Историю России невозможно представить без усадеб – до сих пор они остаются одним из главных символов дворянской эпохи, ушедшей, но оставившей пусть и малочисленное, но важное и ценное культурное наследие. Этой теме посвящен целый блок проекта «Русский университет».
Благотворительный фонд «Жить вместе», который занимается реализацией этого проекта, уделяет истории русских усадеб особое внимание: его кураторы убеждены – через изучение их истории сохраняются и передаются традиции, культурный код, уникальный опыт наших предков. И для того, чтобы войти в традицию, необходимо изучать историю, русскую культуру и русскую жизнь.
Усадьба как явление эпохи перемен
Первые усадьбы в России появились одновременно с появлением самого дворянского сословия, рассказывает Олег Вячеславович Щербачев, предводитель Московского дворянского собрания, член-корреспондент Международной академии генеалогии, открывавший цикл лекций «Русского университета» об усадьбах. Золотой век начался с издания Петром III Манифеста «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству» в 1762 году и с подписания Екатериной II «Грамоты на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства» в 1785 году, и продолжался вплоть до отмены крепостного права.

После 1762 года российские дворяне получили законное право уходить в отставку тогда, когда они пожелают, в России начался настоящий расцвет усадеб. У дворян появилось время на благоустройство родовых гнезд, их украшение и совершенствование. Это дало свои плоды – российские усадьбы буквально расцветали и становились центрами притяжения как для самих помещиков, так и окрестных жителей.
Какими были усадьбы
Несколько столетий назад вся средняя полоса России была практически усеяна усадьбами – они располагались на расстоянии в два-три километра друг от друга. Первые усадьбы появились как следствие курса на интенсивную вестернизацию, который обозначил еще Петр I. Дворянские имения обустраивались именно по западному образцу – в стиле классицизма, в европейских традициях.

Безусловно, не все из них были масштабными и монументальными. В основном преобладали довольно скромные имения, о которых их владельцы, впрочем, внимательно заботились и стремились содержать в порядке.
Во владении многих российских дворян могло быть несколько усадеб, и семьи переезжали, меняли место жительство. Некоторые имения приходили в упадок, другие, напротив, активно развивались, и именно они становились настоящими центрами притяжения, культурными центрами.
Усадьба как центр притяжения
Места для строительства усадебных комплексов в России XIX века выбирались очень тщательно. Их архитектура филигранно вписывалась в сложившиеся природные ландшафты, за счет чего они смотрелись эстетично, изысканно. Усадьбы становились центром притяжения, в первую очередь, именно в силу ландшафтных особенностей. Традиционно они строились в живописных, красивых местах.
Усадьбы были хозяйственными центрами. Многое зависело от уклада жизни, принятого в отдельно взятом имении. Принято считать, что отношения между дворянами, помещиками, и крепостными крестьянами были напряженными, однако достаточно обратиться к историческим документам и даже к русской литературе XIX столетия, чтобы понять: это не совсем так. Пример – «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, в которой великий русский писатель, современник эпохи, наглядно и подробно описал отношения между помещиком и крепостным: они были сердечными, отеческими , в других случаях они могли быть просто рациональными, но в любом случае адекватными.

