидаемый эффект – трансформация института экспертизы в институт управления эффективностью строительства. И уже сегодня Инжиниринговый центр на основе лучших и апробированных практик проводит оценку экономической эффективности проектов, технологический и ценовой аудит обоснования инвестиций, осуществляет комплексный экспертный консалтинг. Чем раньше будет выявлен риск, тем меньше будет его влияние на объект на разных стадиях жизненного цикла», – объяснил Алексей Серебряков.
«Коллективная параллельная работа в единой цифровой среде – главный вектор развития экспертизы в современных условиях. Научиться работать с данными и управлять данными – это общецивилизационный вызов, в этом мы видим будущее своей работы, и к этому нас подталкивают задачи развития нашей страны», – в свою очередь сказал первый заместитель начальника Главгосэкспертизы России Вадим Андропов.
Важнейшим результатом формирования цифровой экосистемы он назвал создание Единой цифровой платформы экспертизы, которая позволяет обеспечить непрерывный обмен данными и их открытость. На 1 марта 2022 года в ЕЦПЭ зарегистрированы 82 региона, 7108 заявителей и 3506 пользователей, а также загружено 633 966 файлов, 13643 проекта, 3862 заключения.
Вторым важным шагом стал переход к XML-схемам заключений и локальных сметных расчетов. Для некоторых организаций переходный период был продлен до 1 марта 2022 года, но в целом готовность отрасли к машиночитаемому формату обмена данными достаточно высокая.
Заместитель руководителя Центра цифровой трансформации Главгосэкспертизы России Александр Перепелица добавил, что внедрение XML-формата позволило практически в 40 раз, с 38 ч. 37 мин. до 1 ч. 7 мин., сократить время, необходимое на включение в реестр и получение номера заключения экспертизы. В том числе значительную экономию времени на подготовительную обработку документов дала возможность вывода в шаблоне XML только самых необходимых сведений. На 1 марта общее количество заключений в формате XML составило порядка 37 440 единиц. «Форматно-логический контроль данных и отсутствие «человеческого фактора» при обработке данных повышают качество документации на всех этапах создания объектов», – отметил Александр Перепелица.
Вопросам внедрения технологий информационного моделирования и работе в единой цифровой среде уделялось отдельное внимание как на круглом столе Главгосэкспертизы, так и на других площадках РСН. Игорь Манылов, выступая на круглом столе «Технологические аспекты увеличения производительности труда в строительстве», заметил, что происходящий в строительной отрасли реинжиниринг приведет к тому, что многие процессы перейдут в электронный формат, а многие нужно будет поменять, дав им технологические обеспечение. «Бюрократических процедур должно быть меньше, а процессов внутри систем и, соответственно, данных об объекте должно быть больше. Тем самым мы повысим качество управления», - подчеркнул Игорь Манылов. Отдельно он заметил, что ТИМ живет в информационной среде, как рыба живет в воде. При этом ТИМ не может применяться в частично сформированной среде, как и рыба не может преодолеть расстояние без воды, по суше, а потом дальше плыть.
В свою очередь руководитель Учебного центра учреждения Александр Шалаев в своем докладе отметил основные проблемы внедрения технологий информационного моделирования: недостаточную квалификацию персонала, необходимость дополнительных временных и финансовых затрат на перестройку всех процессов по реализации строительных проектов.
Далеко не все участники инвестиционного процесса готовы работать с информационными моделями. «Нужна проактивная позиция. ТИМ – это не программы, а изменение способа мышления. Необходимо самим планировать обучение работников и смотреть, какие компетенции специалистов понадобятся в ближайшие два-три года. Причем обучение должно быть практическим, а не теоретическим.
Следует привязывать его к конкретным проектам, моделям, людям – и сразу же применять эти знания в деле», – заявил Александр Шалаев, подчеркнув, что образовательные центры должны выступать не как классические продавцы «образовательных услуг», а как партнеры, помогающие организациям решать конкретные задачи, – «не надо ждать или вечно учиться – надо начинать работать с моделями, ведь будущее – это не то, куда мы идем, а то, что мы вместе создаем».
Комментарии (0)