Использование вторсырья экономит природные ресурсы и помогает улучшать экологию. К примеру, старые битумные кровли могут послужить для строительства новых дорог и домов. Но вместо того, чтобы превратиться в ценное сырье, материалы заканчивают свою «жизнь» на свалках.
Технологии для экологии
Накопление отходов – одна самых острых экологических проблем современности. Из-за быстрого развития промышленности и колоссального роста объемов потребления пропорционально увеличивается количество производственных и бытовых отходов. Все это приводит и к отравлению почв и грунтовых вод, и к росту эпидемиологических рисков населения, и к гибели растений и животных. Есть несколько известных способов решения этой проблемы. Одним из самых эффективных методов считается рециклинг – возврат вторичного сырья в технологический процесс.
Строительство, как и другие отрасли, развивается под влиянием глобальных трендов. Среди них – изменение климата, сокращение ресурсов, развитие технологий и урбанизация. Устойчивым мировым трендом стало стремление к экологичности, поэтому все больше продукции производится из переработанных отходов. Это относится и к кровельным покрытиям. Компании-производители все чаще создают продукты из вторичного сырья, продвигают идеи оборачиваемого кровельного материала.
В дорожной отрасли также появляются разработки, связанные с применением вторсырья. Надо отметить, что битум – далеко не главный продукт для НПЗ. Основная цель нефтепереработчиков – повысить количество выхода светлых нефтепродуктов (масла, бензина и т.п.). При этом объемы выпуска битума, как и количество производителей, сокращаются, и это общемировая тенденция. В результате растет цена продукта, время и затраты на его транспортировку. На этом фоне возрастает актуальность вовлечения во вторичную переработку битумосодержащих материалов – в первую очередь, рулонных кровельных материалов.
Старые кровли – в дело
Известно, что на плоских кровлях зданий 1960 – 1980-х годов постройки суммарная толщина старого кровельного пирога, который состоит из слоев рубероида и битума), составляет от 20 до30 см (нагрузка на квадратный метр составляет порядка 100 кг). Часто этот материал после демонтажа просто отправляется на полигон. По экспертным оценкам, только в Московской области таким способом в год утилизируется до 70 тыс. тонн в год битумосодержащих отходов!
При этом затраты на размещение составляют от 500 до 5 000 рублей за тонну. Очевидно, что вовлечение такого количества ценного сырья в переработку является важным с точки зрения защиты окружающей среды.
Есть несколько вариантов переработки битумосодержащих отходов.
Один из способов, широко применяемый в США, – использование переработанного в крошку битумного материала при строительстве дорог. Американцы создали специальные стандарты, которые допускают включение продуктов переработки битумосодержащих отходов в асфальтобетон, при этом каждый штат имеет полномочия внести некоторые изменения в существующие нормы.
Российские дорожники неохотно идут на такой способ применения отходов с кровли. Однако технология вторичной переработки старых кровель уже существует и опробована на практике. С ее помощью получают битумный порошок из демонтированных материалов и включают его в рецептуру современных строительных материалов.
Не так давно в РФ появились установки, позволяющие достаточно качественно разделять и дробить битумосодержащие отходы с кровель. Технологию, благодаря которой часть первичного битума заменяется на вторичный без ущерба качеству, разработали и протестировали в научном центре «Битумные материалы и гранулы» ТЕХНОНИКОЛЬ. Пилотный проект по использованию битумного порошка, запущенный этим летом на заводе в Ульяновской области, оказался успешным, и программа получила продолжение. Исследования показали, что вторичное сырье применение сэкономить природные ресурсы, не снижая эксплуатационные свойства готовой продукции – покрытие из вторсырья ни в чем не уступает стандартному рулонному материалу.
Как работать с отходами
Сейчас применение технологии с включением вторичного битума расширяется на остальные заводы направления «Битумные мембраны и гранулы». Таким образом региональные фонды капитальных ремонтов и управляющие компании в городах присутствия ТЕХНОНИКОЛЬ получат возможность избавиться от ненужных отходов, сэкономив на логистике и затратах на утилизацию старого битума на полигонах, тем самым внесут существенный вклад в сохранение окружающей среды.
Эффективность технологии подтверждена исследованиями и проверена на практике. В то же время при ее массовом внедрении необходимо учитывать особенности применения и получения битумных отходов. Во-первых, нужен тесный контакт с компанией, которая занимается ремонтами кровель. Во-вторых, необходимо выполнить первичную сортировку: исключать очень жесткий (неплавкий) кокс, минимизировать посторонние включения (камни, металл). Наконец, компания, которая занимается перевозкой данных отходов, должна иметь специальную лицензию.
Сегодня только три предприятия в России выпускают битумный порошок из старых кровель. Согласно федеральному проекту «Экономика замкнутого цикла», к 2030 году вторичное использование стройматериалов достигнет 40 % от объема таких отходов. Это дает основание полагать, что объемы вторичного применения битумной гидроизоляции и число предприятий, участвующих в переработке, будут расти.
