​Русский университет: Усадьба как явление дворянской эпохи

Подпишитесь на канал

Историю России невозможно представить без усадеб – до сих пор они остаются одним из главных символов дворянской эпохи, ушедшей, но оставившей пусть и малочисленное, но важное и ценное культурное наследие. Этой теме посвящен целый блок проекта «Русский университет».

Благотворительный фонд «Жить вместе», который занимается реализацией этого проекта, уделяет истории русских усадеб особое внимание: его кураторы убеждены – через изучение их истории сохраняются и передаются традиции, культурный код, уникальный опыт наших предков. И для того, чтобы войти в традицию, необходимо изучать историю, русскую культуру и русскую жизнь.

Усадьба как явление эпохи перемен

Первые усадьбы в России появились одновременно с появлением самого дворянского сословия, рассказывает Олег Вячеславович Щербачев, предводитель Московского дворянского собрания, член-корреспондент Международной академии генеалогии, открывавший цикл лекций «Русского университета» об усадьбах. Золотой век начался с издания Петром III Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» в 1762 году и с подписания Екатериной II «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» в 1785 году, и продолжался вплоть до отмены крепостного права.

Фото Акжигитова Ильдара Кадировича. "Усадьба Архангельское"

После 1762 года российские дворяне получили законное право уходить в отставку тогда, когда они пожелают, в России начался настоящий расцвет усадеб. У дворян появилось время на благоустройство родовых гнезд, их украшение и совершенствование. Это дало свои плоды – российские усадьбы буквально расцветали и становились центрами притяжения как для самих помещиков, так и окрестных жителей.

Какими были усадьбы

Несколько столетий назад вся средняя полоса России была практически усеяна усадьбами – они располагались на расстоянии в два-три километра друг от друга. Первые усадьбы появились как следствие курса на интенсивную вестернизацию, который обозначил еще Петр I. Дворянские имения обустраивались именно по западному образцу – в стиле классицизма, в европейских традициях.

Фото А.И. Нагаева. Главный дом усадьбы Братцево в Москве. Кон. 18 – нач. 19 вв.

Безусловно, не все из них были масштабными и монументальными. В основном преобладали довольно скромные имения, о которых их владельцы, впрочем, внимательно заботились и стремились содержать в порядке.

Во владении многих российских дворян могло быть несколько усадеб, и семьи переезжали, меняли место жительство. Некоторые имения приходили в упадок, другие, напротив, активно развивались, и именно они становились настоящими центрами притяжения, культурными центрами.

Усадьба как центр притяжения

Места для строительства усадебных комплексов в России XIX века выбирались очень тщательно. Их архитектура филигранно вписывалась в сложившиеся природные ландшафты, за счет чего они смотрелись эстетично, изысканно. Усадьбы становились центром притяжения, в первую очередь, именно в силу ландшафтных особенностей. Традиционно они строились в живописных, красивых местах.

Усадьбы были хозяйственными центрами. Многое зависело от уклада жизни, принятого в отдельно взятом имении. Принято считать, что отношения между дворянами, помещиками, и крепостными крестьянами были напряженными, однако достаточно обратиться к историческим документам и даже к русской литературе XIX столетия, чтобы понять: это не совсем так. Пример – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, в которой великий русский писатель, современник эпохи, наглядно и подробно описал отношения между помещиком и крепостным: они были сердечными, отеческими , в других случаях они могли быть просто рациональными, но в любом случае адекватными.

Фото А.А. Пластова. Пушкин в Болдино

Воспитанный помещик, как рачительный и мудрый хозяин был, естественно, заинтересован в том, чтобы его крестьяне были сыты, здоровы и эффективно трудились. Именно поэтому помещики заботились о здоровье крепостных, принимали участие в решении их проблем. Совместными усилиями крестьян и помещиков усадьбы превращались в полноценные, а иногда даже и в передовые хозяйственные центры.

Для многих наших современников усадьбы до сих пор ассоциируются с культурными центрами – они действительно были таковыми. В них собиралось окрестное дворянское общество, проводились балы, музыкальные вечера. Некоторые дворяне в своих имениях открывали театры, ставили постановки. Один из самых известных примеров – усадьба Дурасовых в Люблино, где был свой театр, и сегодня его наследию посвящена целая музейная экспозиция.