Воспитанный помещик, как рачительный и мудрый хозяин был, естественно, заинтересован в том, чтобы его крестьяне были сыты, здоровы и эффективно трудились. Именно поэтому помещики заботились о здоровье крепостных, принимали участие в решении их проблем. Совместными усилиями крестьян и помещиков усадьбы превращались в полноценные, а иногда даже и в передовые хозяйственные центры.
Для многих наших современников усадьбы до сих пор ассоциируются с культурными центрами – они действительно были таковыми. В них собиралось окрестное дворянское общество, проводились балы, музыкальные вечера. Некоторые дворяне в своих имениях открывали театры, ставили постановки. Один из самых известных примеров – усадьба Дурасовых в Люблино, где был свой театр, и сегодня его наследию посвящена целая музейная экспозиция.
Многое зависело от благосостояния владельца усадьбы, однако дворяне даже со скромным достатком стремились украшать свои имения произведениями искусства. У самых обеспеченных аристократов были собственные художники, они имели возможность собирать целые коллекции картин. Уже к середине XIX века многие российские усадьбы стали полноценными музеями.
В дворянских имениях аккумулировались и концентрировались также и семейные архивы. Впрочем, до середины XIX века эта аккумуляция носила, скорее, утилитарный характер, и лишь к началу XX дворяне начали понимать, что это бесценно. После революции 1905 года российское дворянство осознало опасность, которая грозила не только им, но и сокровищам, которые они так тщательно собирали. В этих условиях активизировался процесс публикации рукописей, которые в большом количестве скопились в усадьбах – в России начался настоящий издательский бум.
Русская женщина в усадьбе
В советской историографии было принято считать, что до 1917 года в России женщина была практически бесправна и не могла принимать участия в социальной жизни. Однако это не так – дворянки были акторами всех видов сделок в сегменте наследственного права, могли наследовать, завещать, покупать, продавать, закладывать недвижимость и, естественно, вести хозяйство. До середины XVIII века именно на плечи дворянок ложились основные заботы, связанные с обустройством усадьбы, но и позднее их вклад был очень заметным.

Можно утверждать, что усадебная Россия и женщина неотделимы друг от друга. Стоит вспомнить, что огромное число усадеб фактически посвящалось женщинам, о чем можно судить по их названиям: Екатериновка, Софиевка, то же Люблино. И именно женщины со свойственными им вкусом и пониманием эстетики, заботливо украшали, благоустраивали и обустраивали родовые имения, делая их по-настоящему изысканными и уютными.
Красивейшие усадьбы, вошедшие в историю России, считающиеся неотъемлемой частью ее культуры, стали такими во многом благодаря женщинам.
Наследие и перспективы
Те усадьбы, которые, в том или в ином виде, сохранились до наших дней – это менее 1% от того, что было в России в XIX веке. Даже до революции они уничтожались, многие комплексы погибали в пожарах, разрушались от времени, оставленные своими владельцами. В 1905 году их начали поджигать крестьяне, а после 1917 года вандализм принял массовый характер.
Самые крупные архитектурные ансамбли после революции старались сохранять для нужд большевиков – их отводили под санатории, использовали в других целях. Богатейшие дворянские коллекции вывозились из разоренных имений, внушительная часть этого наследия впоследствии была продана за рубеж. Дворянские усадьбы перестали существовать как явление.

Усадьбы, сохранившиеся до наших дней, чудом или стараниями неравнодушных людей, тоже находятся в упадке – за редким исключением. Чаще всего, можно наблюдать такую ситуацию: комплекс юридически находится на балансе какого-либо учреждения, у которого нет средств на его содержание. Результат – здание разрушается и приходит в окончательный упадок. Это случалось особенно часто в 90-е годы, когда погибла большая часть тех усадеб, которые сохранились после революции. Они разрушались, разграблялись, горели – в общем руинировались.
Представить усадьбу без хозяина невозможно. До тех пор, пока не будет хозяина – не будет и усадьбы. И это должен быть не просто владелец, но человек, заинтересованный и в сохранении, и восстановлении усадьбы в том виде, в каком она изначально создавалась. В России отсутствует практика реституции, хотя вполне логично было бы вернуть усадьбы потомкам тех дворян, которым они когда-то принадлежали. Важно понимать – без хозяина они будут приходить в еще больший упадок и разрушаться.
Ниже лекция «Русского университета» о роли дворянской усадьбы в процессе рождения общероссийских проектов на примере социального проекта Н.И. Оржевской в усадьбе Новая Чартория (Житомир, 1897-1918). Приятного просмотра!
Комментарии (0)