Переработка старых кровель – далеко не единственная экологическая инициатива, которую развивает ТЕХНОНИКОЛЬ. На сегодняшний день компания реализовала более 500 проектов, направленных как на охрану окружающей среды, так и на улучшение условий труда сотрудников на предприятиях. До 2026 года компания намерена снизить затраты электроэнергии и уменьшить водопотребление на 20%, в пять раз увеличить переработку пластиков и полимеров и в 10 раз нарастить рециклинг отслуживших свой срок материалов.
Каждый новый шаг подтверждает приверженность компании принципам ответственного производства и желание «строить» здоровую среду для будущих поколений.
В целях реализации Федерального проекта «Экономика замкнутого цикла», ООО «ТПБО» разработало технологии вторичного использования кровельных материалов (ВИКМ) и наладило изготовление оборудования для переработки и вторичного использования, демонтированных в процессе капитального ремонта битумосодержащих кровельных отходов: 1. Комплект оборудования ВИКМ непосредственно на кровле ремонтируемого здания перерабатывает 100% демонтированных кровельных отходов, полученное сырье вторично используется для изготовления битумно-полимерной стяжки и устройства монолитного гидроизоляционного подкладочного слоя кровельного покрытия. Технология зарекомендовала себя при выполнении капитального ремонта мягких кровель в ФКР городов Санкт-Петербург, Брянск, Самара, Ростов-на-Дону, Курск, Калининград, Челябинск и т.д. Экономия бюджета составляет до 20% от сметной стоимости по сравнению с традиционными способами капитального ремонта мягких кровель. Председатель наблюдательного совета государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств» Сергей Степашин, высоко оценил качество выполнения работ с применение материала ВИР-ПЛАСТ. (Отраслевая информационно-аналитическая газета «Путеводитель по ЖКХ» № 10(153) ноябрь-декабрь 2020г.) 2. Технологическая линия ПБМ применяется для переработки битумосодержащих кровельных отходов БСКО и получения ВМР для изготовления рулонных кровельных материалов, мастик горячего и холодного применения, стабилизирующих добавок для асфальтобетонов, холодного асфальта. 3. Технологическая линия РКМ применяется для производства из полученного ВМР на линии ПБМ битумно-полимерных рулонных кровельных материалов. Стоимость рулона по сравнению с аналогами на 20% ниже рыночной. За счет применения технологий и оборудования ООО "ТПБО" будет минимизировано количество отходов, а использование ВМР принесет экономические и экологические выгоды в виде уменьшения расходов на капитальный ремонт кровель, стоимость гидроизоляционных материалов и отсутствие захоронений БСКО.
Кровля, отремонтированная по ВИКМ (вторичное использование кровельных материалов) - технологии, обладает на порядок более высокими характеристиками: — высокая эластичность и устойчивость к температурным перепадам; — повышенная долговечность (реальный срок безремонтной эксплуатации – от 15 лет); — отсутствие необходимости в дополнительной пароизоляции. Главное преимущество, которое делает ВИКМ - технологию выгодным решением многих коммунальных проблем – это экономическая целесообразность: — исключаются затраты на транспортировку и утилизацию отходов (БСКО); — отсутствует необходимость в закупке и доставке больших объёмов дополнительного материала; — минимизированы трудозатраты. Получаемое в результате переработки новое монолитное гидроизоляционное битумно-полимерное покрытие называется ВИР-ПЛАСТ и является единственным в мире кровельным материалом, имеющим трёхкратное армирование. В основу ВИКМ-технологии вторичного использования кровельных материалов положен принцип термической переработки измельчённых отходов старого кровельного слоя с добавлением ряда пластификаторов и модификаторов. Получаемая в результате переработки пластичная, гомогенная и обезвоженная масса сбалансированно объединяет два, казалось бы, противоположных качества – прочность армированного фиброволокнами полимера и эластичность битумно-латексной мастики. В качестве добавок используются модификаторы: — стирол-бутадиен-стирол (СБС), легко заменяемый аналогом - полиэтиленовой плёнкой; — полимеры, внедряемые в смесь в виде отработанного машинного масла; — комбинированный модификатор из производных каучука и латекса. Технологически процесс реализован в следующих этапах: — снятие и измельчение старого кровельного покрытия (механическим способом); — плавление, дегидратация и гомогенизация в терморегенерационном устройстве смешивания битумосодержащих материалов (до температуры 190°С) с добавлением пластификаторов и модификаторов; — укладка на очищенную поверхность крыши; — выравнивание поверхности ВИР-ПЛАСТА, нанесение слоя рулонного кровельного материала с мелкозернистой или крупнозернистой посыпкой (для защиты от УФ-излучения). В результате создаётся плотный упругий слой (от 14 до 30 мм), заполняющий, благодаря высокой адгезии, все микропоры, ямки и трещины, и способный сохранять свои рабочие качества в очень широком диапазоне температур. Применяемое ВИКМ-оборудование мобильно и компактно, поэтому может быть установлено непосредственно в зоне проведения работ – прямо на ремонтируемой кровле. Все устройства и аппараты, входящие в состав комплекта, допускают подключение к стандартной электросети многоквартирных домов (380В). Суммарная потребляемая мощность базовой конфигурации оборудования ВИКМ – 36 кВт.