Как обосновать затраты на BIM – гайд от BIM-Cluster

BIM-технологии – одно из наиболее быстрорастущих направлений на мировом рынке: в 2020 году сегмент оценивался в 8,89 млрд долларов США и, по прогнозам, к 2026 году достигнет 23,2 млрд долларов США при среднегодовом темпе роста в 17,62%[1].

Движущие силы развития BIM – быстрая урбанизация, рост инфраструктурных проектов, потребность в эффективной работе с моделью и управлении строительными проектами. Активное лоббирование информационного моделирования государством и общемировая тенденция на цифровизацию вызывают повышенный интерес к теме внедрения BIM у большинства строительных организаций.

d5eb3c96ac497f7c8a2cc0d30d4b210a.jpeg

*Исследование Mordor Intelligence

Несмотря на рост рынка, руководители организаций с осторожностью подходят к вопросу о переходе на BIM. Новизна технологии, разнородность бизнес-процессов в строительной сфере, затраты на внедрение наталкивают руководителей на резонные вопросы: что я получу от внедрения BIM-технологии? Как оценить затраты на внедрение и когда они окупятся? BIM-Cluster составил руководство, которое поможет ответить на эти вопросы.

Как оценить целесообразность затрат на BIM?

Ответить на этот вопрос поможет расчёт рентабельности инвестиций (ROI).

Проблема определения ROI для внедрения BIM заключается в большом количестве процессов, стейкхолдеров и задач в строительном проекте. Цифровизация этих процессов влияет на экономические показатели отдельно взятого проекта или процесса в проекте.

Зачастую внедрение BIM положительным образом влияет на работу строительной организации за счет повышения уровня безопасности или предотвращения незапланированных затрат, что невозможно оценить без примеров конкретных проектов.

Чтобы верно оценить затраты на BIM, необходимо определиться с задачами, для решения которых требуется внедрение технологии.

Для этого рассмотрим следующие шаги.

1. Определить ошибки, лишние и вынужденные действия в бизнес-процессах, которые решает внедрение BIM.

Примеры ошибок и лишних действий:

  • недостаток данных и коллизии в проекте;
  • изменения в документации из-за ошибок проектировщика;
  • изменения в документации из-за сменившихся требований заказчика;
  • выполнение работ на площадке с решениями «по месту»;
  • несвоевременная доставка материалов и простой техники;
  • перерасход материала;
  • затраты сверх плана на дополнительные работы, выполняемые рабочими бригадами.

2. Проанализировать финансовые и другие выгоды от совместной работы участников проекта с актуальным источником информации.

Примеры выгод на разных стадиях:

Предпроектная стадия

  • Точная оценка объема работ и целесообразности запуска проекта. Выгода – меньше изменений объема работы – меньше непредвиденных затрат.

Проектирование

  • Повышение качества итогового продукта, благодаря повышению качества документации и возможности автоматической проверки. Выгода – меньше ошибок – меньше доработок после сдачи документации.
  • Уменьшение количества изменений из-за ошибок в документации. Выгода – меньше изменений – меньше время проектирования и трудозатрат.
  • Быстрое сравнение вариантов проектирования, в том числе в финансовом аспекте. Выгода – возможность выбрать самый выгодный вариант проектирования.
  • Упрощение визуализации для ведения работ подрядчиками и приёмки технадзором. Выгода – уменьшение количества ошибок по факту авторского надзора, меньше обращений за разъяснениями.
  • Повышение репутации компании за счёт повышения качества проектов. Выгода – увеличение числа заказчиков и положительный фидбек.

Строительство

  • Эффективный расход материалов, продуманное задействование техники и рабочих бригад. Уменьшение срока строительно-монтажных работ за счёт эффективного планирования и минимизации непредвиденных работ. Выгода – плановые показатели рассчитаны из необходимых условий для ведения работ и максимально близки к фактическим.
  • Снижение числа отклонений от проекта за счёт доступа к актуальной документации и простой визуализации. Выгода – уменьшение количества ошибок по факту авторского надзора и технадзора, а значит снижение времени и дополнительных переработок.
  • Снижение затрат и времени на печать, упаковку, доставку, приёмку, копирование и передачу документации заинтересованным лицам. Выгода – скорость доставки информации исключает лишние логистические затраты.
  • Упрощение тендерных процедур за счёт автоматизации и точности данных, полученных из документации в BIM модели. Выгода – повышение безопасности при тендерных процедурах для всех сторон, выполняются договорные обязательства.

Ввод в эксплуатацию

  • Быстрый ввод в эксплуатацию за счёт снижения сроков строительства. Выгода – быстрый ввод в эксплуатацию позволяет быстрее получить доступ к деньгам и завершить проект.

Эксплуатация

  • Больше информации об объекте, оборудовании, конструкциях и так далее, что позволит пользоваться актуальными данными. Выгода – аварийные и непредвиденные ситуации исключены, как и затраты на их устранение.

3. Определить, как эти выгоды распределяются по участникам проекта.

Кроме очевидных преимуществ для компании, например застройщика, применение BIM-технологий повлияет на эффективную работу с партнерами, что гарантирует выгоду для обеих сторон.

4. Понять, какую выгоду хотелось бы достичь и внести изменения в процесс.

Для этого нужно проанализировать бизнес-процессы на примере прошлых проектов, и понять, как BIM может их улучшить. Рассчитайте, какие финансовые или прочие потери приносят ошибки, недочеты и лишние процессы в организации, после остается лишь отсортировать эти потери от наибольших к наименьшим.

Сколько нужно потратить на внедрение?

Чтобы понять, как эффективно рассчитать расходы на внедрение технологии и не потратить больше, чем нужно, рассмотрим три вида затрат при переходе на BIM:

1. Стартовые затраты для успешного внедрения технологии:

  • затраты на оборудование (затраты на ПК, сервера, устройство сети и т.д.);
  • затраты на софт;
  • затраты на обучение/переобучение персонала;
  • затраты на устройство среды общих данных и единого коммуникационного пространства;
  • затраты на переустройство рабочих мест и офисов.

2. Дополнительные затраты для применения технологии на конкретном проекте:

  • затраты на адаптацию в управлении проектами (новые фреймворки, способы получения данных для принятия решений и планирования);
  • сбои в рабочих процессах при их изменении;
  • увеличение трудоёмкости и временных затрат на приспособление и адаптацию к требованиям передачи данных и работе с моделью.

3. Затраты для достижения долгосрочных стратегических бизнес-изменений:

  • затраты на разработку стандартов;
  • затраты на отслеживание влияния измененных процессов при использовании BIM на желаемые показатели;
  • кастомизация существующих разработок под цели;
  • появление дополнительных должностей и ролей (например, BIM-менеджер, IT-отдел и т.д.).

Отталкиваясь от задач, которые может решить BIM, статьи затрат становятся предсказуемыми: софт, решающий нужные задачи, оборудование под его требования, подсчет числа сотрудников и их обучение, выстраивание единого коммуникационного пространства и далее в зависимости от целей. Затем остается вычислить целесообразность этих затрат по сравнению с возможными выгодами и сравнить их с результатами на конкретном проекте.

Тем не менее, эффект от внедрения BIM на уровне всей организации становится заметен только при максимальном применении технологии во всех проектах. Не тратя время и деньги на затраты для достижения стратегических изменений, эффект от BIM будет ощутим лишь на отдельно взятых проектах, однако постепенное масштабирование технологии во все процессы компании даст более ощутимый результат.


[1] https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/building-information-modelling-market

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!