Многое зависело от благосостояния владельца усадьбы, однако дворяне даже со скромным достатком стремились украшать свои имения произведениями искусства. У самых обеспеченных аристократов были собственные художники, они имели возможность собирать целые коллекции картин. Уже к середине XIX века многие российские усадьбы стали полноценными музеями.

В дворянских имениях аккумулировались и концентрировались также и семейные архивы. Впрочем, до середины XIX века эта аккумуляция носила, скорее, утилитарный характер, и лишь к началу XX дворяне начали понимать, что это бесценно. После революции 1905 года российское дворянство осознало опасность, которая грозила не только им, но и сокровищам, которые они так тщательно собирали. В этих условиях активизировался процесс публикации рукописей, которые в большом количестве скопились в усадьбах – в России начался настоящий издательский бум.

Русская женщина в усадьбе

В советской историографии было принято считать, что до 1917 года в России женщина была практически бесправна и не могла принимать участия в социальной жизни. Однако это не так – дворянки были акторами всех видов сделок в сегменте наследственного права, могли наследовать, завещать, покупать, продавать, закладывать недвижимость и, естественно, вести хозяйство. До середины XVIII века именно на плечи дворянок ложились основные заботы, связанные с обустройством усадьбы, но и позднее их вклад был очень заметным.

Фото Константина Алексеевича Коровина. За чайным столом

Можно утверждать, что усадебная Россия и женщина неотделимы друг от друга. Стоит вспомнить, что огромное число усадеб фактически посвящалось женщинам, о чем можно судить по их названиям: Екатериновка, Софиевка, то же Люблино. И именно женщины со свойственными им вкусом и пониманием эстетики, заботливо украшали, благоустраивали и обустраивали родовые имения, делая их по-настоящему изысканными и уютными.

Красивейшие усадьбы, вошедшие в историю России, считающиеся неотъемлемой частью ее культуры, стали такими во многом благодаря женщинам.

Наследие и перспективы

Те усадьбы, которые, в том или в ином виде, сохранились до наших дней – это менее 1% от того, что было в России в XIX веке. Даже до революции они уничтожались, многие комплексы погибали в пожарах, разрушались от времени, оставленные своими владельцами. В 1905 году их начали поджигать крестьяне, а после 1917 года вандализм принял массовый характер.

Самые крупные архитектурные ансамбли после революции старались сохранять для нужд большевиков – их отводили под санатории, использовали в других целях. Богатейшие дворянские коллекции вывозились из разоренных имений, внушительная часть этого наследия впоследствии была продана за рубеж. Дворянские усадьбы перестали существовать как явление.

Фото viemusei.ru. Усадьба Знаменское-Раек в Тверской области

Усадьбы, сохранившиеся до наших дней, чудом или стараниями неравнодушных людей, тоже находятся в упадке – за редким исключением. Чаще всего, можно наблюдать такую ситуацию: комплекс юридически находится на балансе какого-либо учреждения, у которого нет средств на его содержание. Результат – здание разрушается и приходит в окончательный упадок. Это случалось особенно часто в 90-е годы, когда погибла большая часть тех усадеб, которые сохранились после революции. Они разрушались, разграблялись, горели – в общем руинировались.

Представить усадьбу без хозяина невозможно. До тех пор, пока не будет хозяина – не будет и усадьбы. И это должен быть не просто владелец, но человек, заинтересованный и в сохранении, и восстановлении усадьбы в том виде, в каком она изначально создавалась. В России отсутствует практика реституции, хотя вполне логично было бы вернуть усадьбы потомкам тех дворян, которым они когда-то принадлежали. Важно понимать – без хозяина они будут приходить в еще больший упадок и разрушаться.

Ниже лекция «Русского университета» о роли дворянской усадьбы в процессе рождения общероссийских проектов на примере социального проекта Н.И. Оржевской в усадьбе Новая Чартория (Житомир, 1897-1918). Приятного просмотра!

Комментарии (0)

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь для комментирования!