Импортозамещение: лифты, софт и китайцы

Подпишитесь на канал

Заменой продукции компаний из недружественных стран на отечественные решения сегодня озабочены все: представители власти, проектировщики, производители стройматериалов. Взгляд девелоперов на эту проблему прозвучал в ходе онлайн-эфира «Импортозамещение. Какие решения выбирают застройщики и почему».

d85ab726f53967d7657194ce84101d22.jpg

Застройщиков можно назвать конечными потребителями импортозамещения. Именно они в первую очередь сталкиваются с тем, что с рынка ушли западные производители строительных материалов и оборудования, программного обеспечения. Как они справляются со сложившейся ситуацией, и насколько отечественный продукт сегодня способен заместить выпадающие позиции?

Сложно, но можно

Импортозамещением так или иначе занимаются все застройщики. Большинство из них «включили» ситуативное управление, создали антикризисные группы. В компании А101, например, такая группа не участвует в основной работе, ее формат – это поиск и мониторинг проблемных зон. По словам директора по закупкам компании Георгия Криницына, работа строится по доступным вариациям, чтобы хеджировать риски, связанные с недопоставкой и недообеспечением оборудованием.

«Мы выбрали для себя наиболее острые группы и настраиваем проработку логистики, тестирование образцов и знакомство с продукцией брендов, с которыми раньше не работали, - рассказал он. - Мы говорим про Китай, Турцию, и отечественных производителей. Для каждого сегмента подбираем подходящий вариант, например, посетили завод в Щербинке, производящий лифты».

Проблема замены лифтов волнует практически всех застройщиков, ведь с рынка ушли сразу четыре основных игрока. Но в результате хороший шанс занять эту нишу получили российские производители.

«Мы очень хорошо изучили рынок РФ, и последний объем около 40 лифтов распределили между тремя системными игроками, - говорит директор по тендерным закупкам «Главстрой Санкт-Петербург» Алексей Фёдоров. – Это производители в Москве и Санкт-Петербурге – компании, которые давно представлены на рынке, но в силу разных причин мы в их сторону не смотрели».

Также застройщиков волнует необходимость замещения и другого оборудования внутренней инженерии: насосов, горелок, вентиляции, счетчиков на воду и т.д. Все заявляют, что по большинству позиций в России есть аналогичная продукция хорошего качества, а, если и нет, то ее можно найти в Китае или Турции.

Однако если говорить именно о российских производителях, то эксперты отмечают, что те часто используют импортные комплектующие и сырье. В подобных случаях требуется фактически двойное импортозамещение.

«Производителям стройматериалов тоже приходится смотреть в сторону Китая, перенастраивать свое оборудование под новый состав, отрабатывать рецептуру, - утверждает Григорий Криницын. - В результате мы либо отодвигаемся по времени, либо увеличивается цена. Но в целом все задачи замещения выпадающих позиций решаемые».

Есть и еще одна загвоздка. Застройщики, сотрудничающие с китайскими производителями, часто сталкиваются с проблемой сертификации их продуктов на территории РФ.

«Мы не знаем, как проверить качество китайского оборудования, подходит ли оно нам в полной мере, - рассказала руководитель управления по ценообразованию в строительстве «РКС-Девелопмент» Елена Бакаржеева. - Самостоятельно проводить сертификацию экономически невыгодно, сложно и продолжительно. Китайцы представляют новые интересные решения, но мы не понимаем, как решить этот вопрос».

По мнению Григория Криницына, российским предпринимателям все-таки придется заниматься этой проблемой самостоятельно либо, объединившись с коллегами, потому что китайцы решать ее не будут, а Минпромтору РФ сейчас не до этих задач.

Интересный кейс импортозамещения рассказал руководитель отдела франчайзинга ДГ «Хрустальный» Евгений Гречкин. Предприятие столкнулось с тем, что с рынка ушли японские производители фиброцементных панелей. Заменить их невозможно, так как панелей необходимого качества у других производителей попросту не существует. Но, изучая рынок, застройщик нашел другой материал на территории собственного региона – Иркутской области.

«Это древесно-полимерный композит. Выглядит такая панель не хуже, а тактильные ощущения гораздо приятнее, - говорит он. – При этом цена за квадратный метр данной панели в два раза ниже, чем у японской. В итоге импортозамещение позволило нам сэкономить, при этом, не нарушив архитектуру. Мы знали этого производителя, но ранее с ним не работали».

Страсти по ПО

Несколько сложнее выглядит ситуация с необходимостью заместить продукцию уходящих с рынка разработчиков программного обеспечения. Больше всего застройщиков беспокоит вопрос необходимости отказа от продукции Autodesk. По словам IT-директора компании «Брусника» Михаила Богданова, данная проблема самая сложная, потому что на предприятии много инфраструктуры, которая завязана на продукты этой компании.

«Самое простое – это замещать менее профильный софт, - говорит эксперт. – Например, PowerBI –BI-движок Microsoft - легко замещается на аналог из открытых источников – ApacheSuperset. Для любых корпоративных мессенджеров и других неспецифичных для отрасли программ существуют аналоги из открытых источников. Мы их разворачиваем на своих серверах и чувствуем себя достаточно безопасно».

Михаил Богданов считает, что OpenSource программы надежнее отечественных разработок. Он уверен, что при использовании софта из открытых источников, максимум, чего можно лишиться – это обновлений, которые, в конце концов, можно где-то скачать.

IT-директор ГК «Железно» Иван Власов тоже не видит никакой проблемы в использовании доступного ПО из других стран. Единственная пока загвоздка заключается в том, что изменился способ оплаты, и из-за этого данная продукция стала дороже. «Софт, как и спорт должен оставаться вне политики и быть доступен по всему миру, - считает он. - Вообще любое изменение – это прекрасная возможность сделать свои продукты лучше: пересмотреть узлы с точки зрения архитектуры, найти ошибки».

Однако есть застройщики, которые осуществляют переход на российские разработки. «Мы уже в течение года переводим проектирование на nanoCAD, - рассказала заместитель генерального директора по проектированию ООО УК ТАЛАН Татьяна Вьюжанина. – Причем это делается не из-за последних событий, а в большей степени из-за ценовой политики Autodesk».

Как бы то ни было, таких смельчаков в рядах застройщиков пока немного. Количество девелоперов, использующих ТИМ, вообще очень низкое. По словам руководителя центра компетенции по ТИМ и цифровизации жилья АО ДОМ.РФ Михаила Косарева, их доля составляет лишь 11%, из которых 5% приходится на структуры ГК ПИК.

Также эксперт отметил риски, с которыми в ближайшем будущем могут столкнуться отечественные разработчики. Первый из них заключается в том, что большинство российских вендоров использовали ядро визуализации цифровой информационной модели, разработанное на Западе. Сейчас они переходят на открытые источники, но и там могут быть сложности. У IT-компаний, использующих российское ядро, риски снижаются. Вторая большая проблема связана с использованием баз данных.

«Большинство думает, что раз мы перешли на PostgreSQL, то никаких рисков не несем. На самом деле тоже можем получить ограничения, - считает Михаил Косарев. - У российского же PostgresProпока всего три поддерживающих продукта по импортонезависимости баз данных. И так как все операции с большими данными завязаны на их обработку, то с этой проблемой столкнутся многие».

Наконец, разработчики могут пострадать из-за невозможности использовать Windows в серверных системах, при этом переход на отечественный Linux сопряжен с рядом проблем. «Государство сейчас делает в этой сфере плавный переход – полное импортозамещение должно произойти к 2025 году. Пока же можно использовать лицензии, которые были куплены ранее», - утверждает Михаил Косарев.

Хороший старт

Несмотря на то, что застройщики жалуются на увеличение сроков поставок и рост цен, никто из них в вопросе импортозамещения не чувствует себя обреченным. Более того, почти каждый в своем выступлении отметил, что его компания стала работать с поставщиками, которых знала и ранее, но по тем или иным причинам с ними не сотрудничала. При этом на рынке появляются и новые игроки.

По словам исполнительного директора Метрикс Development Майи Симдяновой, к ним в компанию обращается все большее количество молодых производителей, которые предлагают товары и услуги для строительной отрасли. И если раньше предприятиям приходилось выискивать партнеров, то сегодня закупщики фиксируют большой поток входящих предложений.

«Это говорит о том, что государство обеспечило новым производителям стройматериалов хорошую господдержку и субсидии, - уверена она. - Для них такие меры – это большой старт, а для нас – возможность выбрать наиболее привлекательные условия из большего числа поставщиков, правильно анализировать, возможно ли импортозамещение российскими товарами или все-таки нужно искать пути закупок за рубежом».

Евгений Горчаков

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!